ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 9 мая 2006 г. ст.ст., пн 5-ой седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.12:12-17; Ин.8:42-51. Память прор. Исаии (VIII в. до Р.Х.). Любимый праздник российских православных: Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087) > <...> Я <...> хочу поговорить о вере ученого в науку. > Это кажется странным; однако ученый не мог бы ничего создать, если > бы не было у него веры, как ее определяет Священное Писание (как бы > это ни было неожиданно для неверующего): как уверенность в вещах > невидимых (Евр.11,1). Всё научное исследование, вся настроенность > ученого направлены именно на вещи невидимые. Вокруг нас - целый мир > еще для нас таинственный; многое в нём известно, еще больше подлежит > открытию. И вот то, что подлежит открытию, и есть то невидимое, > в котором ученый уверен; он уверен, что оно существует, что где-то > есть нечто, что надо и можно открыть. И поэтому всякая научная > работа, всякое исследование основано на вере, на уверенности в том, > что невидимое, еще не постигнутое - постижимо и раскроется. > А сверх того, научное исследование основано тоже и на надежде, > то есть на предвкушении, радостном, напряженном ожидании > того открытия, которое будет сделано, при уверенности, что есть > что открыть; и таким образом и надежда ученого, его вдохновение > указывает на веру. Это очень важно себе ясно представить, потому что > вера не относится только к Богу. <...> она относится тоже и ко всей > творческой работе ученого: без веры ученый не стал бы пускаться > в исследование, нечего было бы, с его точки зрения, исследовать. > Но вот тут, мне кажется, надо сделать различие, которое очень важно, > между реальностью и истиной, между сомнением и тупой > самоуверенностью. Дело в том, что вокруг нас целый мир, как я уже > сказал, таинственный, глубокий, многогранный, в котором многое было > уже обнаружено и еще больше, может быть, подлежит обнаружению, > открытию. Это реальность. Для верующего эта реальность включает > в себя также Бога. Для неверующего это только материальная > реальность, но она всё равно, так же как для верующего - предмет > изыскания. Каждый раз, когда мы делаем какое-нибудь открытие, мы его > прибавляем к сокровищнице того, что мы знаем; но (так же как > в жизни) нельзя просто обладать бесконечным количеством разрозненных > фактов - их надо соединить между собой какой-то логической связью, > собрать в какие-то теории, гипотезы, как говорят сейчас на Западе, > в 'модели', то есть в структуры, которые позволяют как бы сразу > видеть целокупность какого-нибудь предмета. Каждый раз, как мы это > делаем, мы выражаем какую-то истину, относящуюся к реальности; > и мы говорим, что поскольку реальность известна - она есть. > Но ученый-то знает, что истина, то есть то, что он может сказать > о реальности, всегда приблизительна; она никогда не совпадает > с самой реальностью; это временная попытка реальность выразить. > Причем ученый знает, что все факты, которые собраны в одну целую > картину, как факты принадлежат реальности; а то, как они между собой > собраны, подлежит какой-то доле сомнения. И настоящий, хороший > ученый в тот момент, когда он создал или теорию, или картину > мироздания, или мировоззрение, сразу же подходит к нему критически, > то есть систематически ставит его под вопрос, в конечном итоге - > сомневается. Но предмет его сомнений, разумеется, не реальность, > которая от его сомнений не меняется. Под вопрос он ставит не самую > реальность, а свое представление о ней и то, как он сумел > его выразить. > И вот это сомнение, эта попытка, это желание, намерение поставить > под вопрос ту картину мироздания, которую он на сегодняшний день > создал, как раз и движет вперед науку. Причем в ученом это сомнение > систематично: как только он создал сколь-нибудь стройную картину > или теорию, он сразу ставит вопрос: какие в ней логические ошибки? > Может ли он сам в ней обнаружить нечто, что не позволяет эту теорию > или образ мышления принять? А если он сам или другие не находят > в ней логической, структурной ошибки, он с радостью пускается > в дальнейшее исследование, которое непременно это его мировоззрение > поставит под вопрос в тот момент, когда он обнаружит в окружающей > реальности новый, неожиданный, не укладывающийся ни в какие рамки > его представлений факт. Но вместо того, чтобы пугаться этого, > он оптимистически, радостно его приемлет. Сомнения ученого в этом > смысле полны смелого оптимизма, потому что он не ратует за то, чтобы > его теория оставалась неприкосновенной или мировоззрение осталось > неизменным. Он ратует за то, чтобы реальность всё глубже, > всё подлиннее, всё точнее нашла свое выражение. > Таким образом, в представлении ученого есть творческое соотношение > между, с одной стороны, реальностью - то есть всем, что есть, > известным и неизвестным ему, истиной или истинами; всем, что > уже обнаружено и нашло свое интеллектуальное, техническое выражение, > и, с другой стороны, сомнением; потому что каждый раз, когда > сомнение подрывает уверенность (вернее, самоуверенность, отсутствие > критического подхода в ученом), каждый раз, как оно ставит > под вопрос то, что он уже структурно выразил, оно открывает ему > возможность сделать новые открытия. Это очень важно нам помнить, > потому что вся научная работа основана на вере, вдохновленной > надеждой, и, вместе с тем, она движима творческим, смелым, > оптимистическим, систематическим, радостным сомнением. Человек > себя перерастает для того, чтобы открыть более полно, более глубоко > реальность, которая его окружает. [ митрополит Сурожский Антоний О ВЕРЕ. Серия бесед в русской религиозной программе Би-би-си (1972) www.mitras.ru/pered/pb_112.htm ] + + + к евангельскому чтению: + + + + + + + + **>> еп. Кассиан (Безобразов): дети диавола... www.messia.ru/rasylka/004/790.htm#0 **>> свящ. Александр Мень о бессмертии www.messia.ru/rasylka/002/087.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060522/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060509&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению вторника 5-й седмицы по Пасхе (Ин.8:51-59) www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты еп. Кассиана, Я.Кротова, Д.Бартелеми) 22 (9) мая память Апостола Симона Зилота (I) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус сказал: "Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое, смерти вовек не увидит".* (Ин.8:51) * * * "Быть плохим - одно, совершать преступления - другое, это не всегда связано. Самые страшные преступники не совершают никаких преступлений". (патер Браун) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |