=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 15 июля 2006 г. ст.ст., пт 7-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Кор.7:35-8:7; Мф.15:29-31. /Память равноап. вел. кн. Владимира (1015); мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305)/ > Святоотеческая традиция не создала развитого и детально > разработанного богословия брака. Это связано прежде всего с тем, что > в ранней Церкви необходима была защита девства: институт брака > как таковой не оспаривался, и, поскольку он относился к сфере > гражданского права, богословы не считали нужным специально обсуждать > его. Девство, напротив, было явлением новым для языческого мира: > идея девства как добровольного воздержания от полового общения, > известная уже в ветхозаветной традиции,{} была разработана > христианством в качестве едва ли не нормативной идеи > {ср. Мф.19,10-12; 1Кор.7,7; 7,24-25; Откр.14,4.} и потому требовала > специальной апологии. Многие Отцы ранней Церкви восхавляли девство: > достаточно вспомнить имена Климента Римского, Игнатия Антиохийского, > Афинагора (II в.), Оригена, Климента Александрийского, Тертуллиана, > Мефодия Олимпийского (III в.). В IV в. отдельные трактаты о девстве > пишут Афанасий Великий, Василий Анкирский, Григорий Нисский, Иоанн > Златоуст, Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский и Августин > на Западе. При этом в IV в. не появилось ни одного значительного > произведения, которое бы осмыслило брак с богословской точки зрения: > тема брака затрагивалась или в связи с девством, > или в дисциплинарно-каноническом аспекте. В частности, Гангрский > Собор (ок. 340 г.){} издал серию правил против тех, кто, практикуя > девство, гнушается браком или унижает брак.{См. прав. 1, 9, 10 и 14. > О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент > Александрийский (см. Строматы 3,18).} Сам факт появления этих правил > указывает на то, что отношение к браку в христианской среде было > неоднозначным и что многие христиане отдавали предпочтение девству. > Если говорить о более поздней эпохе, то в латинской традиции > отсутствие интереса к богословию брака связано с преобладающим > влиянием Тертуллиана и Августина, которые оба имели отрицательное > отношение к браку: Тертуллиан по причине своего нравственного > ригоризма, который в конце концов увел его из Церкви; Августин - > поскольку унаследовал неприязнь к браку от манихейства, > через которое он прошел. Общим местом в западной традиции > стало утверждение о том, что единственной целью и единственным > оправданием брака является деторождение. Что же касается восточной > традиции, то в ней теме брака не уделяли достаточного внимания - > не в последнюю очередь потому, что большинство крупных богословов > этой традиции были монахами и писали в расчете на читателей-монахов. > В этом смысле трактат св. Мефодия Патарского (III в.) "Пир десяти > дев" стоит несколько особняком. В нём содержится пространная > апология девства как подражания образу жизни Христа; однако > мы находим там несколько страниц, посвященных богословскому > обоснованию брачного общения между мужчиной и женщиной. В частности, > там проводится мысль о том, что это общение является "действием > по образу Божию",{} поскольку через это сам Бог-Творец создает новые > человеческие существа, когда мужское семя становится "причастным > Божественной творческой силы".{} Библейский рассказ о сне (ekstasis, > по переводу Семидесяти), который был наведен Богом на Адама в момент > сотворения Евы из его ребра,{Быт.2:21} аллегорически толкуется > св. Мефодием как прообраз "наслаждения мужчины при половом общении, > когда он, возжаждав (произвести на свет) потомство, приходит > в экстаз, расслабляясь наслаждениями деторождения (в часы) сна, > чтобы нечто, отделившееся от костей и плоти его, снова > образовалось... в другого человека". В момент полового акта мужчина > "делается участником плодотворения, предоставляя Божественному > Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом". > Поэтому "не дерзко ли презирать чадотворение, которое не стыдится > совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками?"{} > Среди произведений <свт. Григория Богослова>, посвященных той же > теме, главным является стихотворная "Похвала девству", написанная > в форме диалога между Браком (gamos) и Девством (parthenie): > апология супружества, конечно же, влагается в уста Брака, а апология > безбрачия - в уста Девства. Говоря о браке, Григорий обращается > к тому же библейскому тексту, что и Мефодий: > Когда божественная тварь явилась на земле, > и земля - на долинах вечно-цветущего рая, > то не было еще у человека помощника в жизни, подобного ему, > тогда премудрое Слово совершило величайшее чудо: > смертного, которого Он создал быть зрителем мира - > мой корень и семя многообразной жизни - > разделив на две части, великой животворящей рукой > взяло из бока одно ребро, чтобы создать жену, > и в чресла обоих влив любовь (philtron - любовный напиток), > побудило их стремиться друг к другу.{} > В этом отрывке мы не находим аллегории "экстаза" Адама, содержащуюся > в "Пире" Мефодия Патарского, однако созвучную Мефодию мысль о том, > что влечение мужчины и женщины друг к другу влито в их чресла > самим Богом в тот момент, когда Он создал Еву из ребра Адама. > Поэтому Брак в своем споре с Девством ссылается на божественный > "закон", установленный в момент сотворения женщины из ребра мужчины: > согласно этому закону, каждый родившийся на земле человек является > плодом брака.{} Все ветхозаветные праведники были плодами брака > и сами состояли в браке;{} даже Христос "хотя и в чистой, > но в человеческой утробе зачат был, и родился от женщины обрученной, > половину человеческого супружества смешав с Божеством".{} > Брак, согласно Григорию, есть прежде всего преодоление одиночества > и замкнутости человека, обретение его второй половины, без которой > жизнь человека неполноценна. В браке мужчина и женщина скреплены > союзом любви и становятся "одной плотью".{ср. Быт.2:24} Любовь, > соединяющая супругов, способствует их возрастанию в благочестии > и любви к Богу: > Связанные супружеством, мы (служим) друг для друга и руками, > и слухом, и ногами. > Брак и бессильного делает вдвое сильнее... > Общие (для супругов) заботы облегчают (им) скорби, > и общие радости для обоих еще слаще... > Соединившись телами, они единодушны, и к благочестию > усердие друг в друге возбуждают одинаковой любовью (pothw). > Ибо брак не оставляет вдали от Бога, > но, напротив, еще больше (приближает), > потому что больше понуждает (любить)... > Таков брак; а жизнь без любви неполноценна, > жестока, неприглядна, бездомна...{} > Отвечая на доводы Брака в пользу супружеской жизни, Девство > указывает на то, что смыслом и оправданием безбрачия является > также любовь - только не к человеку, а к самому Богу. Цель девства - > "пропитавшись любовью, идти отсюда к высокоцарственному светоносному > Богу".{} Вступая в общение с Богом, человек "оставляет любовь > к персти (choos apeleipon erwta)".{} Супругом девы является Христос, > "Который особенно приветствует безбрачных, хотя и за всех > пригвожден, за всех поднял крест".{} Таким образом, девство не есть > нечто совешенно чуждое браку: оно есть тоже брачный союз, но > не между двумя людьми, а между человеком и Христом.{} Когда любовь > ко Христу становится стержнем всей жизни человека, он не находит > возможным разделить свою любовь между Христом и еще кем- > или чем-либо. Любовь ко Христу - это интегральное и всеохватывающее > чувство: > ...Любовь слаба, если разделена > между миром и Христом, тверда же, когда устремлена к Единому. > или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, > или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе.{} > Любовь есть чувство, сконцентрированное в одной точке, постоянное > всматривание в лик любимого, нежелание оторвать взор от этого лика > и обратить на что-либо другое: > Любовь (pothos), сосредоточенная на одном, приближает нас > ко Христу, > Который любит любящего и видит взирающего (на Него), > видит взирающего (на Него) и выходит навстречу приближающемуся > (к Нему). > Чем больше кто любит, (тем больше) взирает; > и чем больше взирает, тем больше любит...{} [ игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова (II.3) www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/2_07.html ] по теме: + Cергей Фудель: Основать брак можно только на дружбе www.messia.ru/rasylka/005/1224.htm#0 + свт. Феодорит Киррский (V в.) о браке www.krotov.info/acts/05/antolog/page14.htm + тема "Брак" в "Библиотеке свящ. Якова Кротова" www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html + + + тексты литургич. чтений: www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/075.htm#0 +++ о св. мучениках Кирике и Иулитте www.krotov.info/yakov/6_bios/10_iv/304_kirik_iulitta.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050805/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-7-2006 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Если кто считает, что по отношению к своей невесте поступает неподобающим образом и если не в силах совладать со своей страстью и считает, что должен жениться, пусть делает то, к чему его влечет. Греха не будет, пусть поженятся. Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он тоже поступит хорошо. Что из этого следует? Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится, поступит еще лучше. *Жена связана браком, пока жив муж. А если муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет, но только за христианина. Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению, а я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.* (1Кор.7:36-40) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1569.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # |
|||||
|