ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 23 апреля ст.ст., пятница Светлой седмицы. литургические чтения: Деян.3:1-8; Ин.2:12-22. > После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, > и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха > иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали > волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич > из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги > у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим > голубей: "Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом > торговли". При сем ученики Его вспомнили, что написано: "Ревность > по доме Твоем снедает Меня (Пс.68,10). Господь приходит в Капернаум > не для другого какого дела, как для того, чтоб оставить там Мать > Свою, чтобы не водить ее за Собою повсюду. Так как они ходили в Кану > на брак, а брак прошел, то Он и возвращает Мать в Капернаум в дом > Ее. А что по сей именно причине Господь приходит в Капернаум, > это открывается из того, что Он и пробыл там немного дней, > и не совершал там чудес, потому что жители сего города не имели > к Нему веры, почему Господь в другом месте и высказывает "г`оре" ему > (Мф.11,23). - <...> Пришед в Иерусалим Он совершает дело, > обнаруживающее полное самовластие, именно: выгоняет из храма тех, > кои продавали овец и волов. Хотя Матфей (21,12-13) повествует о сем, > но знай, что Он сделал сие не однажды. Рассказываемое у Матфея > Он совершает близко к страданиям Своим, а настоящее - у Иоанна - > Он совершает в начале знамений. Посему здесь с послаблением сказал: > "Дома Отца Моего не делайте домом торговли". Ибо чудеса только еще > начинались, и у Него не было еще той смелости, какую придавали > чудеса. <.....> Для чего Он совсем выгоняет таких людей из храма? > Не без основания: Он будет исцелять в субботу и как бы нарушать > закон об ней; посему, чтобы тогда не сочли Его богопротивником, > Он настоящим случаем предупреждает такую мысль. Ибо кто показал > такую ревность по Храме, тот не станет отвергать Бога, Господа > Храма. И выгнал не просто, но ударяя бичом из веревок, и опрокинул > столы, и рассыпал монету или деньги меновщиков, и решился на дело > весьма опасное. А кто подвергает себя опасности за дом Бога, > тот допустит отступление от закона Божия не как богопротивник, но, > без сомнения, как Сын, имеющий равную власть с Богом и Отцом, давшим > закон о субботе. Посему не сказал: Дом "Бога", но: Дом "Отца Моего", > показывая, что Он, как Сын, имеет власть над всем принадлежащим > Отцу. <...> Подобно тогдашним торговцам грешат и <многие> > из первосвященников, когда они продают в церкви "волов", не отдавая > чести отличающимся в учительском слове, но отдавая оную желающим > злодействовать, когда продают "овец" - простой и обыкновенный народ, > "голубей" - духовные дарования, и когда поставляют на высшую степень > тех, которые больше дают; таких Господь "выгоняет" из святилища, > находя их по суду Своему недостойными первосвященства. Также, если > кто продает крупную и мелкую монету, то есть мнение и слово, > и будучи учителем, но не предвидя пользы, не возвещает евангельского > слова, то Господь "опрокидывает" и его "стол", то есть звание > учителя, и учение, которое он по злобе удерживает, не давая > его всем; между тем как Господь Иисус отрешает такого от власти, > и посаждает на стол учительский другого, достойного. - Ученики > вспомнили, что написано: ревность по доме твоем снедает меня > (Пс.68,10). Немного еще времени возрастают они в добре, а уже > припоминают и места из Писаний и, в них находя свидетельства, более > и более утверждаются в своих познаниях о Христе. > На это Иудеи сказали: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь > власть так поступать?" Иисус сказал им в ответ: "Разрушьте храм сей, > и Я в три дня воздвигну его". На это сказали Иудеи: "Сей храм > строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?" А Он > говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, > то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию > и слову, которое сказал Иисус. Когда Иудеи увидели, что Господь > делает это с великою властью и говорит: "Дом Отца Моего не делайте > рынком", то говорят: "Уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога > и что Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь дома сего - Отец > Тебе?" Он же отвечает им приточно, говоря: "Разрушьте храм сей..." > без сомнения, говоря о Своем теле, потому что в нём обитало > всё Божество Единородного. Словом "разрушьте" не поощряет их > к убийству (прочь такая мысль!), но, зная их намерение совершить > сие, намекает на то, что случится безотложно. - <....> Иудеи же, > думая, что Он говорит о бездушном храме, смеются над Ним. Как, > говорят, говоришь Ты, что воздвигнешь его в три дня, тогда как > он строился сорок шесть лет? Нужно знать, что когда Храм в первый > раз строился при Соломоне, тогда все без нужды исполнено в двадцать > лет. Впоследствии же, когда евреи после пленения получили позволение > строить Храм, они начали возобновлять его в царствование Кира; > потом, встретив препятствие со стороны завистников, продолжали > постройку до царствования Артаксеркса; при нём же, пользуясь полною > безопасностью, с большим трудом могли окончить это дело. - Когда же > говорится, что иудеи во время строения в одной руке держали копье, > а в другой - строительное орудие, то они были в таком большом страхе > от соседственных идумеев, а не от персов, ибо от них, то есть > от персов, как я сказал, они пользовались полною безопасностью. > О сей-то постройке, бывшей после плена, говорят, что > она продолжалась сорок шесть лет, так как иудеям препятствовали, > и потому они протянули ее от царствования Кира до Артаксеркса. - > И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи, равно как > и ученики. Для них были два величайших затруднения: одно - то, > что дело воскресения очень неудобопонятно, тем более что им вовсе > неизвестно; другое - то, что живущий в теле есть Бог. Однако же > после воскресения ученики поняли, и поверили Писанию. Какому > Писанию? И всякому, которое предваряет о воскресении, и, как > яснейшему, сему: "Ты не оставишь души моей во аде" (Пс.15,10), > и сему: "Господь хочет очистить его от раны и показать ему свет" > (Ис.53,11). Ибо сии места Писания весьма ясно предваряют > о воскресении. <.....> [ Свт. Феофилакт Болгарский. Благовестник или толкование на Евангелие от Иоанна www.pagez.ru/lsn/0093.php#02 ] |
||||
|