Христос
рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! * 27 декабря ст.ст., пт- {пам. первомч.
архидиакона Стефана, †ок.34}. > Человеческая простота и чистосердечие, и человеческая мудрость > нашли Христа; всё, что было между этими крайностями, — прошло > мимо Него. Мудрыми нам быть не дано, но очищать свое сердце, > открывать его, следовать своему сердцу дано каждому из нас, каждый > может это сделать. <.....> но открыть, широко распахнуть > дверь сердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход > будет концом всего того покоя, строя, который мы с таким трудом > создавали и создаем? Что если Он потребует от нас, чтобы мы всерьез > приняли жизнь, чтобы мы всерьез поверили, что Он — Господь, > что Его пути должны быть нашими путями, Его мысли должны стать > нашими мыслями? Что если Господь разметает весь порядок, который > нам так дорог, порядок иногда мертвый, безжизненный, но порядок, > в котором нам привычно и удобно стало жить, без глубоких чувств, > без сильных переживаний, безо всякой особенной мысли, живя > как живется — только бы защищенной жизнью. > И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, > что ради нас, чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, > Он избирает свободно полную незащищенность, изгнанничество, > соглашается, еще до Своего рождения, быть названным чужим и лишним, > готов быть отброшенным, исключенным, готов Себя отдать. И этим > Он делается как бы, по-земному говоря, свободным. Миру, который Его > не принимает, Он ничем не обязан, Он этому миру может говорить > правду, Он может действовать с царственной Своей свободой. > Те, кто прислушиваются к Нему, делаются Его друзьями. > Он Сам говорит: Я вас больше не называю слугами, рабами, потому что > слуга не знает воли своего господина, а Я называю вас друзьями, > потому что вам Я всё сказал (Ин.15:15) — всё о Божиих путях, > всё о Своем пути и всё о наших путях. > И это продолжается через всю жизнь Христа. Он окружен небольшим > кругом людей, которые услышали в Его голосе +правду+, в Его словах > узнали правду: правду о жизни, истину о Боге и о человеке, > и об их взаимном отношении, и о том, +что+ надлежит делать человеку, > который в гармонии с Богом, который Богу снова стал своим. > А дальше — целое море противления; железное кольцо врагов и толпа > испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, > о распятии Спасителя: на холме сто`ит крест, и на кресте умирает > плотью Сын Божий. Он умирает, потому что Он +так+ нас возлюбил, > что во всём уподобился нам, кроме греха, Он умирает, потому что > Он стал на сторону Божию, и окружающий Его мир не мог, не захотел > Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, то есть > вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню > козел отпущения (Лев.16:5—10), на которого ложились грехи древнего > Израиля и который изгонялся на погибель вне врат, вне города, > вне общества, — отрубленный, отрезанный ломоть... Здесь происходит > самая трагическая борьба: умирает плотью бессмертный Сын Божий, > умирает свободным выбором Своим, чтобы открыть нам путь в вечность. > Святой Григорий Богослов говорит: чему не приобщился Христос, того > Он не искупил. Он приобщился всему, включая последствия греха, > которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он умирает > именно в этом ужасе богооставленности: +Боже Мой, Боже Мой! зачем > Ты Меня оставил?+ (Мк 15:34), Он умирает от богооставленности. > Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осуждены > человеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение > этим законом невинного, совершенного человека — Христа доказывает > неправду тех людей, которые вершили судьбами этих трех распятых. > Каждый из этих разбойников видит свое состояние, свой грех, > преступление и осужденность иными глазами именно потому, что рядом > с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которые > его засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право > произносить суд и восстает против него, восстает против суда, против > судей, в конечном итоге — против Бога, Который допустил > эту неправду. А другой, видя, что суд человеческий может на смерть > осудить даже невинного, свое осуждение принимает как должное, узнаёт > во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещает в тот же день > прощение и рай (Лк.23:40—43).
Смотри также: другие тексты митр. Антония Блума: * Впервые опубликованная рождественская проп. (1994г.) www.mitras.ru/archive/040107.htm * К еванг. чтению: чем мешает человеку Бог? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/335.htm#0 * На тему Рождества: солидарность Бога с человеком с. Христ.Просвещ./rasylka/003/307.htm#0
*Таинство вижу необычайное и чудное: / * * * * * * |