Отправлено: 16-Aug-2005 9:53
Реклама внизу и вверху письма не имеет
отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 03 августа ст.ст., вт (седмица 9-я по Пятидесятнице, Успенский пост) литургические чтения: 1Кор.12:12-26; Мф.18:18-22; 19:1-2,13-15. > Говоря о Церкви, мы бываем слишком склонны определять ее > в терминологии катехизиса, в привычных для нас категориях > человеческого общества, основанного Христом, собранного вокруг Него, > объединенного общей верой, общими таинствами, общей иерархией, общим > богослужением. Все эти определения верны - и всё же для понимания > и знания Церкви недостаточны. Причина в том, что катехизис > первоначально предназначался для людей, которые еще не стали > христианами; это была подготовка к вхождению в Церковь, а не часть > церковной жизни во всей ее полноте. Мы находим в катехизисе > определения, пояснения, доступные для тех, кто еще не переступил > порога Церкви: для оглашенных, еще не приобщенных к таинственной > литургии, к церковной молитве, этой словесной молитве тварного мира, > которую вместе со Христом и во имя Христа приносит Живому Богу > Церковь, обладающая самосознанием. При всей правильности > этих определений они характеризуют Церковь только извне. Их можно > сравнить с пояснениями, которые вы дали бы человеку, желающему найти > какой-то архитектурный памятник. Вы можете описать этот памятник, > дать почувствовать его значение, подчеркнуть его характерные черты: > говоря о храме, вы отметите определенные особенности здания - иные, > чем при описании городской ратуши или казармы; но что бы ни дало вам > такое описание, оно не введет вас внутрь здания. Так и определения > катехизиса не вводят нас внутрь Церкви. И это естественно, потому > что знание Церкви есть прежде всего знание опытное. Как и всё, > относящееся к области Божественного, знание Церкви составляется > из поклонения, из причастия и из принадлежности к ней. Да, > мы объединены общей верой, у нас одни таинства, мы совершаем единое > богослужение, наша иерархия объединяет нас всех и сохраняет > в видимом и ощутимом единстве. Но подлинная природа Церкви, > глубинный опыт церковности определяются иначе. > Прежде всего, по слову апостола Павла, Церковь есть тело Христово > (Кол.1,24). Это одно из тех выражений, которые кажутся нам или столь > привычными, что уже утратили свое содержание, или наоборот, > столь странными, что ничего нам не говорят. Определение это связано > не с понятием сочетания отдельных частей, которые впоследствии могут > распасться, а с понятием Воплощения. Мы - тело Христово в самом > реальном смысле, в смысле известного изречения: Церковь есть > продолжение Воплощения. Каждый из нас - присутствие Христа в мире. > Определение Церкви как тела, как организма позволяет нам сразу > понять, что это единое целое, состоящее не из частей, а из членов, > которые навсегда неразлучно соединены друг с другом с того момента, > как они стали единым телом. Чувство нераздельного единства тела > Христова было очень живо в древности. Оно ярко выражено, например, > святым Иустином, который так писал одному своему другу, впавшему > в тяжкий грех и отлученному от церковного общения: Не ведаешь ли, > что пока ты находишься вне этого живого тела, на теле Христовом > остается рана, которой никто, кроме тебя, исцелить не может?.. > Члены Церкви - это не взаимозаменимые части; невозможно забыть того, > кто присутствовал среди нас и кого мы более не видим; невозможно > заменить того, кто был здесь с нами, кем-то, кого здесь не было. > Тот, кто принадлежит к этому телу, принадлежит к нему часто > трагически, но принадлежит навсегда. > Как же происходит это приобщение к телу и что оно означает? > В современной практике в преобладающем большинстве Церквей человек > становится членом Церкви в младенчестве, в таинстве крещения, > совершаемом чаще всего в столь раннем возрасте, что оно является > событием мистическим, но не событием психологическим. Оно > не воспринимается нами сознательно, и поэтому событие это должно > быть пережито позже, чтобы стать осознанной реальностью, иначе > оно будет утрачено на многие годы. Обращаясь к первым поколениям > христиан, мы видим иное; мы видим долгий путь возрастания веры, > который завершается этим вхождением в Церковь, приобщением к телу > Христову. Это - приобщение к личности Христа; Христос - средоточие > события. > Всем нам по опыту знакомо то глубокое отождествление с кем-то, кто > нам дорог, которое происходит в трагические моменты; те, кто пережил > смерть глубоко любимого человека, несомненно знают, как смерть > дорогого для нас человека становится как водоразделом земной жизни, > жизни которая нас окружает, отделяя всё поверхностное; > всё недостойное того, что нас так потрясло; все события > и обстоятельства не соответствующие величию совершившегося, > от событий, обладающих подлинной глубиной и величием смерти. Бывают > моменты - они могут длиться в зависимости от глубины нашего чувства > несколько мгновений, несколько дней, месяцы, а иногда целую жизнь, - > когда чья-то смерть уносит в могилу всё, что было в нас ничтожного, > суетного, пустого, всё, что не имело полноты подлинных человеческих > ценностей. И вот нечто подобное заключается в опыте, составляющем > самую основу крещения. Слово крещение означает погружение. > Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться > к жизни, но жизни уже обновленной. Это погружение в смерть Христа - > событие одновременно психологическое, предмет личного опыта, > и событие объективное, в котором проявляется действие Бога. То, > что сознательно переживается в плане личного опыта в самый момент > события или осознается впоследствии, можно описать следующим > образом. Иногда какая-либо мысль, чувство увлекают нас вглубь самих > себя; все наши способности, все наши силы сосредоточиваются в самой > глубине нашего существа; в нас водворяется неизъяснимая тишина, > и мы настолько погружаемся внутрь, что все вокруг нас меркнет, > замирает, а что-то внутреннее становится бесконечно живым, > интенсивным, трепетным. Если такое состояние вызвано воспоминанием, > чувством - наступает момент, когда это "внутрьпребывание" > прекращается; постепенно, а иногда почему-либо внезапно к нам > возвращается сознание вещей внешних, и остается лишь воспоминание, > порой грусть по этой утраченной глубине. И вот, если мы войдем > в себя с мыслью о Господе, если мы достаточно углубимся в себя > верой, любовью к Тому, Кто Спаситель наш, то в самой глубине > мы встретим Господа. Это встреча личная, живая, конкретная. Это > не образ, не воспоминание, это Он Сам. И эту встречу не может > разрушить ничто, мы не можем быть разлучены с Господом; никакая сила > на небе или на земле не в состоянии этого сделать. Здесь происходит > как бы глубокое погружение в присутствие Христа, после которого > мы возвращаемся к внешней жизни, но возвращаемся уже иными. Что же, > по существу, произошло в этом плане внутренней жизни, который > не является еще планом сакраментального чуда Церкви? Произошло то, > что наша встреча со Христом была встречей с вечностью, и, > возвращаясь во внешний мир, мы возвращаемся не просто, > чтобы продолжать там свое существование, а для того, чтобы жить там, > обогащенными вечностью, которую мы принесли с собой. [ Митр. Сурожский Антоний. О ЦЕРКВИ. Катехизическая беседа (1966 г.) www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm ] + другие фрагменты бесед и проповедей митр. Антония на ту же тему www.messia.ru/rasylka/rzerv/krescenie_cerkov_telo-blum.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050816/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/16.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Возьмем для сравнения человеческое тело - оно одно, а органов в нем много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос - ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа. *Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело - ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.* (1Кор.12:12-26) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |