* 31 декабря ст.ст., чт (33-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы); {Отдание праздника Рождества Христова} литургические чтения: Иак.4:7-5:9; Мк.11:27-33. >>>>>>>>> --- > >> >>> >>>> >>>>> >>>>>> >> >>> >>> К апост. чтению (Иак.4:11-12;5:9): Авва Дорофей: \ >> Осуждение: неужели мало собственного бремени? \ > www.messia.ru/rasylka/003/334.htm#0 \ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - > Иногда <> мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего <...>. > Уничижение - <это> когда человек не только осуждает другого, > но <и> презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, > как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. > Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, > но всегда смотрят на свои собственные, и <таким образом они имеют > успех>. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, > вздохнул и сказал: "Г`оре мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу > и я завтра". Видишь ли твердость? Видишь ли настроение души? > Как он тотчас нашел средство избежать осуждения брата своего! > Ибо сказав: "...так и я завтра", он внушил себе страх и попечение > о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал > осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя > поверг под ноги его, сказав: "И он, по крайней мере покается, > о грехе своем, а я не покаюсь, как д`олжно, не достигну покаяния, > не в силах буду покаяться". Видишь просвещение божественной души? Он > не только <сумел> избежать осуждения ближнего, но и себя самого > поверг под ноги его. Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, > гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим, или услышим, или только > подозреваем; и что еще хуже, мы не останавливаемся на своем > собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему: > "то и то случилось", и вредим ему, внося в сердце его грех{}. > И не боимся мы Сказавшего: <Г`оре тебе, который подаеть > ближнему твоему питье с примесью злобы твоей> (Авв.2,15), > но совершаем бесовское дело и <даже не замечаем этого>! Ибо > что <еще> делать бесу, как не смущать и не вредить? А мы оказываемся > помощниками бесов на погибель свою и ближнего! Ибо кто вредит душе, > тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, > тот помогает святым Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, > как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то > с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, > как сказано: <Любовь> покрывает множество грехов (1Петр.4,8). > <Любовь> не мыслит зла; <всё> покрывает и проч. (1Кор.13,5). > Итак, если бы <...> мы имели любовь, то <эта> любовь покрыла бы > всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки > человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто > столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят > согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, > но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, > как <больную часть тела>, и делают всё для того, чтобы спасти его. > Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, > чувствуют, что она мечется и бьется, то не <сразу сильно тянут> > ее, ибо иначе <порвется веревка> и они совсем потеряют рыбу, > но пускают <веревку> свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда > же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу > притягивают ее; так и святые долготерпением и любовью привлекают > брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая > безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается > от него, но и украшает его с любовью, и всё, что ни делает, делает > для его утешения; так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, > чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой > не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви > Христовой. > Что сделал святой Аммон, <когда> однажды братья пришли к нему > в смущении и сказали ему: "Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата > в келье женщина". Какое милосердие показала, какую любовь имела > <та святая> душа! Поняв, что брат скрыл женщину под кадкой, он пошел > и сел на <нее> и велел им искать по всей келии. Когда же они ничего > не нашли, он сказал им: "Бог да простит вас". И так он постыдил их, > утвердил и оказал им великую пользу, научив их не <быть > легковерными, слыша обвинение> на ближнего; и брата <того> исправил, > не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашел удобное > к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал > ему: "Подумай о душе своей, брат". Брат сей тотчас устыдился, пришел > в умиление и тотчас подействовало на душу его человеколюбие > и сострадание старца. > Итак, приобретем и мы любовь, приобретем снисходительность > к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного злословия, осуждения > и уничижения и будем помогать друг другу, как <членам собственного > тела>. Кто, имея рану на руке <..>, или на ноге, или на другом > каком члене, гнушается собою, или отсекает член свой, хотя бы он > и гноился? <...> Одним словом, никто не оставляет своего члена > в небрежении, не отвращается от него, <даже если от него исходит > зловоние>, но делает всё для того, чтобы излечить его. Так должны > и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, сами > и <через> других, сильнейших, и всё придумывать и делать для того, > чтобы помогать и себе, и один другому; ибо мы члены друг друга, > как говорит Апостол: мы, многие, составляем одно тело во Христе, > а порознь - один для другого члены (Рим.12,5), и: страдает ли один > член, страдают с ним все члены (1Кор.12,26). Чем кажутся вам > <монастыри>? <Разве они не одно тело, а все, живущие в них, - разве > не> члены друг друга? Правящие и наставляющие - глава; наблюдающие > и исправляющие - очи; <служащие> словом - уста; слушающие их - уши; > делающие - руки, а ноги - <это> посылаемые и исполняющие служение. > Глава ли ты? - Наставляй. Око ли? - Наблюдай, смотри. Уста ли? - > Говори, <служи словом>. Ухо ли? - Слушай. Рука ли? - Делай. Нога > ли? - <Исполняй свое служение>. Каждый да служит телу по силе своей, > и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая > слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, > или <оказанием> помощи в деле служения. И, одним словом, каждый > <...> по силе своей, старайтесь иметь <единство> друг с другом; ибо, > чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется он > с Богом. > И чтобы вам яснее понять <смысл> сказанного, предложу вам сравнение, > преданное от отцев. Представьте себе круг, начертанный на земле, > средина которого называет центром; а прямые линии, идущие от центра > к окружности, <...> - радиусами. Теперь <...> предположите, что круг > сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же <...> - пути > жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, > желая приблизиться к Богу, настолько <...> они становятся ближе > и к Богу, и друг ко другу; и <в какой мере> приближаются к Богу, > <в такой> приближаются и друг ко другу; и <в какой мере> > приближаются друг ко другу, <в такой> приближаются и к Богу. <То же > и с удалением.> Когда удаляются от Бога и <приближаются> > ко внешнему, то очевидно, что <насколько они уходят от центра> > и удаляются от Бога, <настолько> удаляются и друг от друга; > и <в какой мере> удаляются друг от друга, <в такой> удаляются > и от Бога. <Такова природа> любви: насколько мы находимся вне > и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же > возлюбим Бога, то <в какой мере> приближаемся к Богу любовью к Нему, > <в такой мере> соединяемся любовью и с ближним; и <в какой мере> > соединяемся с ближним, <в такой> соединяемся с Богом. Господь Бог > да сподобит нас слышать полезное и исполнять <это>; ибо по мере > того, как мы стараемся и заботимся об исполнении слышанного, и Бог > всегда просвещает нас и научает воле Своей. Ему слава и держава > во веки веков. Аминь. [ авва Дорофей. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И ПОСЛАНИЯ (6) www.krotov.info/library/d/dorofey/dorof3.html#1 ] -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ... Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит. Не оговаривайте друг друга, братья! Кто оговаривает или осуждает брата, тот говорит против Закона и осуждает Закон. А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья! Но есть лишь один Законодатель и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто ты такой, чтобы судить ближнего? Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит: "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, проведем там год, будем торговать и заработаем много денег". Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра! Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала. Вам бы говорить вместо этого: "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то". А вы хвастаетесь, зан`оситесь. Всякое такое хвастовство порочно! Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает, повинен в грехе. ... Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа! Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец, когда земля принесет драгоценный урожай. Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей! Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца, потому что день возвращения Господа уже близок. Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас. Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!* (Иак.4:7-8,10-17;5:7-9) * * * *Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира? Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести.* (1Кор.1:20-21) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|