Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 28 января ст.ст., чт (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы) {Память прп. Ефрема Сирина, 373-379} литургические чтения: Иак.4:7-5:9; Мк.11:27-33 *. > Иак.4.11-12 11 Не оговаривайте друг друга, братья! Кто оговаривает или осуждает брата, тот говорит против Закона и осуждает Закон. А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья. (12) Но есть лишь один Законодатель и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто ты такой, чтобы судить ближнего? (перевод "Радостная Весть") > С начала четвертой главы тон Послания имеет сурово обличительный > характер, и постоянно возникает сомнение по поводу того, к кому > обращены эти строки. Можно ли допустить, что столь суровые слова > относятся к христианам, к членам Церкви? Вот и предыдущий отрывок > начинался обращением - прелюбодеи и прелюбодейцы, а в конце отрывка > звучал призыв: "очистите руки, грешники, исправьте сердца, > двоедушные". При этом ап. Иаков употребил греческое слово - > хамартолос, означающее закоренелого грешника, человека, грехи > которого всем известны. Иаков призывает своих читателей к покаянию, > он пишет им: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте... смиритесь > пред Господом". Так и хочется предположить, что всё это обращено > к людям внешним, внецерковным. Однако ближайший контекст Послания и, > прежде всего, отрывок, который мы читаем сегодня, обращение > ап. Иакова в нём к читателям - братия, говорит о том, что всё-таки > апостол имеет в виду христиан. По крайней мере, тех, о которых > он говорил и в третьей главе, то есть согрешающих словом, > стремящихся к учительству, а, значит, к высокому положению в Церкви > и к власти над людьми. Именно их он имеет в виду, когда обличает > вражды и распри, когда обвиняет их в чрезмерных желаниях, убийствах > и зависти. Именно их он называет прелюбодейцами и закоренелыми > грешниками. > И ведь действительно, стремление к славе человеческой, к власти > в любом обществе, в том числе и в церковном, порождает расколы > и распри, приводит к зависти и к вражде, и по сути своей является > главной изменой Богу, ибо человек в центр своей жизни ставит себя, > свое положение в обществе, а не Бога. И именно таких христиан > ап. Иаков призывает "очистить руки". Первоначально это выражение > означало лишь обрядовое очищение, ритуальное омовение рук, которому > в ветхозаветной традиции придавалось большое значение. Но позже > это выражение стало <...> символом нравственной чистоты. > Таким образом, апостол призывает своих читателей очистить > свои побуждения, то есть в своих действиях и поступках исходить > не из собственной выгоды, не из стремления к славе или к власти, > а из интересов дела Божия, из того, что служит к миру и праведности > в Церкви. Иаков призывает их покаяться и оплакать свое недостойное > поведение, свои грехи. > <...> Естественно, что споры и разделения сопровождаются взаимным > осуждением и злословием. И тот, кто желает восстановления мира, > должен отказаться, прежде всего, от этого. Ап. Иаков использует > здесь греческое слово - каталапео, означающее - оговаривать > кого-либо, клеветать, хулить кого-либо за глаза. Этот грех > многократно осуждается в Библии, в книгах Ветхого Завета, осуждается > он и в Новом Завете, особенно в Посланиях ап. Павла. Можно вспомнить > и слова Спасителя: "Не суд`ите, да не судимы будете". В основе > любой клеветы, любого злословия лежит осуждение. Человек готов > оговорить кого-либо, наговорить о другом гадостей только потому, > что осудил этого другого в сердце своем, вынес ему приговор, дал ему > оценку. <...> > И хотя опасность, исходящая от злословия для любого человеческого > общества, а тем более для Церкви, очевидна, ибо этот порок идет > в разрез с христианской добродетелью смирения, о которой уже говорил > ап. Иаков, и вносит разделения, ослабляющие и разваливающие > общество, тем не менее, апостол в анализе и обличении этого порока > идет дальше и глубже. Иаков настаивает на том, что это очень тяжкое > преступление, так как злословящий и судящий брата своего христианин, > по сути, злословит и судит закон, данный Богом, а именно - закон > любви. Злословием и осуждением ближнего своего такой христианин > не исполняет, а нарушает, и тем самым, отрицает самый главный закон > христианства. Следовательно, он как бы судит и осуждает сам этот > закон, как бы объявляя его неправильным и непригодным к реальной > жизни. Но тем самым он судит и осуждает и Самого Законодателя - > Бога и является уже не исполнителем закона, а судьей, судьей > и над законом, и над Законодателем, посягая тем самым на права Бога. > Но никто кроме Бога не может стоять над законом Божиим. Только Бог > имеет такое право, и это право свидетельствуется тем, что лишь > Он один может спасти или погубить. И христианин, злословящий > и осуждающий других, по сути, не имеет права носить столь высокое > звание, ибо он не соработает Богу по устроению Царства Божия, > Царства любви и доверия, а разрушает это Царство, вносит в этот мир > разлад и разделение. > К сожалению, обличения ап. Иакова актуальны и сегодня, ибо и сегодня > основные проблемы Церкви и разделения в ней происходят из-за того, > что многие христиане присваивают себе право злословить и судить > других, порой даже не считая это грехом. И именно к ним относятся > слова ап. Иакова: "А ты кто, который судишь другого?", и, конечно > же, слова Самого Спасителя, которые мы уже вспоминали сегодня: > "Не судите, да не судимы будете". [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (Послание св. ап. Иакова. Беседа N16) // М.: "Путь", 2003; стр.31-2 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.21:23-27; Лк.20:1-8. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ /// авва Дорофей: Осуждение: неужели мало собственного бремени? ^ : www.messia.ru/rasylka/003/334.htm#0 ^ : Он же: Осуждение и презрение. любовь. приближение к Богу ^ : www.messia.ru/rasylka/005/1031.htm#0 ^ =============================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050210/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/10.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ... Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит. ... Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит: "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, проведем там год, будем торговать и заработаем много денег". Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра! Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала. Вам бы говорить вместо этого: "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то". А вы хвастаетесь, зан`оситесь. Всякое такое хвастовство порочно! Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает, повинен в грехе. ... Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа! Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец, когда земля принесет драгоценный урожай. Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей! Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца, потому что день возвращения Господа уже близок. Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас. Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!* (Иак.4:7-8,10,13-17;5:7-9) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|