Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 27 января ст.ст., ср (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы) литургические чтения: Иак.3:11-4:6; Мк.11:23-26 *. > Иак.4.1-3 1 Откуда у вас стычки и ссоры? Не от того же ли самого - от страстей, что борются в вашем теле? (2) Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить. И вот вы ссоритесь и деретесь. Но у вас ничего нет, потому что вы не пр`осите. (3) А даже если просите, то не получаете, потому что не о том просите: вы хотите лишь удовлетворения своих страстей. (перевод "Радостная Весть") > В предыдущем отрывке ап. Иаков противопоставил две мудрости - > мудрость, нисходящую свыше, мудрость истинную, и мудрость ложную > или, как называет ее Иаков, земную, душевную, бесовскую. Если > плоды истинной мудрости это - праведность и мир, то плодами мудрости > ложной являются неустройство и всё худое. Мудрость истинная > даруется Богом, ложная мудрость рождается из зависти и себялюбия. > И вот теперь ап. Иаков развивает эту тему. Нам трудно понять - > к кому в данном случае обращается апостол, кого он имеет в виду? > Всех ли своих читателей, т.е. всех тех, кому обращено Послание, > или только тех из них, которые стремятся к учительству. Ясно одно - > суровые обличительные слова апостола относятся к тем, которые > считают себя христианами; и это, с одной стороны, дает возможность > предполагать, что используемые Иаковом термины употреблены им > в переносном смысле, но, с другой стороны, это дает нам > представление о нравственном состоянии ранней Церкви или, по крайней > мере, некоторых ее членов. Это очень важный момент, потому что порой > современные христиане неоправданно идеализируют первых христиан, > что, в свою очередь, приводит к искаженным оценкам современной > ситуации и неправильным экклезиологическим рассуждениям. > Итак, Иаков пишет: "Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, > от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?" По мнению Апостола, > вражды и распри (в буквальном переводе с греческого - войны > и сражения) рождаются из погони за наслаждениями, из стремления жить > по собственным желаниям, по собственной воле, и в этом с ним > согласились бы все древние мудрецы. Филон Александрийский в свое > время писал: "Посмотрите на непрерывную войну, кипящую между людьми > даже в мирное время, которая ведется не только между народами, > странами и городами, но и между отдельными домами или даже людьми". > Филон дополняет свою мысль, он пишет: "Все известные войны имеют > один источник - жажду денег или славы или наслаждения". К словам > Филона можно добавить лишь то, что за две тысячи лет ничего > не изменилось в мире, и сегодня состояние человеческого общества - > это война всех против всех, а порой и война внутри человека. Часто > бывает так, что человек, внешне находясь в мирной ситуации, > внутренне пребывает в состоянии войны и раздирается на части своими > страстями и вожделениями, а это в свою очередь может привести > к тому, что внутренний разлад вырвется наружу и породит массу > грехов. > Об этом и пишет Иаков дальше: "Желаете - и не имеете; убиваете > и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - > и не имеете, потому что не пр`осите. Просите и не получаете, потому > что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". > По мнению одного из русских комментаторов Нового Завета, ап. Иаков > дает здесь наглядную картину беспорядочной взаимной борьбы > среди читателей его Послания. И самое ужасное в этой борьбе то, что > она может оказаться бесконечной. Человек создан Богом и в нём > заложено стремление к Абсолюту. Это стремление в результате > грехопадения извратилось, но оно неискоренимо. И человек никогда > не сможет получить полного удовлетворения в наслаждениях этого мира, > ибо возможности мира ограничены, а желания человека бесконечны. > Подлинное удовлетворение для человека возможно только в Боге, и пока > он этого не поймет, он будет пожираться этой бессмысленной войной > всех против всех. > Впрочем, учитывая, что Послание Иакова обращено к христианам, можно > предположить, что апостол, как мы уже отмечали, несколько сгущает > краски и употребляет слова в переносном смысле. Вряд ли можно > допустить, что христиане из-за взаимной вражды убивали друг друга. > Хотя позже в истории Церкви мы можем встретить и такое. Во всяком > случае, блж. Феофилакт комментирует это место так: "Нужно, впрочем, > знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это > тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя бы > и некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, > которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них > и вражда против благочестия". Но в данном случае с Феофилактом можно > и не согласиться, ибо при таком понимании уместнее было бы > какое-нибудь другое слово. Всё-таки ап. Иаков, наверное, имеет > в виду тех, кто причинял вред не только своей душе, но и другим. > Ведь убить можно и словом, и подлостью, и многими другими > поступками. Достаточно вспомнить сколько пришлось претерпеть > ап. Павлу от лжебратий. > Печальным, но неизбежным следствием подобного нравственного > состояния христиан является бесплодность их молитвы. Тот, в ком > еще сохраняются остатки христианского расположения, понимает, что > не может просить у Бога помощи в своих постыдных делах, а если > и попросит, то всё равно не получит, ибо будет просить не на добрые > дела, а на удовлетворение своих похотей и страстей. Кто-то может > возразить: как же так, ведь Сам Господь сказал: "Прос`ите - и дано > будет вам". Это действительно так, но Он же в другом месте пояснил: > "Чего ни попр`осите во имя Мое - будет вам". Так можно ли > рассчитывать на помощь от Бога в том, что наносит вред Церкви, миру, > людям? Можно ли просить успеха во имя Христа, чтобы жить > по собственным похотям? К сожалению, всё то, о чём говорит здесь > ап. Иаков, актуально и сегодня. Церковь пребывает в состоянии > разделения, ее предстоятели рвутся к власти, богатству и славе, > а большинство, так называемых, верующих убеждены, что Бог и Церковь > существуют только для того, чтобы удовлетворять все их желания > и помогать получше устраиваться в этом мире. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (Послание св. ап. Иакова. Беседа N14) // М.: "Путь", 2003; стр.27-9 ] ------------------------------------- * эпизод N131 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#131) ---------------------------------------------\ /// свящ. Яков Кротов: фиговый лист. прощение \ \\\ + ссылки по теме еванг. чтения \ \\ www.messia.ru/rasylka/005/1030.htm#0 \ ------------------------------------------------\ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050209/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/9.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие, то не хвастайтесь, не извращайте истины! Это не та мудрость, что нисходит с небес. Это мудрость земная, бездуховная, бесовская! Ведь где зависть и своекорыстие, там неурядицы и всякие некрасивые дела. Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста, а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива, исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна. А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют, чтобы пожать плод праведности. ... Ведь Писание говорит: "Бог противится гордецам, но любит смиренных".* (Иак.3:14-18;4:6) * * * *Иисус сказал: 'Верно вам говорю, если скажет кто этой горе: "Поднимись и бросься в море!" - и не усомнится в душ`е, но будет верить, что сказанное им исполнится, так и будет! Поэтому вам говорю Я: о чём бы вы ни молились и чего бы ни просили, верьте, что вы уже получили, - и так и будет! И когда вы сто`ите и м`олитесь, прощайте всё, что против кого-то имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам ваши грехи'.* (Мк.11:23-25) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |