Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 08 января ст.ст., пт (34-я седмица по Пятидесятнице, чтения 33-й седмицы); {Попразднство Богоявления} литургические чтения: 2Пет.1:1-10; Мк.13:1-8 *. > 2 Петр 1.3-4 (3) Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью, (4) благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира. (перевод "Радостная Весть") > Уже в приветствии ап. Петр указал две стороны в деле нашего > спасения - Божественную и человеческую, при этом представителем > Божественной стороны является Иисус Христос, которого Апостол назвал > Богом и Спасителем. Некоторые ученые, например, Уильям Баркли, > настаивают на том, что в данном случае мы имеем дело > не с богословием, т.е. не с исповеданием Божественной природы Иисуса > Христа, а с эмоциональным выражением преклонения перед Ним, перед > Тем, кого Петр знал как своего Господа. Это очень сложный вопрос, > потому что, если бы Церковь, действительно, изначально > и недвусмысленно исповедала веру в Божество Иисуса Христа, то > в её лоне просто не было бы места различным учениям, возникавшим > на протяжении нескольких веков и отрицавшим Божественную природу > во Христе Иисусе. С другой стороны, и вера Церкви в Божественность > Христа, в Его единосущие Богу Отцу, догматически закрепленная > в IV веке, не могла возникнуть на пустом месте, не смогла бы > победить в борьбе с ересями, если бы не ощущала своей связи > с Апостольским Преданием. И, может быть, исповедание ап. Петра, > наряду с некоторыми высказываниями ап. Павла, является одним > из ранних выражений веры Церкви в Божество Иисуса Христа. Конечно, > им могло предшествовать восторженное исповедание Фомы: +"Господь мой > и Бог мой"+, приведенное в Евангелии от Иоанна, но мы должны > учитывать, что это Евангелие написано много позже, чем Послания > Павла и Петра, и могло испытать влияние церковной проповеди. А вот > исповедание Петра звучит достаточно убедительно и обоснованно > для того, чтобы видеть в нем нечто большее, чем только выражение > эмоций. Уже в приветствии он дважды называет Иисуса Христа Богом > и далее, развивая тему двусторонности дела спасения, Апостол вновь > говорит о Божественности Христа. По его словам, Иисус Христос, > во-первых, является обладателем и дарителем Божественной силы, а, > во-вторых, через Него мы становимся +"причастниками Божеского > естества"+, что было бы невозможно, если бы Он Сам не был причастен > Божеству. > Итак, раскрывая Божественную сторону в деле нашего спасения, > Петр настаивает на том, что +"от Божественной силы Иисуса Христа нам > даровано всё потребное для жизни и благочестия"+. Здесь содержится > несколько очень важных моментов. Во-первых, Иисус Христос не только > возвещает нам о возможности новой жизни, но и даёт всё необходимое > для неё. В этом отличие христианства от любой религии. > Многие религии говорят о том, как человек должен жить в этом мире > и указывают путь, по которому человек должен идти. Ветхозаветный > Закон говорит человеку о воле Божией и о долге человека перед Богом. > Но, как отмечал В.С.Соловьёв, "чувство долга ещё не даёт сил > его исполнить". Так вот, в христианстве человек не только рождается > в новую жизнь и ему указывается путь, которым он должен идти, > но и реально даются силы, чтобы пройти этот путь и не свернуть > с него. Во-вторых, эти силы имеют Божественное происхождение, > их источник неисчерпаем и они непреодолимы. Только от человека > зависит правильно воспользоваться ими, направить их на поддержание > и развитие подлинной жизни и благочестия. В-третьих, эти силы > нам дарованы, т.е. их получение не зависит не от каких земных > обстоятельств, а определяется только милостью и благостью Божией. > Другое дело, что усвоение этих сил и их правильное использование > во многом зависят от человека, и об этом Апостол будет ещё говорить > позже, но сами силы нам даруются - мы не можем их заслужить > или получить в силу какой-либо нашей национальной и социальной > принадлежности. Далее Петр пишет что всё +"потребное нам для жизни > и благочестия"+ даруется нам +"через познание призвавшего нас славою > благостью"+. При этом апостол Петр употребляет греч. слово - > epignwsiV (эпигносис), часто использовавшееся ап. Павлом; но если > Павел, говоря о познании +"Призвавшего нас"+ обыкновенно имел в виду > Бога Отца, что, кстати, имеет место и в 1-ом Послании Петра, > то здесь ап. Петр распространяет слово epignwsiV (познание) > на Господа Иисуса Христа, что ясно видно из 8-ого стиха этой главы. > Таким образом можно предположить, что и в 3-ем стихе Петр, в отличии > от Павловых Посланий и от своего 1-ого Послания, под Призвавшим > имеет в виду именно Иисуса Христа, тем самым подчеркивая > Его Божественное достоинство. И далее Апостол говорит о том, > что Христос соделывает нас +"причастниками Божеского естества"+. > Конечно, трудно точно сказать, что здесь имеет в виду ап. Петр, > какова степень этой причастности? Но позже святые отцы скажут, что > во Христе "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". > У св. Афанасия Великого эта мысль высказана так: "Бог вочеловечился, > чтобы мы обожились", а прп. Максим Исповедник об этом пишет > следующее: "Твёрдое и верное основание надежды на обожение > для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере > делающее человека богом, в какой сам Бог сделался человеком. > Ибо явно, что сделавшийся человеком без греха может обожить > и естество (человеческое) без преложения в Божество, в такой мере > возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя ради человека". > Мы видим, что учение Святых Отцов об обожении человека укоренено > в Апостольском Предании, и хотя Святые Отцы дерзновенно проникают > в заоблачные высоты, но и они соблюдают осторожность в выражениях, > сознавая глубину тайны нашего спасения, и осторожность может быть > даже большую, чем мы видим у апостолов. И заканчивается отрывок > призывом удалиться от господствующего в мире растления похотью. Этот > призыв является переходом к раскрытию человеческой стороны спасения. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (2 Послание св. ап. Петра. Беседа N42) // М.: "Путь", 2003; стр.79-81 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.24:1-8; Лк.21:5-11 +~~~~~~~~~~ СМОТРИ ТАКЖЕ: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~\ * К апост. чтению: \ * • К.С.Льюис: Главные добродетели \ *** www.messia.ru/rasylka/004/689.htm#0 \ ** • митр. Антоний Блум: Божественная природа в нас \ *** www.messia.ru/rasylka/003/342.htm#0 \ * • проповедь митр. Антония "Любовь всепобеждающая" \ *** www.messia.ru/rasylka/004/687.htm#0 \ ======================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050121/orth?cont=rv_ru -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания - через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью, благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира. И по этой причине прилож`ите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель - знанием, знание - выдержкой, выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием, благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью. Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным. Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. Вот почему вы, братья, с еще б`ольшим усердием старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете так поступать - никогда не споткнетесь! Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.* (2Пет.1:3-11) * * * *Когда Иисус выходил из Храма, один из учеников сказал Ему: "Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!" Иисус сказал: "Ты смотришь на эти огромные здания? Так вот, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!" Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили: "Скажи нам, когда это будет? И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак?" Иисус сказал: "Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман! Многие придут под Моим именем / и будут говорить: "Это Я!" - / и многих введут в обман. Когда услышите о ближних и дальних войнах, не пугайтесь: так и должно быть. / Но это еще не конец. Восстанет народ на народ / и царство на царство, землетрясения будут во многих местах, / будет голод. Это только родовые схватки".* (Мк.13:1-8) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|