=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 17 февраля 2008 г. ст.ст., суббота {седмица 2-я предуготовительная}. литургические чтения: 1Кор.10:23-28; Лк.21:8-9,25-27,33-36 * {'Вселенская родительская (мясопустная) суббота' - поминовение всех от века усопших православных христиан} + "тех, кого Ты переселил от нас, во обителях святых Твоих водвори!" www.messia.ru/rasylka/007/1762.htm#0 к апост. чтению: + Яков Кротов: свобода того, кто со Христом, и пост www.messia.ru/rasylka/005/1081.htm#0 к еванг. чтению: + В.Н.Кузнецова: малый апокалипсис. 'Знаки' Конца www.messia.ru/rasylka/006/1420.htm#0 (+ссылки) ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:4-6,29-30,35-44; Мк.13:5-7,24-26,31-37; эпизоды NN137-138 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080301/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-03-2008 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- > <....> +Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, > несотворенна, единосущна Отцу.+ В чём заключается этот образ? Когда > горит огонь и мы зажигаем от него другой огонь, то первый > не убывает, и оба они принадлежат одному огню. Вот что означает > +Света от Света+. Оба огня, оба костра, когда один зажжен > от другого, представляют собой одну огненную Божественную природу. > Точно так же рожденное в недрах Божественного Бытия Слово > принадлежит природе Бога. Это очень трудно было вместить людям. > И на протяжении нескольких столетий возникали учения, которые > пытались это как-то изменить. Долгая борьба, которая велась вокруг > Вселенских Соборов, показывает, насколько это действительно трудно > вмещалось людьми. > Что же не вмещалось? Не вмещалась и вторая тайна Христа: что в Нём > не только Божественное начало, но и человеческое. > Вот последовательно идущие отступления от христианской веры. > Арианство. I Вселенский Собор был созван в 325 г. в борьбе > с александрийским учителем Арием, который говорил, что Логос > когда-то не существовал. Потом возникает учение о том, что Христос > был человеком, на которого просто сошел Дух Божий. Тем самым Бог > и человек разделяются во Христе. Так думали люди, которые > группировались вокруг константинопольского патриарха Нестория. > (Впрочем, сам Несторий, может быть, не очень был в этом повинен.) > А потом иные люди - православные, чтившие Христа высоко, - > отодвинули Его человеческую природу и сказали, что в Нем была только > одна природа, Божественная, а человеческое в Нём - это что-то такое > второстепенное, маловажное. Между тем, для Церкви это не просто > немаловажно, это центрально - то, что Он один из нас! Он не призрак, > Он не какое-то божественное видение. И Священное Писание > подтверждает, что Он был подлинным человеком и что подлинным Богом > остается перед нами. > И, наконец, после этого монофизитского учения, отвергнутого > на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 г., возникает > более тонкое учение, монофелитское. Греческие богословы пытаются > доказать, что Христос был и человеком и истинным Богом, но воля > у Него была одна - воля Божественная. Но как же можно так считать? > А разве не молился Он в Гефсиманском саду перед смертью? Разве > не молился Он Отцу: 'Да минует Меня эта чаша'? Значит, > Его человеческая воля сопротивлялась тому, на что Он шел, и была > борьба внутри. Значит, нельзя считать, что у Него была только одна > Божественная воля. Значит, Он уникальное существо, полностью > человеческое и полностью Божественное. И спасение, приобщение > к высшей жизни, к нам пришло через Того, Кто одновременно > принадлежит двум мирам. Вот в чём сущность исповедания о Христе > в Символе веры. Почему главная книга христиан называется Радостной > Вестью, по-гречески Евангелием? Потому что это весть не о том, что > нас спас какой-то ангел или какой-то обитатель космических миров, > или какое-то высшее существо, а о том, что спасти нас пришел > Сам Создатель, Сам Творец в лице Божественного Логоса. 'В мире был, > и мир Его не познал, - говорит евангелист. - Но свет во тьме светит, > и тьма его не объяла'. > Свет Христов светит в мире. Человек всегда стремился расширить > свою душу, ему всегда было тесно в своих рамках, он хотел слиться > с толпой, с народом, с природой. В этом стремлении есть что-то > великое (хотя есть и отрицательное). Великое потому, что мы с вами > гораздо более таинственные и объемные существа, чем нам кажется. > И нам действительно оказывается тесно в этих рамках - только > индивидуальных. Человек стремится к соборному охвату - и братьев, > и сестер, и природы. И прежде всего человек стремится соединиться > с Богом, слиться с Божественным - во всех формах. > Может быть, некоторые из вас читали американского поэта Уитмена, > который думал, что он постиг Божественное, растворяясь в дыхании > прерий, чувствуя себя единым с травой, которая растет под ногами, > с облаками, которые несутся по небу. Многие люди, переживая слияние > с природой, чувствуют, что в них происходит что-то священное, что-то > необыкновенное и яркое. Быть может, многим из вас такое чувство > знакомо. Какие это особые моменты! Слияние с красотой, слияние > с полнотой жизни в глубоком священном молчании. Многие произведения > поэтов, живописцев, писателей говорят об этом. Есть строки из 'Войны > и мира', которые вам всем хорошо знакомы. Есть стихи множества, > множества поэтов, которых я не буду даже перечислять. Единство > со всем. У Флобера есть философская драма 'Искушение святого > Антония'; мне кажется, она не очень удачная, но там есть такой > эпилог: этот пустынник, подвижник, который боролся со страстями > в своем сердце, вдруг чувствует, что вся природа вошла в него, что > он летает вместе с птицами, что в нём живут и развиваются > все существа, что в нём дышит вся Вселенная. Это чувство > не случайное. И, разумеется, мистики древней Индии, мистики Ирана, > суфии и множество мистиков всех времен и народов жаждали > этого слияния. Рассказывали такую притчу (кажется, она индийского > происхождения) - о том, как жила на свете некая одухотворенная > куколка, фигурка. Но ее плоть состояла из соли. Она все время хотела > узнать, что такое море, что такое океан. И ей сказали: ты можешь > это узнать только войдя в его воды. И вот она вошла в воду и стояла > там, и постепенно соленые морские воды ее омывали, и она познала > океан, только полностью в нём растворившись. От нее ничего > не осталось, но она растеклась в соленых просторах морских вод. > На первый взгляд кажется, что эта жажда растворения присутствует > и в Библии. В 41-м псалме сказано: 'Как олень стремится к источнику, > так душа моя стремится к Тебе, Боже'. Но на самом деле человек > ветхозаветных времен отдавал себе отчет в том, что прикоснуться > можно только к сиянию Бога, к тому, что в Библии называется > +Кавод+ - Слава Божия, то есть излучение Его, растекающееся по всей > Вселенной. Но это не Он, это только корона Его, как бывает корона > на Солнце. (Когда бывает затмение Солнца, вокруг него возникает > корона; это не Солнце, а аура вокруг него.) А с самим Богом слиться > человеку нельзя. Когда пророк Исайя увидел Славу Божию, он сказал: > 'Я должен умереть, потому что я видел лицо Бога' - лицо в условном > смысле. Вот как понимал Ветхий Завет встречу с Богом. Встреча - да, > послушание - да, любовь - да, конечно, ибо первейшая заповедь > Ветхого Завета говорила: 'Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, > всем помышлением твоим'. Но также говорит Господь у пророка Исайи: > 'Как небо далеко от земли, так Мои мысли далеки от ваших мыслей'. > Это очень важное место, оно звучит, как гром, в Священном Писании. > Потому что все народы - особенно на Востоке, но и на Западе, > в Вавилоне, в Греции, в Египте - представляли себе богов > человекообразными или, по крайней мере, природообразными. Поэтому > большинство изваяний и фресок, кто бы это ни был - Осирис, Зевс > или вавилонский Мардук, всегда изображали человека. А в Библии > мы слышим грозный и суровый голос Творца: 'Я Бог, а не человек'. > И вот только тогда, когда Бог Сам приближается к нашему бытию, когда > Он входит в нашу жизнь, когда Он становится для нас человечным > и близким, - тогда возможно слияние. Только тогда. > Вот почему апостол Павел учит нас, что спасение, то есть приобщение > к Богу, возможно только через Иисуса Христа. И вера в Иисуса Христа > означает слияние с Ним, принятие Его в сердце, означает, что > мы вместе с Ним. Апостол говорил: 'Я сораспялся Христу'; то есть > мы вместе с Ним страдаем, вместе умираем, вместе можем воскреснуть. > Таким образом, человечность Бога открывается через Богочеловека. > И Богочеловек уже не провозглашает той страшной и грозной истины: > 'Я Бог, а не человек'. Он говорит: 'Я человек, Я ваш брат'. > Человеческое лицо Бога - вот что такое +Света от Света, Бога истинна > от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже > вся быша+. Это Бог для нас, это Бог наш, это то Лицо Бога - > как мы говорим, второе Лицо Святой Троицы, - Которое обращено > к человеку, к твари, к мирозданию, Которое и приходит к нам во имя > любви. [ свящ. Александр Мень. Беседы на Символ Веры (1990 г. Беседа 4) www.alexandrmen.ru/books/veruiu/ver_04.html ] Этот выпуск посвящен стихам 1:1 - 2:6 1-го Послания апостола Иоанна. 1 Вот что мы возвещаем: то, что было сначала, что мы слышали, что своими глазами видели, что рассматривали, к чему прикасались руками - мы возвещаем о слове Жизни. 2 Эта Жизнь была явлена нам: мы ее видели, мы - свидетели Жизни вечной - той, что была с Отцом, что была явлена нам. 3 То, что видели мы и слышали, мы и вам возвещаем, чтобы были и вы сопричастны нам. А мы сопричастны Отцу и Сыну Его Иисусу Христу. 4 И об этом мы пишем, чтобы нас наполнила радость. 5 Вот та Весть, что мы от Него услыхали и вам возвещаем: Бог есть свет и нет в Нём тьмы никакой! 6 Если скажем: "Мы сопричастны Ему", - но живем, как и прежде, во тьме, значит, мы лжем и живем не по правде. 7 Но если живем мы в свете, как и сам Он - в свете, значит, мы сопричастны друг другу и кровь Сына Его, Иисуса, очищает нас от любого греха. 8 Если скажем, что мы безгрешны, значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас. 9 Если признаем наши грехи, Он, справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого зла. 10 Если скажем: "Мы не грешили", - значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Слова Его. 2 1 Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили. Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник - Иисус Христос, Он праведен. (2) И Он сам - искупительная жертва за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира. 3 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его - мы знаем Его, если исполняем Его заповеди. (4) Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей, тот лжец, в нём нет истины! (5) А кто исполняет слово Его, в том Божья любовь воистину достигла совершенства. Так мы можем узнать, в Нём ли мы. 6 Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он. (Перевод В.Н.Кузнецовой) www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1jo.htm#1:1 к 1Ин.1:8-2:6: + II Ватиканский Собор: экуменизм невозможен без покаяния www.messia.ru/rasylka/007/1753.htm#0 (+ссылки!) (1Ин.1:1-7 читается на православной литургии в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 8 / 21 мая.) ***************************************************************** * * Завтра - воскресенье, посвященное напоминанию о грядущем Страшном Суде. к апостольскому чтению (1Кор.8:8-9:2) www.messia.ru/rasylka/005/1082.htm#0 (Виктор Попков) к еванг. чтению (Мф.25:31-46) www.messia.ru/rasylka/007/1763.htm#0 (свящ. Сергей Булгаков; ссылки на тексты митр. Антония, свящщ. Александра Меня, Якова Кротова и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман. Многие придут под Моим именем и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!" Не идите за ними! Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь. Это должно сперва случиться, но конец наступит не сразу. ... Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах, а на земле народы будут трепетать в отчаянии от рёва моря и бушующих волн. Люди будут падать бездыханными в страхе перед тем, что надвигается на мир. Ибо силы небесные сотрясутся. И тогда увидят: Сын человеческий идет на облаке, / облеченный силой и великой славой. ... Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут. Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих разгулом, пьянством и житейскими заботами, чтобы День тот не застал вас врасплох. Как западня будет он для всех, кто живет на земле. Бодрствуйте всё время, мол`итесь, чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет, и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36) * * * *"Всё позволено!" - Но не всё на пользу. "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию. Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого. Всё, что покупаете у мясников, ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью. Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни". И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти, ешьте всё, что перед вами поставят, не допытываясь, со спокойной совестью. Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву", тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.* (1Кор.10:23-28) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2122.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|