Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 15 января ст.ст., пт (35-я седмица по Пятидесятнице, чтения 30-й седмицы) литургические чтения: Евр.11:8,11-16; Мк.9:33-41 *. > <...> я хочу вам напомнить место из Евангелия от Марка (его > повторяет и Лука). Ученики Христа <...> упомянули, что встретили > человека, который <...> не состоит в окружении Спасителя Христа, но > верует в Него и творит чудеса Его именем. И они запретили ему, > потому что 'он не ходит за нами'. Христос им ответил: Не запрещайте > никому. Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре > злословить Меня (Мк.9:39). Я думаю, что это очень важное место > <...>; многие, вероятно, просто не замечают его и не применяют > к современной нам жизни. А говорит это место вот о чём: да, есть > Спаситель Христос как абсолютный центр, есть Его ученики и апостолы, > есть дальше целый круг их учеников и последователей; но есть и такие > люди, которые услышали зов Христа, приняли в сердце и в ум Его > учение, которые служат Ему, но по какой-либо причине > не присоединились к этому кругу Христову. Мне кажется, что это очень > важно помнить, потому что мы легко считаем, что все те, кто не > с нами, не имеют отношения и к Тому, Кто является нашим Богом, нашим > Спасителем, нашим Наставником. А вместе с тем видно, что это не так. > Размышляя над этим, в свое время <...> Лев Александрович Зандер > <...> говорил о том, как он себе представляет христианское > разъединение. Он давал такую картину. Когда два человека поссорятся, > они друг от друга радикально отворачиваются и стоят как бы спина > к спине. Они еще могут физически почти что себя ощущать, их лопатки > соприкасаются, но они бесконечно далеки друг от друга, потому что > смотрят в <противоположные стороны>, взор одного не может встретить > взор другого <...>. И поэтому они постепенно друг от друга > удаляются; они с самого начала стали всеконечно чуждыми <...>. > Это первая стадия; ее мы видим в истории Церкви, в истории > политических организаций и даже в истории отдельных людей: момент > решительной ссоры, решительного расхождения, когда уже нечего > друг другу говорить, остается только разойтись. > А затем человек или группа людей, вероисповедание идет куда-то, куда > глаза глядят, однако память о том, с кем произошла ссора, > не умирает. Человек, оставивший другого, отрекшийся от него, > не может от него до конца 'отделаться'; ссора разъединяет людей, > и однако люди остаются каким-то образом, может быть, даже из-за этой > ссоры, друг за друга ответственными, связанными в один узел. И вот > приходит момент, когда, отошедши достаточно далеко, чтобы уже > не чувствовать в той же мере гнев, обиду, не переживать в той же > мере разногласие, негодование о нём, обе стороны <...> > оборачиваются - посмотреть, что же сталось с тем, который был > не только моим другом, кто был единым со мной и стал настолько мне > чужд, что мы разошлись и ушли друг от друга, как казалось, > бесповоротно. И что же видит человек? <...> глядя вдаль, он видит > только силуэт, какую-то форму, но различить черты лица, узнать > своего бывшего друга или теперешнего недруга не может. И тогда > начинает подниматься в нём вопрос об их разрыве. Гнев спал, > ненависть вымерла; разногласия, конечно, еще существуют, > но благодаря тому, что умерла ненависть, гнев спал - начинает > вспоминаться не только то недоброе, что привело к расхождению, но > и то светлое, что было между этими двумя людьми. Следующий шаг: > поставив себе этот вопрос, группа людей или два человека начинают > друг во друга всматриваться издали и, чтобы лучше увидеть, начинают > друг ко другу приближаться. Они хотят посмотреть: что же сталось > с тем, который был моим братом, моей сестрой - и стал моим врагом. > И это движение друг ко другу заставляет людей пересмотреть всю > ссору, потому что в каждой ссоре есть как бы две составные части. > Есть одна основная причина разногласия, которая не может быть снята > просто доброй волей, и другая - чисто человеческая: взаимное > непонимание, различие культур, языка, и даже просто разница > во вкусах и в мечтах. И вот два человека, которые разошлись так > радикально, движимые или любопытством, или желанием снова посмотреть > на того, кто был другом, начинают сближаться, и по мере того, как > они сближаются, черты другого обозначаются всё яснее. Оба начинают > видеть, что у того, кто ими был брошен, кого они оттолкнули, от кого > они отреклись, кого они порой прокляли, остаются человеческие черты, > он не стал уродом, он не стал чем-то страшным, чудовищем, > он человек. Если вглядеться более внимательно, можно даже видеть > в нём благородство, правду, достоинство, свет. И тут встает вопрос: > нельзя ли нам найти общий язык, чтобы снова заговорить?.. > Это не всегда просто, потому что за столетия язык веры, > язык убеждений, язык внутренней жизни порой развивается в очень > разные направления. Часто бывает, что одни и те же слова покрывают > совершенно иные понятия; или наоборот: слова стали совершенно иные, > а вера, понятия остались неизменными. И тут начинается разговор, то, > что сейчас называется диалогом <...>. В этом весь смысл того, > что происходит сейчас в христианском мире между разошедшимися > вероисповеданиями. Диалог вовсе не означает принятия друг друга > в элементах веры, в том, из-за чего люди разошлись; но есть нечто, > что сродняет всех. <... в свое время владыка Антоний Храповицкий > писал>, что ранние ереси отрекались от самых основных истин > христианской веры, отрицали <божественность> Господа Иисуса Христа, > отвергали подлинность, реальность Его человечества. Но последующие > ереси, уходя от православия, уносили с собой все б`ольшую долю > православной веры. И поэтому Церковь, которая очень резко и строго > осуждала ранних еретиков, стала судить поздних отщепенцев с гораздо > большей мягкостью. Это не значит, что расхождения считались > неважными, но это означает, что как бы они ни были важны, > придерживающиеся разных мнений не перестают быть христианами, и > это - основание, делающее возможной ту взаимную встречу, диалог, > который сейчас уже много лет происходит между разошедшимися > христианскими вероисповеданиями. Было время, когда друг с другом > не разговаривали, друг друга не принимали ни в какой мере, а теперь, > как бы резки ни были расхождения, насколько определенно мы не могли > бы принять то или другое учение или установку другого > вероисповедания, мы всё-таки можем и имеем право, больше того: > мы обязаны признавать, что эти люди - подлинно, искренне веруют > во Христа. > Причем эта вера во Христа проверяется не только тем, что > они исповедуют христианскую веру с достаточной ясностью, что > они провозглашают Божию истину с большей или меньшей примесью > неправды, а тем, что человек не может жить и умереть ради Христа, > не будучи Христовым. Трудно себе представить, что тот или иной > миссионер инославной церкви, католической, одной из протестантских > или англиканской, который всю свою любовь отдал Христу, всю свою > жизнь Ему посвятил, ушел в далекие края, чтобы других приобщить > тому чуду радости и вдохновения, которые он получил от Евангелия, > умер в этом подвиге, - трудно представить, чтобы такой человек > мог бы быть отвергнут Христом. А если Христос не отвергает человека, > то никто из нас не имеет права это сделать. <...> Это не значит, что > наш взаимный разговор, взаимное уважение снимает различия или делает > допустимым то, что мы считаем неверным, но это значит, что нам надо > очень глубоко вглядываться в веру другого человека, чтобы увидеть, > что между нами есть общего. А общее - только Христос, не наше > мнение, не наше воззрение, а то, что открыто нам Самим Богом > в Евангелии, в учении Церкви. И на фоне этого света можно с гораздо > большей ясностью различать то, что нас разделяет, но отводя предмету > разделения свое место, то есть не считая его первостепенно важным. > <....> [ Митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (III) www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob3.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.18:1-5; 10:40,42; Лк.9:46-50; 22:24,26. эпизод N91 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#91) ССЫЛКИ ПО ТЕМАМ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ в выпуске N 1018 www.messia.ru/rasylka/004/1018.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах: www.bible-center.ru/biblereadings/20050128/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jan/28.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им: "Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем". Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам: "Кто одного из таких детей примет ради Меня, тот примет Меня. А кто примет Меня, тот не только Меня примет, но и Того, кто Меня послал". Иоанн сказал Ему: "Учитель, мы видели одного человека, который Твоим именем изгонял бесов, и мы ему запретили, раз он с нами не ходит". Иисус ответил: "Не мешайте ему! Кто совершит чудо, призвав Мое имя, не сможет сразу же начать Меня чернить. Кто не против нас, тот за нас! Кто вас кружкой воды напоит, потому что вы - ученики Помазанника, верьте Мне: не останется он без награды!"* (Мк.9:35-41) * * * *... чтобы стать святым, нужно просто захотеть. Бог может сделать тебя таким, каким задумал, если ты сам на это согласишься. От тебя требуется только сильное желание.* (Т.Мёртон) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |