Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 16 ноября ст.ст., вт (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм. Рожд. пост) /Память Апостола и евангелиста Матфея, 60/ литургические чтения: 1Фес.3:9-13 или 1Тим.1:8-14; Лк.14:25-35. > 14.25-35 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКАМ > (Мф 10.37-38; 5.13; Мк 9.50) > 25 Вместе с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им: > 26 - Кто приходит ко Мне, > но любит Меня не больше, > чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, > не больше, чем саму свою жизнь, - > тот не может быть Моим учеником. > 27 Кто не несет свой крест, идя за Мной, > тот не может быть Моим учеником. > 28 Если кто-то из вас хочет построить башню, > разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов, > хватит ли у него средств завершить строительство? > 29 В противном случае окажется, что он, заложив фундамент, > закончить работы не может. И, глядя на него, все будут > 30 над ним смеяться • и говорить: > 'Вот человек, начал строить, а закончить не смог!' > 31 И царь, который собирается на войну против другого царя, > должен сначала сесть и обдумать, > сможет ли он со своими десятью тысячами войска > вступить в сражение с идущим на него царем, > 32 у которого двадцать тысяч. • И если нет, > то пошлет послов просить о мире, пока тот еще далеко. > 33 Точно так же никто из вас не может стать Моим учеником, > пока не отречется от всего, чем владеет. > 34 Соль - добрая вещь. > Но если соль перестанет быть соленой, > чем солить пищу? > 35 Она тогда ни на что не годна, > даже землю ею не удобришь. > Ее просто выбрасывают! > У кого есть уши, пусть услышит! > ------------------------------------------------------------ > || 26-27 Мф.10.37-38 > || 26 Втор.33.9; Мф.16.24; Мк.8.34; Лк.9.23; 18.29; Ин.12.25 > || 27 Мф.10.38; 16.24; Мк.8.34; Лк.9.23 > || 35 Мф.11.15; 13.9,43; Мк.4.9,23; Лк.8.8 > Новый раздел - об условиях ученичества. У него четкая схема: > вступление (ст. 25); два речения об ученичестве (ст. 26); > две короткие притчи и вывод из них (ст. 28-30; 31-32; 33) > и заключение (ст. 34). > Ст. 25 - Путешествие Иисуса продолжается. Вместе с Ним идут > многочисленные толпы, привлеченные Его учением и желанием получить > исцеление. Эти люди, следующие за Иисусом в Иерусалим, > Его потенциальные ученики. Вот почему Иисус обращает к ним поучение > о том, кто может стать учеником на деле, а не на словах. > В Евангелиях Матфея и Марка оно адресовано только ученикам, но Лука > максимально расширяет возможный круг тех, кто последует за Иисусом. > Его учениками могут быть все, так что перед нами своего рода > иллюстрация предыдущей притчи о приглашении прийти на пиршество > всем, кто согласится. Но есть и некоторые условия, без которых > ученичество невозможно. В Евангелии Матфея вслед за притчей > о свадебном пире следует вторая - о человеке без брачной одежды > (22.11-14). Текст Луки - своеобразная параллель этой притчи. > Три условия, о которых здесь говорится, это, если понадобится, отказ > от семейных уз, полное самоотречение и отказ от имущества. Раньше > тоже говорилось о том, что следование за Иисусом требует жертв > (9.57-62; см. также 18.24-30). > Ст. 26 - Иисус предупреждает их, что в случае нужды они должны > поставить верность Ему выше родственных связей и даже разорвать > эти связи. 'Этот стих не подвергает атаке семейные отношения > и естественные привязанности, но он четко и ясно указывает, > что следование за Иисусом важнее семейных уз. Если будет необходимо > выбирать между двумя видами верности, тогда человек должен выбрать > следование за Иисусом'.{} Иисус требует от учеников обязательного > разрыва с семьей не из аскетических или иных побуждений, > не для достижения большей святости, и не всегда, но только в том > случае, если эти естественные привязанности становятся препятствием > на пути служения Божьей Вести. Покинув Свою семью, Иисус и здесь > явил пример для учеников. Любит Меня не больше, чем любит отца - > дословно: 'не ненавидит отца...' Надо помнить о том, что в силу > особенностей семитских языков, не имевших степеней сравнения, > слово 'ненавидеть' должно пониматься не столь жестко, как в русском. > Ср. Мф 10.37: 'Кто любит отца или мать больше Меня'. См. также > Мк.10.29-30. Саму свою жизнь - дословно: 'свою собственную душу'. > В Писании "душа" - это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении > Бог, то есть сама жизнь. Быть рядом с Иисусом опасно. Недаром > один аграфон, то есть речение Иисуса, не сохранившееся в Евангелиях, > гласит: 'Тот, кто рядом со Мной, рядом с огнем; тот, кто далеко > от Меня, далеко от Царства'. Тот не может быть Моим учеником - > эта фраза будет дважды повторена (ст. 27 и 33); ср. Мф 10.37: 'тот > не для Меня' (дословно: 'тот недостоин Меня'). > Ст. 27 - <...> К сожалению, слова 'нести крест' стали расхожими > и часто употребляются не в том смысле, в каком их употребил Иисус. > Идя за Мной - в Библии <'хождение Божьими путями', следование > за Богом>, противопоставлялись 'хождению за ложными богами'. > Чтобы следовать за Богом, нужно было отказаться от идолов > (Втор.13.4). Иисус призывает идти за Ним, потому что Он - истинный > посланец Бога. Кроме того, известно, что ученики в те времена > действительно ходили вслед за учителем, прислуживая ему и следуя > всем его словам и действиям (ср. Мк.15.41). > Ст. 28-30 - Вот почему всякий, кто хочет стать учеником Иисуса, > должен серьезно обдумать свое решение и трезво оценить степень > своей готовности. Человек, берущий на себя то, чего он не сможет > исполнить, выставит себя на посмешище. Готов ли он пожертвовать > родственными связями или даже жизнью ради следования за Иисусом? > Призыв к трезвому осознанию опасностей и невзгод, которые сулит > в земной жизни ученичество, проиллюстрирован двумя притчами, > образующими пару (вторая - в ст. 31-32). > Если кто-то из вас хочет... - дословно: 'Кто из вас, желая...' > Притчи часто начинались с вопроса, причем такое начало ('Кто > из вас...') говорило о том, что притча обращена к толпе > или к противникам. <...> Аудитория Иисуса, вероятно, состояла > из людей, которым тема первой притчи была понятна. Башня - > сторожевая башня в саду или винограднике, а также служащая > для оборонительных целей, но иногда тем же греческим словом > обозначается большая постройка. В любом случае ее строительство > требует значительных средств. Если человек предпримет строительство, > проявив легкомысленность и не подсчитав предварительно расходов, > он может стать предметом насмешек. > Ст. 31-32 - Вторая притча о том же, только в качестве примера > берется царь, планирующий военный поход против более могущественного > противника. Недооценка сил врага приведет к позорному поражению. > И царь, который собирается на войну... - дословно: 'Или какой > царь, собираясь на войну...' Эта притча начинается по-другому, > чем притча ст.27-28, ведь среди слушателей Иисуса не было царей. > Ст. 33 - Если в ст. 26-27 от ученика требовалось предпочесть Иисуса > родным и самой жизни, то теперь требование касается имущества. > Если понадобится, он должен отказаться и отдать всё нажитое, > чтобы следовать за Иисусом. А если он не уверен, что готов > ради следования за Ним пожертвовать всем, лучше и не начинать. > Ст. 34 - Это заключительное речение подводит итог всему, что было > сказано выше. Соль всегда представляла особую ценность > для человека. Недаром в Риме говорили, что для человека нет ничего > лучше, чем солнце и соль. 'Главное из всех потребностей для жизни > человека - вода, огонь, железо, соль...', - сказано в Книге Иисуса > Сираха (39.32). Солью приправляли пищу, придавая ей вкус. Благодаря > соли люди могли делать запасы пищи, в жарком климате очень быстро бы > испортившейся. Новорожденного натирали солью, а кроме того, ею также > посыпались все жертвы, приносившиеся Богу, даже дрова > для жертвенника. Соль также была распространенной метафорой > для знания, мудрости, остроумия, мира и дружбы ('есть вместе соль'). > Раввины сравнивали с солью Закон, поэтому соль символизировала и сам > Договор Бога с людьми. Вот почему соль названа доброй вещью. > Но если соль перестанет быть соленой - это речение долгое время > не понимали, потому что не могли взять в толк, как соль может стать > несоленой. Известно изречение в Талмуде, приписываемое рабби Иешуа > бен Хананья, который говорил, что скорее мул принесет жеребенка, > чем соль потеряет свой вкус. Но, во-первых, это речение более > позднее и, возможно, ставит своей целью оспорить слова Иисуса. > Во-вторых, известно, что соль, которую добывали из Мертвого моря, > имела очень много минеральных примесей, по внешнему виду > не отличающихся от самой соли. Она легко вымывалась, но по-прежнему > казалась солью. В-третьих, это слово употреблено в переносном, > парадоксальном смысле. Перестанет быть соленой - дословно: > 'сделается глупой'. Вероятно, выбор такого странного слова > объясняется тем, что в арамейском языке 'глупость' и 'несоленость' - > однокоренные слова. См. Мк.9.50: 'если соль несоленой станет'. > У Матфея Иисус назвал Своих учеников 'солью земли' (Мф.5.13), > но здесь это речение обращено к толпе потенциальных учеников. > Израиль, переставший быть солью, "станет глупым" в библейском смысле > этого слова. Недаром позднейший иудаизм понял слова Иисуса > о несоленой соли как угрозу Израилю. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М.:2004; стр.347-351 ] ///////////////////////// ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ /• свящ. Вячеслав Резников. Проп. ДЛЯ КОГО ПИШУТСЯ СВЯТЫЕ КНИГИ \ /// www.pues.ru/orthodox/propov/pd_26.htm#2 \\\ ////// • В.Потапов (из кн. о евангельских притчах) \\\\\\ //// www.stjohndc.org/Russian/parables/r_Par_3_20.htm \\\\ /// / • Комм. У.МакДональда к Лк.14:25-35 \ \\\\ // www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md42.htm#lu15 (Т) \\ ///////// • Виктор Франкл: притча о скульпторе \\\\\\\\\ ///////// www.messia.ru/rasylka/002/197.htm#0 \\\\\\\\\ \ \ \==\ "МЫСЛи ВСЛУХ" на с. БИБЛИЯ-ЦЕНТР /==/ / / \ *расчет затрат...* / / www.messia.ru/rasylka/004/987.htm#0 \ +| К чему Иисус рассказал притчу о строительстве башни? |+ +\ www.messia.ru/rasylka/002/262.htm#0 /+ + • К.С.Льюис: Нравственность и святость; цель - совершенство; + + www.messia.ru/rasylka/002/285.htm#0 + + www.messia.ru/rasylka/003/585.htm#0 + + легко ли быть христианином? + + www.messia.ru/rasylka/003/624.htm#0 + ++~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~++ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051129/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/29.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Если божественное Проведение не будет участвовать в наших делах, чтобы извлекать добро из нашей порочности, то порочность нашей добродетели легко может поразить самые высокие наши порывы и разбить самые лучшие надежды.* (Р.Нибур) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |