Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 23 июля ст.ст., пт (седмица 7-я по Пятидесятнице) литургические чтения: 1Кор.7:35-8:7; Мф.15:29-31. > ...Если ты любишь кого-нибудь больше всего тогда, когда ты чист > и смиренен - то это значит настоящая любовь в тебе. Ведь в конце > концов в чём же дело у нас? Почему мы, когда к нам подходит > подлинная любовь, начинаем ее бояться? Да потому, что мы очень > нечисты, а любовь требует целомудрия... Я знал одного поэта, он, > помню, писал например так: +> И шелестят травой сухой +> Мои старинные болезни... +> Насквозь прокурена душа... и т. д. > А вот бросить курить он, конечно, не мог и, наверное, втайне слегка > любовался своими 'старинными болезнями'. > Это я только к тому (и как бы в скобках), что иногда само ощущение > нечистоты в нас притуплено и нечистота иногда замаскирована весьма > хитроумно. > Для того, чтобы всю жизнь любить жену, надо всю жизнь быть в нее > влюбленным, т.е. иметь всегда к ней некое как бы рыцарское обожание. > Но это 'праздничная сторона' медали, а на оборотной стороне ее - > борьба внутри, в котле сознания, в сердце, за постоянную > бдительность к себе, к своим словам и поступкам, борьба с буднями > до крови. У О'Генри есть острое словцо: 'женящийся мужчина > становится капитаном на мостике' (можно добавить - весьма хрупкого > корабля). Трудная работа быть капитаном на мостике. > Половое чувство не только неизбежно в брачной любви, но оно > и благословенно в ней. Однако ужасно, если брак строится на нём. > Основать брак можно только на дружбе, а пол пусть приходит после > и только тогда, когда это нужно. Пол ненасытен, как чудовище, > и поэтому нельзя на нем строить брак. Пусть даже верно и то, > что всякая дружба с женщиной пронизана полом. Мы и не собираемся > быть бесполыми. Но одно дело - собака на цепи, а другое дело - она > же у меня на столе со всеми четырьмя ногами, пожирающая мой обед. > <...> > ...Конечно, одному жить всегда легче. Вступить в брак это значит > 'потесниться', уступить часть своего места, выкинуть из себя много > своей 'самости' ради другого. > Если говорить совсем серьезно, то настоящий брак это такое же > отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности > еще более серьезное, т.к. отвечаешь за двоих. > В основе его лежит то, что плоть и дух другого человека надо сделать > своими, воспринять своей душой и своею плотью, слить их, > не различать их от своей души и плоти, и тем самым принять в себя > всю заботу и любовь к этой принятой душе и плоти. Ведь каждый > человек любит себя ужасно, свою душу и привычки, и болезни, и запах > своего тела. Вот в браке - первый опыт рождения любви - человек > должен, даже еще не вполне отказываясь от себя, уже начать выходить > из 'только себя' к этому 'другому', должен учиться любить душу, > привычки (уважать), болезни (терпеть), запах другого. > Я в жизни видел два-три замечательных брака, я видел, что когда > это есть - это красота, радость и мир, но полученные в большом > труде, как плоды дерева Жизни, возделанного и поливаемого изо дня > в день... Не начав отрешаться от себя, лучше не подходить к браку. > ...Ведь что такое брак формально? Это неопределенно длительное, > может быть, очень длительное сожительство с другим человеком. В этой > длительности и заключается опасность, подводная мель для большинства > людей. Покрасоваться собой часа два где-нибудь на пикнике это одно > дело, а прожить вместе 20 лет в буднях и болезнях - это совсем > другое. Недавно один мой знакомый и при этом человек весьма > культурный - профессор и доктор наук - сказал мне серьезно, что > он признает брак только по сватовству. В этом верно то, что перед > вступлением в брак должен быть какой-то расчет, какое-то зрелое > рассчитывание того, как с учетом характера и свойств 'моих' и 'ее' > наиболее правильно построить жизнь и можем ли мы ее вообще > построить. Это всё неясно, но я хочу сказать, что я не думаю, > что брак 'по страсти' был бы в итоге счастливым... Страшно, если > мало любви, если ее заряд только 'на два часа', а не на 20 лет... > <....> > ...Нельзя соединять браком свои жизни, чтобы 'жить как все'. Если > уже сейчас, на пороге, это 'жить как все' является не только > предпосылкой, но и фактом, если уже и сейчас 'оправданы' ('как все') > будущие ссоры и измены, обиды и обманы, то нужно найти в себе хоть > на копейку мужества и честности и жалости к другому человеку > и порвать всё. Пусть мучается или блаженствует, пропадает или нет, > но без твоего участия и ответственности во всём том страдании > и горе, которое ему готовится в жизни. Нельзя прибавлять страдания > к жизни! Страдание жизни не Достоевский выдумал. Ты очень много > видел уже, ты должен это знать. А сумеешь ли ты не только > не увеличить ее страданий, но и помочь ей пережить те, которые > пойдут помимо тебя? > Потом вопрос о ее семье тоже очень важен. Ведь ты же не думаешь, > что если прежде люди старались, чтобы семьи брачующихся были близки, > что они это делали просто по глупости? В этом глубокий смысл. > Дальность семьи или даже ее враждебность можно преодолеть, загладить > только особым и непрестанным теплом дружбы между мужем и женой. > Вообще нужно же отдать себе отчет до последней глубины > и серьезности, что без дружбы нельзя идти в брак. Ведь губы-то > увядают весьма скоро или (даже неувядшие) делаются вдруг чужими, > только потому, что в душу ворвался вдруг чей-нибудь более > обольстительный образ, как ветер врывается в дом, если дверь закрыта > небрежно... > Есть ли дружба? Есть ли в душе некая светлая комната, где не старые > брюки или подвязки лежат на полу, а лежит на полу солнце, а стены > как живая тишина, - чтобы эту комнату беречь, украшать ее, а не идти > в брак как на службу, 'как все', ссорясь и утешаясь, со ссылкой > на усталость и городскую суету. > Ведь в браке происходит пересадка из одной земли в другую. Заготовил > ли ты, как садовник, эту землю, или ты всё еще очень занят и земля > твоя полна всякого хлама? Если так, то и не берись за выращивание > драгоценнейших растений - живи один! Есть мудрость и правда Божия > и честность в том, чтобы быть одному, если не умеешь быть вдвоем. [ Cергей Фудель. ВЕРНУТЬСЯ В СВОЙ ДОМ. Из писем к сыну с 1946 по 1961 г. www.krotov.info/library/f/frankl/fudel_pis.htm#6 ] /продолжение - в следующем выпуске/ От редактора рассылки. Для меня этот текст - настоящая находка. Именно так я всегда, кажется, и ощущал, что секрет настоящего, "удачного" брака именно в том, о чём пишет С.Фудель. + свт. Феодорит Киррский (V в.) о браке www.krotov.info/acts/05/antolog/page14.htm + тема "Брак" в "Библиотеке свящ. Якова Кротова" www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html + + + www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/075.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050805/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/5.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Если кто считает, что по отношению к своей невесте поступает неподобающим образом и если не в силах совладать со своей страстью и считает, что должен жениться, пусть делает то, к чему его влечет. Греха не будет, пусть поженятся. Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он тоже поступит хорошо. Что из этого следует? Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится, поступит еще лучше. *Жена связана браком, пока жив муж. А если муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет, но только за христианина. Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению, а я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.* (1Кор.7:36-40) * * * *Выбросив из рук оружие, мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему. Перестав выискивать опасности, мы начинаем замечать открываемые нам от Господа возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
|
![]() |