=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога {Навечерие Богоявления.} литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *. {Память пророка Михея (IX в. до Р.Х.).} 3 1 В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний - тетрархом Абилены, 2 при первосвященнике Анне и Кайафе, Бог в пустыне обратил Свое слово к Иоанну, сыну Захарии. 3 И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. 4 В книге пророка Исайи написано так: "Голос глашатая в пустыне: 'Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы: 5 пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей, пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы - 6 тогда увидят все живущие спасение от Бога'". (перевод В.Н.Кузнецовой) www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#3:1 > ПРЯМЫЕ СТЕЗИ > Первоначально "прямые пути" было сказано об исходе из Плена > в 538 г. - имелся в виду путь из Вавилона в Иерусалим, проходивший > через пустыню. Идти прямо, идти кратчайшим путём не для того, чтобы > скорее очутиться на родине, а чтобы идти в Духе Божием, чтобы идти > не ради себя, а ради Высшего, чтобы и после возвращения жить > не по-мещански, а религиозно. > Слова Евангелия о прямых стезях не представляют особых затруднений, > пока мы думаем лишь о себе. Да, мы плохие, мы испорченные, > мы кривые. Мы должны исправиться - распрямиться, чтобы сделаться > достойными откровения. > Затруднения начинаются, когда мы отрываем взгляд от собственной > персоны, хотя это тяжело и непривычно, и обращаемся к Откровению. > Даже те из нас, кто вырос вне Церкви, вне культа, через культуру > впитал дух и образ этого Откровения, его высочайшие нравственные > нормы, еще до обращение к Богу знает, что Он милосерден и истинен. > Но, странным образом, именно то, что дано Богом в Откровении, > побуждает нас предъявлять Откровению - и, следовательно, Богу - > претензии. > Что будет с тем, кто не исправился, кто не выпрямился? > Они пострадают, а может быть и вообще погибнут при встрече с Богом > Откровения, как погибнет шатающийся по мостовой пьяный под колеса<ми> > стрелой мчащегося автомобиля. Выходит, откровение - нечто вроде > прокрустова ложа из античной мифологии, и чем откровение полнее - > а в Новом Завете оно, безусловно, дает более полный и более > привлекательный образ Бога - тем оно более жестоко по отношению > к противящимся ему? Жестокость ветхозаветных воителей в этом смысле > куда простодушнее и простительнее, ибо это жестокость жестоких - > самой же ужасной оказывается жестокость кроткого Иисуса. С Иисусом > Навином еще можно было договориться о перемирии, с Иисусом Христом > зло помириться не сможет ни на секунду, даже если бы захотело. > Нужно очень пристально вглядеться в Откровение и себя, чтобы > свыкнуться с тем, что прямизна - Божья, а кривизна - наша, и "вместе > им не сойтись". Именно свыкнуться, не понять, ибо понять грех > невозможно, особенно свой. Свыкнуться, чтобы от осмысления перейти > к исправлению, переведя проблему из теории в практику. Свыкнуться > с тем, что Бог есть Бог, а человек есть человек, и единственная > возможность человеку быть прямым - приготовить в себе дорогу Богу. > Когда же мы свыкаемся с этим и научаемся покаянию - а часто > и до наступления такой замечательной поры, иногда же и раньше > первого искушения - приходит вторая, прямо противоположная первой > претензия к Откровению. От нас требуется прямизна - но прямо ли само > Откровение? Весь Ветхий Завет, начиная со сказания о Потопе, > есть Откровение о Боге карающем, убивающем, постоянно спасающем, > но спасающем постоянно лишь меньшинство. Бог дает обетованную землю > не на блюдечке с голубой каемочкой, а на поле сражений, где гниют > трупы и коричневеет кровь человеческая. Бог через пророка Самуила > приказывает Саулу истребить племя, мешавшее иудеям войти в Ханаан, > и сам пророк отрубает голову вражескому царю, которого пощадил Саул. > Бог более жесток, чем Саул? Самуил ошибился в понимании воли Божией? > Ведь именно в рассказе об этой "священной войне" впервые звучат > замечательные духовные слова о том, что послушание воле Божией > выше жертвы Ему - только воля-то Божия оказывается не в том, чтобы > накормить голодного, а в том, чтобы убить иноплеменника. Такова > Его "прямизна"? > Конечно, Откровение далеко не всегда воспринималось и понималось > точно. Достаточно прочесть "мессианские" места Ветхого Завета, > чтобы поразиться тому, насколько все же пророки плохо понимали, > что говорит им Дух, кто такой будет Спаситель. Из суммы > этих мессианских мест не составить Евангелия. Но жестокость, > бескомпромиссность, кровавость составляют не случайный, человеческий > элемент Ветхого Завета, не могут быть списаны лишь на искажение Духа > в восприятии людей - ими осуществляются самые главные события > в жизни богоизбранного народа. И слабым утешением (и уж никаким > оправданием) является то, что сама способность ужаснуться Ветхому > Завету дана нам не собственным благородством, а откровением Завета > Нового. Ведь Заветы эти - с одним Богом, ведь откровения ветхое > и новое (как и личное откровение каждого христианина) - одно, одного > Духа Божия, ведь слова о "прямых стезях" есть цитата из Ветхого > Завета. > Да, пути Божии прямы лишь издалека. Когда мы приглядываемся к ним > в Библии, поражает их кривизна - аморальность, жестокость. Более > того, когда Бог движется в нашей собственной жизни, мы мучаемся > и страдаем, и понимаем, что страдания наши - крест, но крест > от Бога. Объяснить жестокость Бога Ветхого Завета - значит объяснить > жестокость Бога моего. Понять, почему Бог повелевал истреблять > амаликитян - значит понять, почему Бог в моей жизни слишком часто > проявляется как начало истребляющее, а не творящее, не милосердное, > ревнивое, бойцовское. > Кровавая бойня амаликитян - трагедия. Сказать, что путь Божий > был прям и праведен здесь - значит солгать. Бог шел кривыми путями > и по сей день часто ходит ими. Откровение жестоко и мрачно не реже, > чем милосердно и светло, а в эпоху ветхозаветную оно почти никогда > не было милосердным к людям. Мы пьяницы, мы шатаемся, > но и автомобиль мчится по улице не прямо, а делая резкие > и угрожающие нам повороты, а то и сбивая пешеходов. > Только опустившись до этого дна, только посмотрев в глаза > этой истине, только избавившись от лести откровению, мы понимаем > всю глубину и весь смысл призыва: "Прямыми сделайте стези Господу". > Господь идет в мир спасти нас, идет по тем путям, которые существуют > в мире. Если бы Он хотел нас уничтожить и установить Свои пути, > проблем не было бы - но Он идет спасти. Именно ради нас Он вынужден > двигаться по кривым дорогам, не дожидаясь, когда Ему приготовят > прямой путь. Моё личное покаяние, оказывается, нужно не только > для спасения меня - и не столько для моего личного спасения - > я выпрямляю дорогу Бога ко всем людям. У Бога нет выбора: Он знает, > что амаликитяне так или иначе погибнут, что кровь и жестокость - > единственные реалии падшего мира, которые упразднить в силах только > сами люди. И Он строит спасение из того кровавого материала, который > есть. Он обещает землю, утверждает династию Давида, спасает > из плена - и все это с кровью, с насилием, с жестокостью. Без Бога > была бы та же и большая кровь, насилие, жестокость - только > для гибели, не для спасения человеков. > Это не означает, что цель оправдывает средства. Не оправдывает! > Но цель - Божья, а средства - человеческие. Бог бессилен. Он имеет > только Слово. И оправдывать нужно не Его, а нас - мы виноваты, что > не распрямили путь откровению. Бог же не нуждается в оправдании хотя > бы потому, что и гибель в водах потопа, и завоевание > Земли обетованной, и военные триумфы царей Давидидов, - всё было > путем к явлению Самого Бога, к Рождеству Спасителя. Виноват ли Он, > что Рождество фактически было самоубийством? Виноват ли Он, что > был распят? Виноват ли Он, что принес в мир разделение между истиной > и ложью? Нет, нет и нет. Мы виноваты - а Он сделал то, что не сделал > ни один человек: умер, хотя мог не умереть. Он стал тем Светом, > благодаря которому мы различаем жестокость в Ветхом Завете, > благодаря которому предъявляем мы счет Ему Самому, Светом, > распространяющимся только всюду, где есть в Нём нужда - а где нет > в Нём нужды? И надо войти в состояние непрерывного общения с Богом > и смирения перед ним, чтобы распрямить не только свои пути, > но и Его, чтобы понять, до какой степени нет у Бога Своих путей > в этом мире, до какой степени мы ответственны за Распятие Его > и за гибель грешников в потопе и аде, за жестокость и кривизну > Откровения. Бог идет по нашим путям, и всякая претензия, обращаемая > к Богу, есть претензия к собственной кривизне и к Его милосердию, > ступающему по ней, чтобы спасти всех. > В эссе "Борозды" Честертон дает, думаю, отличный комментарий > на призыв Предтечи "сделать прямыми пути Господу": "Во всём, > что изогнулось, должна быть тяга к прямизне; всё, что стремится > к прямизне, должно изогнуться. Потому и восхищают нас тугой лук, > серебряная лента шпаги, ствол дерева. В живой природе едва ли > найдется пример поникшей слабости. Вся красота мира - в немного > поникшей силе, которая подобна правде, смягченной милостью. > Мироздание жаждет прямоты и, к счастью, ее не достигает. Четкая > цель, твердый идеал изогнутся в борьбе с фактами. Но это никак > не значит, что начинать надо с размытой цели или шаткого идеала. ... > Не старайтесь сдаться, старайтесь устоять, и положитесь в остальном > на жизнь. Стремитесь вверх, словно дерево; жизнь изогнет вас". > Так что выпрямить - означает выстрелить, и заботиться надо > не столько о примязне как таковой, сколько о цели - о Господе. > Да это и туристам известно: чтобы идти по прямой линии в пустыне > нужно прежде всего найти ориентир все себя. Идеальна триангуляция, > определение точки по трем замерам: с точки зрения Бога, с точки > зрения себя, с точки зрения ближнего. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_03.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27; эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20) +++ свящ. Александр Мень: Предтеча. Крещение Иоанново www.messia.ru/rasylka/007/1740.htm#0 (+ссылки!) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080118/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-01-2008 www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20080105 ***************************************************************** * * Завтра, 19/6 января, - Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа. к еванг. чтению этого праздника (Мф.3:13-17) www.messia.ru/rasylka/007/1741.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Якова Кротова, свт. Иоанна Златоуста, В.Н.Кузнецовой, митрополита Антония и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения: - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. - Что же нам делать? - спрашивал его народ. - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, - пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища, пусть поступает так же. Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его: - Учитель, что делать нам? - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он. - А что делать нам? - спрашивали его воины. - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем. Народ напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн. Но Иоанн заявил перед всеми: - Я вас омываю водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни сандалий. Он омоет вас Духом Святым и огнем. В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току, и пшеницу Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом. Этими и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:7-18) * * * * * * *Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу. С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и не подвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Всё это я делаю ради Радостной Вести, чтобы и самому стать сопричастным ей. Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый. Так и я бегу - не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую! Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27) * * * "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". (1Ин) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2080.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|