=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 24 апреля 2007 г. ст.ст., понедельник 5-й седмицы по Пасхе.литургические чтения: Деян.12:12-17; Ин.8:42-51. * 25 апреля 2007 г. ст.ст., вторник 5-й седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.12:25-13:12; Ин.8:51-59. память апостола и евангелиста Марка (+ 63 г.). (этот выпуск рассылки за 2 дня.) + + + к евангельскому чтению понедельника: + + **>> еп. Кассиан (Безобразов): дети диавола... www.messia.ru/rasylka/004/790.htm#0 **>> свящ. Александр Мень о бессмертии www.messia.ru/rasylka/002/087.htm#0 + + + к евангельскому чтению вторника: + + + + + + + + + + **>> свящ. Александр Мень: Иисус на празднике Кущей www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0 **>> Еп. Кассиан (Безобразов): "Неужели Ты больше Авраама?" www.messia.ru/rasylka/004/791.htm#0 **>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html **>> Доминик Бартелеми: Авраам www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0 > Зарождение веры в душе человеческой есть тайна. И, однако, сама вера > во Христа приводит человека к Церкви, к общине тех, кто верит > во Христа. Сама вера ищет и требует единства верующих, которые > именно этим своим единством, любовью друг ко другу свидетельствуют > перед миром, что они ученики и последователи Христа. "По тому узнАют > все, что вы Мои ученики, - сказал Христос, - если будете иметь > любовь между собою". Любовь и единство веры, про которое апостол > Павел говорит, что оно составляет главную радость христиан: > "Я весьма желаю увидеть вас, - пишет он христианской Церкви > в Риме, - чтобы утешиться с вами общей верой, вашей и моей... [ свящ. Александр Шмеман. Беседы о СИМВОЛЕ ВЕРЫ. (1. Введение) оп.: Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002. www.messia.ru/r2/2/087.htm ] * * * > В современном чине Литургии возглас "Возлюбим друг друга...!" > занимает так мало времени, что <почти невозможно> по-настоящему > услышать его, услышать не только внешним, но и внутренним слухом. > Для нас теперь это только один из возгласов, предшествующих Символу > Веры. Но не так было раньше. Из литургических памятников древней > Церкви мы узнаём, что после этого возгласа действительно совершалось > =целование мира=, в котором участвовала вся Церковь, всё собрание. > "Когда наступает время преподания взаимного приятия мира, - говорит > Св. Иоанн Златоуст, - мы все друг друга лобызаем". И "приветствуют > клирики епископа, миряне-мужчины - мужчин, женщины - женщин..." > Этот обряд до сих пор сохранился в литургической практике несториан, > коптов, армян, - практике, не подвергшейся поздневизантийским > влияниям и потому часто отражающей более раннюю форму > евхаристического священнодействия. И не только евхаристического, > ибо целование мира составляло важную и неотъемлемую часть > всего христианского богослужения. Так, оно совершалось > после крещения: епископ целовал миропомазанного со словами: "Господь > с тобой". При посвящении нового епископа всё собрание, как клирики, > так и миряне, также приветствовало его "целованием святым", после > чего он в первый раз возглавлял евхаристическое приношение. > <Итак>, из истории этого момента литургии мы видим, что он претерпел > существенное изменение, а именно: из =действия=, и притом действия > общего, он превратился в =возглас=. А в связи с этой переменой > изменилось отчасти и содержание призыва. Современный возглас - > "возлюбим друг друга..." - есть призыв к некоему состоянию, > в древнейших же его формах он призывает к определенному действию: > "приветствуйте друг друга..." И, по свидетельству некоторых > памятников, действие это совершалось даже без всякого возгласа. > Таким образом, очевидно, что, как это не раз случалось в истории > богослужения, возглас, выросши сам из действия, затем постепенно > вытеснил его, или, вернее, сузил его до одного алтаря, где оно > и доныне совершается между сослужащими священниками и дьяконами. > <На первый взгляд>, эта постепенная замена общего действия возгласом > и все эти технические подробности не представляют особенного > интереса. Не требует как будто пояснения и сам возглас, поскольку > все знают, что любовь есть главнейшая христианская заповедь, > а потому и напоминание о ней уместно перед важнейшим из всех > церковных священнодействий. А если так, то не всё ли равно - > в призыве любви или же в "символе" любви состоит это напоминание? > Можно к тому же предположить, что исчезновение действия связано было > с ростом церкви, с появлением многолюдных собраний в огромных > храмах, где никто не знает друг друга и где обряд этот был бы > простой формальностью. > Но всё это так только <"на первый взгляд">, до тех пор, пока мы > не вдумаемся в подлинный литургический смысл этих слов и действий. > И прежде всего, в смысл самого словосочетания "христианская любовь". > Действительно, мы так привыкли к этому словосочетанию, мы столько > раз слышали проповеди о любви и призывы к ней, что нам трудно бывает > пробиться к вечной =новизне= этих слов. Но на новизну эту указывает > сам Христос: "Заповедь =новую= даю вам: любите друг друга" > (Ин.13,34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал > и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди - > о любви к Богу (Втор.6,5) и о любви к ближнему (Лев.19,18), > про которые Христос сказал, что в них весь закон и пророки > (Мф.22,40)? И в чём же тогда новизна этой заповеди, притом новизна > не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех > времен, всех людей, новизна, которая никогда не перестанет > быть новизной? > Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных > признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: ="Любите > врагов ваших".= <В этих словах> - не что иное, как неслыханное > требование любви к тем как раз, кого мы =не любим=. И потому они > не перестают потрясать, пугать и, главное, =судить= нас, пока мы > не окончательно еще оглохли к Евангелию. Правда, именно потому, > что заповедь эта неслыханно нова, мы большей частью подменяем ее > нашим лукавым, человеческим истолкованием ее. Вот уже веками > не только отдельные христиане, но и целые Церкви утверждают, что > на самом деле христианская любовь должна быть направленной на свое, > на то, что любить - естественно и самоочевидно: на близких и родных, > на свой народ, на свою страну, на всех тех и на всё то, что обычно > любим и без Христа и Евангелия. Мы уже не замечаем, что > в православии, например, религиозно-окрашенный > и религиозно-оправданный национализм давно уже стал настоящей > ересью, калечащей церковное сознание, безнадежно разделившей > православный Восток и делающей все наши разглагольствования > о вселенской истине православия лицемерной ложью. Мы забыли, что > про эту - только "природную" - любовь в Евангелии сказаны другие, > не менее странные и страшные слова: "Кто любит отца или мать > или сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10,37), > и "Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жены > и детей и братьев... тот не может быть Моим учеником" (Лк.14,26). > Если же прийти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, > очевидно, христианская любовь не только не есть простое усиление, > "увенчание" и религиозная санкция любви природной, но коренным > образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть > действительно =новая= любовь, на которую наша падшая природа и наш > падший мир не способны и которая потому невозможна в нём. > Но как же тогда исполнить эту заповедь? Как полюбить тех, кого > не любишь? Разве не в том тайна всякой любви, что она никогда > не может стать плодом одной только воли, самовоспитания, упражнения, > даже аскезы? Упражнением воли и самовоспитанием можно достичь > "благожелательства", терпимости, ровности в отношениях с людьми, но > не любви, о которой преп. Исаак Сирии сказал, что она даже "бесов > милует". И что же тогда может означать эта невозможная заповедь > любви? > Ответить на это можно только одно: да, заповедь эта была бы > действительно невозможной и, следовательно, чудовищной, если бы > христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство > есть не только заповедь, а =откровение= и дар любви. И только потому > любовь и заповедана, что она - до заповеди - > открыта и дарована нам. > Только "Бог =есть= Любовь". Только Бог любит той любовью, о которой > говорится в Евангелии. И только в Боговоплощении, в соединении Бога > и человека, т.е. в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом, > Любовь самого Бога, лучше же сказать, сам Бог-Любовь, явлены > и дарованы людям. Потрясающая новизна христианской любви в том, что > в Новом Завете человек призван любить Божественной любовью, ставшей > любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна > христианства, а в том, что исполнение заповеди стало возможным. > В соединении со Христом мы получаем Его любовь и можем ею любить > и в ней возрастать. "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом > Святым, данным нам" (Рим.5,5), и Христом заповедано нам пребывать > в Нём и в Его любви: "Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может > приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если > не будете во Мне... Кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит > много плода, ибо без Меня не может делать ничего... =Пребудьте > в любви Моей= " (Ин.15,4-5,9). > Пребыть во Христе значит быть и жить в Церкви, которая есть Жизнь > Христова, дарованная людям, и которая потому живет любовью > Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, > содержание и цель жизни Церкви, и любовь есть, по существу, > единственный, =признак= Церкви, <объемлющий все остальные>: "Посему > узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между > собою" (Ин.13,35). Любовь есть сущность =святости= Церкви, ибо она > "излилась в сердца наши Духом Святым"; сущность =единства= Церкви, > которая "созидает себя в любви" (Еф.4,16), сущность, наконец, > и =апостольства= и =соборности=, ибо Церковь всегда и всюду есть тот > же и единый апостольский союз - "союзом любви связуемый". Потому, > "если я говорю языками человеческими и ангельскими, если имею > дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, > так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. > И если я раздам всё имение мое, и отдам тело мое на сожжение, > а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13,1-3). > Ибо только любовь всем "признакам" Церкви - единству, святости, > апостольству и соборности - дает всю их значительность > и действенность. > Но Церковь есть союз любви - или, по выражению Хомякова, "любовь > как организм", не только в том смысле, что члены ее соединены > любовью, но в том, прежде всего, что через эту любовь всех друг > к другу, любовь как саму жизнь, она являет миру Христа и Его любовь, > свидетельствует о Нём и любит и спасает мир любовью Христовой. > Назначение Церкви - в <=падшем= мире> являть, как его спасение, мир, > =возрожденный= Христом. Сущность падшего мира в том, что в нём > воцарилось разделение, отделение всех от всех, которого > не преодолевает "природная" любовь некоторых к некоторым, и которое > торжествует и исполняется в последнем "отделении" - в смерти... > Сущность же Церкви - явление и присутствие в мире любви как жизни, > и жизни как любви. Исполняясь сама в любви, она об этой любви > свидетельствует в мире и ее несет в мир и ею "врачует тварь", > подчинившуюся закону разделения и смерти. В ней каждый таинственно > получает силу "любить любовью Иисуса Христа" (Фил.1,8) и быть > свидетелем и носителем этой любви в мире. > Но тогда =собрание в Церковь= есть, прежде всего, таинство любви. > В церковь мы идем =за любовью=, за той <вечно> новой любовью Самого > Христа, которая даруется нам в нашем единстве. В церковь мы идем, > чтобы эта Божественная любовь снова и снова "излилась в сердца > наши", чтобы снова и снова "облечься в любовь" (Кол.3,14), чтобы, > =составляя= Тело Христово, мы могли пребывать в любви Христовой > и ее являть в мире. Но потому так горестно, так противоречит > исконному опыту Церкви наше теперешнее предельно > индивидуализированное благочестие, которым мы эгоистически отделяем > себя от собрания, так что даже стоя в церкви, продолжаем ощущать > одних "близкими", а других - "далекими", безличной массой, > "не имеющей отношения" к нам и к нашей молитве и мешающей нам > "духовно сосредоточиться". <.....> [ по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 7 www.messia.ru/r2/2/004.htm (выделение подчеркиванием выполненно редактором рассылки.) ] Чтения понедельника в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070507/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-05-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-05-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *<Иисус сказал:> - Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое, смерти вовек не увидит. - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, - сказали они Ему. - Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь: "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"! Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, - ответил Иисус. - Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю Его, Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус ответил: - Говорю вам истинную правду: Авраам еще не родился, а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили камни, чтобы побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1841.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|