Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 7 ноября ст.ст., сб (25-я седмица по Пятидесятнице, чтения 24-й седмицы); литургические чтения: 2Кор.11:1-6; Лк.9:1-6 *. > <> мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, > то уже не сможем сказать: всё, что добродетельно, прекрасно, > гармонично, - это я; всё остальное - это п`ятна случайности, > не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже... > В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в с`амой > глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем > кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз > я слышал на исповеди: "Вот все мои грехи", - затем кающийся > на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются > довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь > обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было > бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: "Я виноват, но что > вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня сё, у меня > ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т.д.", - не раз > случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже > разрешительной молитвы, я ему говорил: "Сожалею, но исповедь - > это средство примирения с Богом, а примирение - дело обоюдное. Итак, > прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, > что прощаете Ему весь вред, всё зло, которое Он вам причинил, > все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым > или святой?". Обычно людям это не нравится, но это правда и это > так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, > как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы - это то, > что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, > а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы > воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает - уж > по крайней мере по отношению ко мне!). > Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку > в делании, вытекающем из того, что мы увидели? > Да, конечно, можно, и это "да, конечно" для меня обосновывается > двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал > Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний > опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, > если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, > чтобы устоять перед таким в`идением. Пока Он видит, что нам > недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном > неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только > опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же > Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда > достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, > и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, - > но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное > откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое - > это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская > девушка раскрывает во мне всё мое нетерпение, грубость > и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне > увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться > с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне > измениться. > Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима > Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели > самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас > прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также > и всё остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что > уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас > интереса: важно всё остальное - пустыню или дебри - превратить > в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным > Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать > себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки > и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, > что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины > и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же > ясность взгляда, какой обладает художник. Произведение искусства, > которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: > с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой - > материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать > одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите > сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если > вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его > из греческого мрамора, и т.д. - просто потому, что то, что вы хотите > выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного > материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе > упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), > и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет > не в том, "как сделать мрамор из слоновой кости или гранит > из кривого сучка"; вы просто посмотрите на этот наличный материал > и скажете: "Какое произведение искусства может родиться из того, что > я держу в руках?" (Что не препятствует вам впоследствии осуществить > другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.) [ митр. Сурожский Антоний. О САМОПОЗНАНИИ в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ // "Паломник", 2001; стр.108-10 www.mitras.ru/pered2/pb_222.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф. 9,35-10,1; 10,5-11,1; Мк.6,6б-13; эпизод N 72 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#72) *** *** смотри также по теме: +++ митр. Сурожский Антоний: самопознание: качество моей любви www.messia.ru/rasylka/002/265.htm *** *** по теме евангельского чтения смотри: +++ Яков Кротов: Не ставить кадиллак впереди телеги www.messia.ru/rasylka/002/252.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Ах, вам бы потерпеть меня, даже если я немного глуповат! Ну уж потерпите, пожалуйста! Ведь я ревную вас Божьей ревностью: я обручил вас одному-единственному Мужу - Христу и должен вручить Ему целомудренную невесту. Но Еву Змей обманул своим коварством. Боюсь, как бы и ваш ум не оказался совращен и не отдалился бы от безраздельной и чистой преданности Христу. Ведь если кто-то приходит и возвещает вам иного Иисуса - которого мы не возвещали; иной Дух - которого вы не принимали; иную Весть - которую вы не получали, - вы прекрасно это т`ерпите!* (2Кор.11:1-4) * * * *Созвав к себе двенадцать Своих учеников, Иисус дал им силу и власть изгонять всех бесов и излечивать болезни. Он послал их возвещать Царство Бога и исцелять больных. Он сказал им: "Ничего не берите в дорогу: ни посоха, ни котомки, ни хлеба, ни денег, ни смены одежды. В какой дом ни войдете, там и оставайтесь до тех пор, пока не уйдете оттуда. А где вас не примут, то, покидая их город, даже пыль, приставшую к вашим ногам, отряхните им. Пусть это будет для них предупреждением. Уйдя, ученики разошлись по селениям, возвещая Радостную Весть и всюду совершая исцеления.* (Лк.9:1-6) |
|||
|