Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 6 июля ст.ст., вт (седмица 5-я по Пятидесятнице) литургические чтения: Рим.14:9-18; Мф.12:14-16,22-30. > ИИСУС И ВЕЛЬЗЕВУЛ / Мф.12:27-28 > (Мк 3.20-30; Лк 11.14-23; 12.10; 6.43-45) > [25 Иисус ... сказал им:] > - 27 Если Я изгоняю бесов силой Вельзевула, то чьей силой изгоняют > бесов ваши соплеменники? Поэтому пусть они будут вам судьями! > (28) А если Я Духом Божьим изгоняю бесов, значит, Царство Бога > уже пришло к вам. > Ст. 27 - Иисус приводит еще один аргумент, доказывая неправоту > фарисеев на примере, взятом из жизни. Экзорцисты существовали > и раньше, до Иисуса. Например, Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" > сообщает, что Бог наделил Соломона способностью изгонять бесов > и Соломон считался родоначальником и покровителем экзорцистов, > которым он передал это учение. Среди современников Иисуса тоже были > экзорцисты и, вероятно, из числа самих фарисеев. Ведь слово > "соплеменники" (дословно: "ваши сыновья") может означать > как евреев вообще, так и последователей фарисеев. Неужели фарисеи > допускают мысль, что кто-то из их числа использует для изгнания > бесов сатанинские силы? Но тогда незачем обвинять Иисуса, потому > что, обвиняя Его, они будут обвинять самих себя. Они виновны > не только перед Иисусом, но и перед Богом, давшим Иисусу > такую власть. И тогда экзорцисты станут им судьями, вероятно, > выступив их обвинителями на Божьем Суде (ср. ст. 41-42). > Ст. 28 - Итак, между деятельностью Иисуса и деятельностью еврейских > экзорцистов есть сходство. Те тоже действуют Божьей силой. Духом > Божьим - ср. Луку, сохранившего более близкое к <арамейскому> > оригиналу "пальцем Божьим" <(11:20, однако, в переводе это > не отражено, ср. текст синод. перевода и примечание)>. Смысл один > и тот же, так как Дух есть Божья энергия и сила (). И всё же слов`а > о Божьем Духе придают речению особое значение. Во-первых, еврейские > экзорцисты не указывали на присутствие Духа в их деятельности. > Во-вторых, как <считалось>, Дух был отнят у Израиля несколько веков > тому назад (). В Иисусе действует Божий Дух, свидетельствующий > о наступлении конечных времен. Но трудность остается. Ведь если > понять этот стих в том смысле, что сам факт изгнания бесов > доказывает наступление Божьего Царства, то в чём тогда разница > между Иисусом и другими людьми, наделенными особыми способностями? > Кстати, здесь довольно редкий случай, когда Матфей употребляет > словосочетание "Царство Бога" (так же в 6.33,19.24; 21.31,43), > а не "Царство Небес". > Царство Бога уже пришло - это очень трудное место, потому что > оно свидетельствует о вере Матфея, что с приходом Иисуса Бог > уже воцарился на земле, то есть эсхатология уже осуществилась. > Но одновременно есть много речений, свидетельствующих о том, > что Царство близко, уже рядом, но еще не наступило открыто > и в полноте силы. Об этом лучше всего говорит последующая история > человечества и самой христианской Церкви. Вероятно, эти речения > передают напряжение переходного периода с его "уже" и "еще нет". > Кроме того, речь идет о приходе Царства, но не о его полном > осуществлении. <...> > Так почему изгнания и исцеления Иисуса означают наступление Царства, > а те же дела, совершенные другими - нет? Вряд ли это можно объяснить > только тем, что их больше или что они были успешнее. Исказит > сам смысл отрывка и предположение, что изгнания, совершенные > фарисеями, недействительны и лишь кажущиеся. Неправомерна и попытка > понять слова "ваши сыны" как относящиеся к апостолам. Да, Иисус > и великий целитель, и великий экзорцист. Но не только. Здесь > логическое ударение падает на "Я". Его деяния неразрывно связаны > с Его личностью и назначением. Разница не в изгнаниях, не в их > количестве и качестве, а в Том, кто совершает изгнание. Приход > Иисуса свидетельствует о том, что заря Божьего Владычества > уже занялась на небосклоне и тьма ночи рассеивается. Его дела - > это видимое проявление Божьего правления. Это проявляется и в том, > что Сатана лишается власти над одержимыми, так как и одержимость, > и всякая болезнь есть последствия отпадения человечества от Бога. > "Звучит иронически, что позже, когда ситуация кардинально изменилась > и Отцам Церкви задавали вопрос, чем объяснить успехи нехристианских > экзорцистов и чудотворцев, они отвечали точно так, как фарисеи > в нашем рассказе и ссылались на бесов (см., например, Юстин, > 1 Апология, 54-8, и Августин, Град Божий, 10.16; 22.10)".{} [ В.Н.Кузнецова Евангелие от Матфея. Комментарий // М., 2002; стр. 267-9 www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1227-8.htm ] к евангельскому чтению: +++ Свящ. Яков Кротов: Царство сатаны? Свет, сияющий во тьме. Подлинное покаяние www.messia.ru/rasylka/004/891.htm#0 +++ Иоахим Иеремиас: Сатана и победа над ним www.messia.ru/rasylka/003/605.htm#0 +++ Ганс Урс фон Бальтазар: собирание со Христом www.messia.ru/rasylka/004/969.htm#0 +++ Прот. Александр Мень: возвращение нечистого духа... www.messia.ru/rasylka/003/492.htm#0 к апостольскому чтению: +++ Прп. Амвросий Оптинский: Царство Божие - не пища и питье www.messia.ru/rasylka/004/840.htm#0 +++ Митр. Сурожский Антоний: "кому много дано..."; "не судить, а спасти..."; Божья воля будет за наш счет! www.messia.ru/rasylka/002/137.htm#0 + + + www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/052.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050719/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/19.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Так один человек выделяет какие-то дни, а другой нет; пусть же каждый остается при своем понимании. Тот, кто чтит праздничные дни, делает это ради Господа; и тот, кто ест всё, ест ради Господа - ведь он благодарит Бога за пищу; а кто не ест - ради Господа не ест, ведь и он благодарит Бога. Ведь никто из нас не живет ради себя, и никто не умирает ради себя - ведь если мы живем - живем ради Господа, а если умираем - умираем ради Господа. Стало быть, живем ли мы или умираем - мы всё равно принадлежим Господу! Ведь Христос для того и умер и ожил, чтобы господствовать и над мертвыми, и над живыми. Так что же ты осуждаешь своего брата? А ты - что ты презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем перед Божьим судом, ведь в Писании сказано: "Моей жизнью клянусь, - говорит Господь, - предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет восхвалять Бога". Итак, каждый из нас за себя даст ответ Богу. *Так давайте больше не будем судить друг друга. Но лучше о том рассудите, как не дать брату повода преткнуться и упасть. Я знаю, я уверен в Господе Иисусе, что нет ничего нечистого самого по себе, кроме как для того, кто считает что-либо нечистым, - для того это нечисто. Но если из-за твоей пищи твой брат огорчается, то значит ты поступаешь не по любви! Не губи своей пищей того, за кого умер Христос! Итак, не давайте повода плохо говорить о том, что вы считаете хорошим. Ведь Царство Божье - не пища, не питье, а праведность, мир и радость во Святом Духе. И тот, кто так служит Христу - приятен Богу и уважаем людьми. Так давайте же стремиться к тому, что ведет к миру и к взаимному укреплению в вере. Из-за пищи не разрушай Божьего дела! Конечно же, всё чисто; но плохо тому, кто ест вопреки своей совести. Хорошо не есть мяса и не пить вина, и не делать ничего, что было бы преткновением для твоего брата! Вера, которая есть у тебя, пусть будет перед Богом! Счастлив тот, кто не осуждает себя, поступая согласно своим убеждениям! А тот, кто сомневается и всё же ест - осужден, потому вопреки вере, а всё, что вопреки вере - грех!* (Рим.14:5-23, перевод: А.Поляков) |
||||
|