* 25 декабря ст.ст., пт Рождество Господа нашего Иисуса Христа литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12 *. ********************************************************* ** • Свящ. Александр Мень: * *** Зачем всемогущий Бог стал бессильным младенцем? * **** www.messia.ru/rasylka/003/304.htm#0 * ***** • "Рождество" * ****** в тематическом указателе сайта "ХП" * ******* www.messia.ru/temy/r.htm#rzhdstvo * ******** ********* ********** *********** *** **************** * ******************************* Продолжение. См. предыдущий выпуск. > Во многих смыслах наша вера - религия маленьких вещей. Я уже > говорил, что Предание - и в книгах, и в картинах, и в легендах - > отдало дань парадоксу о Боге в яслях. Наверное, меньше говорилось > о Боге в пещере. Как ни странно, о пещере вообще говорили мало. > Рождество Христово переносили в любую страну, в любую эпоху, в любой > ландшафт и город, подгоняли к самым разным обычаям и вкусам, - > и это очень хорошо. Всюду мы видим хлев, но далеко не всюду - > пещеру. Некоторые ученые по глупости нашли противоречие > между преданием о яслях и преданием о пещере, чем доказали, > что не были в Палестине. Им мерещится различие там, где его нет, > но они не видят его там, где оно есть. > Когда я читаю, например, что Христос вышел из пещеры, как Митра > из скалы, мне кажется, что это пародия на сравнительное изучение > религий. В каждом предании, даже ложном, есть суть, есть самое > главное. Предание о божестве, появляющемся, как Паллада, в расцвете > сил, без матери, без детства, по сути своей не похоже на рассказ > о Боге, родившемся как самый простой ребенок и совершенно зависевшем > от Матери. > Мы можем отдать предпочтение любому из этих преданий, но не можем > отрицать, что они - разные. Отождествлять их из-за того, что в обоих > есть скала, так же нелепо, как приравнивать потоп к Крещению, потому > что и там и здесь есть вода. Миф Рождество или тайна, пещера играет > в нём совсем особую роль - она говорит о том, что Бог наш > был бездомным изгоем. Однако о пещере вспоминают реже, чем о других > атрибутах Рождества. > Причина проста и связана с самой природой возникшего тогда мира. > Нелегко увидеть и описать новое измерение. Христос не только родился > на земле - Он родился под землей. Первое действие божественной > трагедии развертывалось не выше зрителя, а ниже, на темной потаенной > сцене. Почти невозможно выразить средствами искусства одновременные > действия на разных уровнях бытия. > Что-то подобное могли изобразить в средние века; но чем больше > узнавали художники о реализме и перспективе, тем труднее > им становилось изобразить ангелов в небе, пастухов на холмах, сияние > в самом холме. Может быть, к этому ближе всего подошли средневековые > гильдии, которые возили по улицам вертеп в три этажа, где наверху > было небо, внизу ад, а посредине - земля. Но в вифлеемском парадоксе > внизу было небо. > В этом одном - дух мятежа, дух перевернутого мира. Трудно выразить > или описать заново, как изменила саму идею закона и отношение > к отверженным мысль о Боге, рожденном вне общества. Поистине > после этого не могло быть рабов. Могли быть и были люди, носящие > этот ярлык, пока Церковь не окрепла настолько, чтобы его снять, > но уже не могло быть язычески спокойного отношения к рабству. > Личность стала ценной в том особом смысле, в каком не может быть > ценным орудие, и человек не мог более быть орудием, во всяком > случае - для человека. Эту народную, демократическую сторону > Рождества предание справедливо связывает с пастухами - крестьянами, > которые запросто беседовали с Владычицей небес. <...> > Люди из народа - такие, как пастухи, - везде и повсюду создавали > мифы. Это они испытывали прежде всех не тягу к философии > или сатанизму, а <...> потребность в образах, приключениях, > фантазии, в сказках, подобных поискам, в соблазнительном, > даже мучительном сходстве природы с человеком, в таинственной > значимости времен года и определенных мест. <....> > <....> Но, хотя никто об этом не ведал, близился час свершения. > Хотя никто об этом не слышал, далеко, в диких горах, кто-то закричал > от радости на неведомом языке. Пастухи обрели Пастыря. > То, что они нашли, было очень похоже на то, что они искали. Народ > ошибался во многом, но он не ошибался, когда верил, что у святыни > есть дом, а божеству ведомы границы пространства и времени. Дикарь, > создавший нелепейшие мифы о спрятанном в коробочке солнце > или о спасенном боге, которого подменили камнем, ближе к тайне > пещеры, чем города Средиземноморья, примирившиеся с холодными > отвлеченностями. > Он понял бы лучше, что случилось в мире, чем те, в чьих руках > становилась всё тоньше и тоньше нить Платонова идеализма > или Пифагоровой мистики. Пастухи нашли не Академию и не совершенную > республику. Они нашли наяву свой сон. С этого часа в мире не может > быть мифов; ведь мифотворчество - это поиски. > Все мы знаем, что народ в рождественских мираклях и песнях одевал > пастухов в костюмы своей страны и представлял Вифлеем своей родной > деревней. Большинство из нас понимает, как это точно, мудро и тонко, > как много здесь христианского <...> чутья. Многие видели грубый > деревенский Вифлеем, но мало кто помнит, каким он был у тех, > чье искусство кажется нам искусственным. Боюсь, в наше время не всем > понравится, что во времена классицизма актеры и поэты одевали > пастухов пастушками Вергилия. Но и они были правы. Превращая > Рождество в латинскую эклогу <{эклога - идиллия в стихах; пастушье > стихотворенье (Даль)}>, они нащупали одну из самых важных связей > человеческой истории. > <.....> Если мир устал от безумия, его может спасти > лишь здравомыслие. Но он устал от здравомыслия; что же могло > излечить его, если не то, что излечило? <...> [ Гилберт К. Честертон. ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (II.1) www.krotov.info/library/ch/chesterton/vechni2.htm ] ------------------------------------- * еванг. чтение - эпизод N15~ по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#15) -- С ПРАЗДНИКОМ! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас. И в подтверждение того, что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: "Абб`а! Отец!" Значит, ты больше не раб, ты - сын. А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:4-7) * * * *После того как в иудейском городе Вифлееме, при царе Ироде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты. Они спрашивали: "Где новорожденный царь евреев? Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести". Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. Они ответили: "В иудейском городе Вифлееме. Потому что так написано пророком: "И ты, Вифлеем, земля Иуды, / не самый малый средь главных городов Иуды: из тебя произойдет вождь, / пастырь народа Моего Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды и направил в Вифлеем, сказав им: "Ступайте и всё в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести". Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали. Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.* (Мф.2:1-12) * * * "Как небо выше земли, / так пути Мои выше путей ваших, / и мысли Мои выше мыслей ваших, - <говорит Господь>" (Ис.55:9) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|