Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 29 января ст.ст., пт (37-я седмица по Пятидесятнице, чтения 32-й седмицы) литургические чтения: 1Пет.1:1-2,10-12;2:6-10; Мк.12:1-12 *. > 1Петр.1.1-2 1 От Петра, апостола Иисуса Христа, - скитальцам, рассеянным на чужбине - в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, - (2) которых Бог Отец избрал по Своему провидению, чтобы вы, освященные Духом, были послушны Иисусу Христу и очистились Его кровью. Милость вам и мир полной мерой! (перевод "Радостная Весть") > Прежде, чем мы будем читать Послание дальше, нам необходимо <сказать > несколько слов> о его начале, о приветствии, потому что в нём, > в этих двух стихах заключены очень глубокие мысли. Прежде всего, > отметим, что сам автор Послания называет себя Петром, Апостолом > Иисуса Христа, и мы уже говорили, что у нас нет серьезных оснований > сомневаться в том, что это - Петр, один из двенадцати ближайших > учеников Иисуса. Свое Послание он адресует "пришельцам, рассеянным > в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным", > т.е. "избранным <скитальцам> Малоазийской диаспоры". > В дохристианские времена это выражение могло быть понято только > однозначно: диаспорой называли иудеев, живших вне Палестины, иудеев, > волею судеб рассеянных по всему миру. Из этого некоторые толкователи > делают вывод, что ап. Петр как апостол "обрезанных" (т.е. иудеев), > в отличие от Павла - апостола язычников, обращается исключительно > к иудео-христианам, жившим в Малоазийских провинциях Римской > империи. Однако весь контекст Послания указывает на то, что Апостол > имеет в виду не только и даже не столько бывших иудеев, сколько > христиан из язычников. И это дает возможность предположить, > что обращается он ко всем христианам вообще. > То, что Петр в приветствии называет себя Апостолом Иисуса Христа, > немаловажно. Известно, что христианские общины по всей Малой Азии > были основаны исключительно ап. Павлом и его сотрудниками. Это было > поле деятельности "апостола языков". И мы не можем точно знать, > что подвигло или заставило Петра обратиться с Посланием не к своей > пастве. Возможно, это было в то время, когда ап. Павел находился > в заключении и его судьба была неясна, и Петр решил поддержать > его духовных чад. Во всяком случае, подчеркивая свое апостольство, > Петр настаивает на том, что он имеет право к ним писать и дать им > наставление для утверждения в вере. > Важно и то, что, обращаясь ко всем христианам, в том числе > и к бывшим язычникам, ап. Петр прилагает к ним эпитеты, раньше > употреблявшиеся только по отношению к Израилю. Тем самым > он вкладывает в ветхозаветные выражения новый христианский смысл. > Отныне, с приходом в мир Христа, понятие народа Божия, "народа > избранного" расширяется, и христиане, независимо от их > происхождения, становятся членами этого народа, причастниками данных > ему обетовании. И как когда-то израильтяне были пришельцами в земле > чужой, так теперь и христиане составляют особый народ, чуждый > языческому миру и имеющий духовное, истинное отечество на небесах. > Но избрание Божие и выделение из мира это не столько великая честь, > сколько величайшая ответственность. Бог избирает народ, людей, > человека не для почивания на лаврах и превозношения над другими, > а для служения, для исполнения особой миссии в этом мире. С этим > связано сложное, двойственное положение христианина в человеческом > обществе. С одной стороны, он должен быть в этом мире, чтобы > исполнять свое служение в нём, но, с другой стороны, он не может > принадлежать этому миру, он всегда должен быть в этом мире > "пришельцем", человеком "не от мира сего". Как говорит автор > Послания к Евреям: "Не имеем здесь постоянного града, но ищем > будущего". Эту же мысль прекрасно передает неизвестный автор > "Послания к Диогнету". Он пишет о христианах: "Христиане > не <отличаются> от прочих людей ни страною, ни языком, > ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, > не употребляют какого-либо необыкновенного наречия... Но обитая > в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя > обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всём прочем, > они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. > Живут они в своем отечестве, но как <скитальцы>; имеют участие > во всём, как граждане, и всё терпят, как чужестранцы. Для них всякая > чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна... > Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть > граждане небесные. Повинуются законам, но своею жизнью превосходят > самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы". Одним > словом, являясь небесными гражданами, христиане, тем не менее, > призваны жить в этом земном мире, чтобы являть в нём, представлять > свое небесное отечество - Царство Божие. Именно для этого они > и избраны. > Петр пишет, что избраны они "по предведению Бога Отца". И это тоже > очень важно. Как бы ни высоко было наше христианское звание, нам > нечем хвалиться. Это не мы избрали Бога, а Он избрал нас по Своему > предведению, по Своей воле и поставил нас на это служение > через освящение от Духа Святого. И это тоже важно, это должно > вселять в нас великую надежду. Как бы немощны мы ни были, какими бы > грешными мы себя ни сознавали, мы должны помнить, что мы очищены, > освящены Духом Святым и при Его содействии мы сможем исполнить > предначертанное нам служение. Ап. Петр пишет, что христиане избраны > "к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа". И в этих словах > заключена очень важная мысль. Через окропление жертвенной кровью Бог > на Синае заключил с избранным народом Ветхий Завет - Союз Бога > с Израилем. Но это стало возможным только после того, как весь народ > заявил, что исполнит всё, заповеданное Богом. Таким образом, > Петр настаивает на том, что через Искупительную Жертву Иисуса Христа > и христиане вступают в Новый Завет Бога с человеком, который > возможен только при условии "послушания", т.е. безусловного > принятия всего, заповеданного Богом через Иисуса Христа. [ Свящ. Владимир Лапшин. СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. Беседы на радио (Беседа N23) // М.: "Путь", 2003; стр.45-6 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19; эпизод N 132(b) по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#132) ________________________ --------------\ к евангельскому чтению /----\ //// смотри также: \-----------------------------\ / • митр. Сурожский Антоний: Воплощение - \ / беззащитность Христа - Голгофа - спасение \ / www.messia.ru/rasylka/004/669.htm#0 \ +~/ • Он же: чем мешает человеку Бог? / / www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0 / ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~/ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050211/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Feb/11.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Иисус начал говорить им притчами: "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой, вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края. Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника. Но те схватили его, избили и отправили ни с чем. Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором. Послал еще одного - того убили. Много других посылал - / одних избивали, других убивали. Был у него еще сын, любимый единственный сын. И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся". Но виноградари те стали говорить друг другу: "Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим. Разве вы не читали в Писании: "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"? Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12) * * * *Так говорится в Писании: "Вот Я кладу на Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный. Всякий, кто верит в него, не узнает стыда". Итак, для вас, верящих, он - великая ценность, а для тех, кто не верит, - "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла" и "камень, о который споткнутся, / скала - из-за нее упадут". ... Но вы - избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того, кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы - "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу; некогда вне милости - / ныне обретшие милость".* (1Пет.2:6-10) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|