=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 19 марта 2008 г. ст.ст., вторник {4-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии): Ис.25:1-9; Быт.9:8-17; Притч.12:8-22. Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080401/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-04-2008 К чтению из кн. Бытия: + М.Г.Селезнев - перевод и комментарии www.messia.ru/rasylka/007/1792.htm#0 + свящ. Александр Мень: Радуга - знак верности Бога www.messia.ru/rasylka/003/388.htm#0 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- > Крещение вводит человека не в коллектив, а в Тело. Именно этому Телу > подобна в земной, здешней жизни семья. Чтобы лучше это понять, > припомните, что голова тела, Глава, беспредельно, невыразимо выше > всех прочих членов. Как можно уравнять Создателя с созданьем, > Бессмертного - со смертным, Безгрешного - с грешным? Но и прочие > члены отнюдь не одинаковы. Есть священники и миряне, мужья и жены, > родители и дети. Неравенство это слишком тонко, чтобы сравнить его > с неравенством начальника и подчиненного. Каждый из нас то учит, > то учится; то прощает, то ищет прощения; то молит Христа о других, > то ждет от других молитвы. Всякий день должны мы жертвовать > своекорыстной суверенностью, и всякий день нам воздается сторицей, > ибо лишь жизнь в мистическом теле поистине взращивает личность. Мы, > 'члены друг другу', становимся разными, как рука и ухо. Вот почему > мирские люди так единообразны в сравнении с невероятным > разнообразием святых. Послушание - путь к свободе, смирение - путь > к радости, единение - путь к обретению лица. > А теперь я должен перейти к тому, что может показаться странным. > Вы часто слышали, что в мире сем мы неравны, зато равны в очах > Божьих. Конечно, в определенном смысле это верно. Бог > не лицеприятен - Он любит нас не за ум, не за таланты, > не за знатность. Но, мне кажется, в другом смысле слова это прямо > противоположно истине. Искусственное равенство необходимо > государству, но в Церкви мы снимаем его личину, открываем истинное > наше неравенство, и оно животворит нас. > В политическое равенство я верю. Но быть демократом можно по двум > причинам. Можно считать, что все хороши, и потому способны совместно > править обществом. Такое мнение я считаю романтическим и неверным. > Можно считать иначе: падшие люди так плохи, что нельзя препоручать > одному из них власть над другими. > Вот это - верно. Я не думаю, что Бог создал демократическим мир. > Он поставил родителей над ребенком, мужа - над женой, ученого - > над невеждой, человека - над животным. Если бы человек не пал, > патриархальное единовластие было бы и впрямь лучше всего. > Но мы грешны, и поэтому, как сказал лорд Эктон, 'всякая власть > развращает, абсолютная власть развращает абсолютно'. Лекарство > от этого одно - не допускать абсолютной власти, заменяя ее фикцией > равенства. Всевластие отца или мужа запрещены законом не потому, что > они мнимы (напротив, я думаю - они установлены Богом), но потому, > что отцы и мужья бывают очень плохими. Теократия дурна не потому, > что добрые, мудрые пастыри не могли бы править мирянами, а потому, > что священники - такие же люди, как все мы, а это значит, что многие > из них и не мудры, и не добры. Даже власть человека над зверем > надо обуздывать, ибо ею непрестанно злоупотребляют. > Равенство, подобно одежде, - порождение Адамова греха и средство > против него. Любая попытка пойти назад, упразднив достигнутое > равенство и заменив его былым единовластием, так же нелепа, > как попытка отменить одежду. Нацисты и нудисты делают одну и ту же > ошибку. Но под неживым платьем остается живое тело. Под покровом > юридического равенства живет, как и жил, мир всевозможных иерархий, > о котором я веду речь. > Поймите меня правильно. Я ни в малейшей мере не осуждаю юридической > фикции, ибо только она спасает нас от взаимной жестокости. Но это > роль - чисто защитная. Это лекарство, а не пища. В другом, более > глубоком смысле никак нельзя считать, что все равны. Если речь идет > о естественном порядке, нелепо утверждать, что все одинаково > красивы, добры, способны, умны. Если речь идет о бессмертных душах, > возможна серьезная ошибка. Спаситель умер за нас не потому, что > мы хороши. Ценность человеческих душ как таковых, без Бога, равна > нулю. Бог умер за грешников - вспомните слова апостола Павла. > Он возлюбил нас не за то, что мы достойны любви, а потому, что Сам > Он - Любовь. Быть может, Он любит всех равно, но равенство это - > в Нём, а не в нас. > Равенство - понятие количественное, и любовь ничего о нём не знает. > Смиренная власть, радостное подчинение свойственны духовной жизни. > Даже душевная жизнь не вмещается в отношения типа: 'Я не хуже тебя'. > Они различаются, как марш и танец. Честертон говорит, что > мы становимся выше, нагибаясь; точно так же, распоряжаясь, > мы становимся ниже. Я счастлив, что опускаюсь на колени, > когда священник стоит. Чем меньше неравенства во внешнем мире, > тем радостней, душеполезней, необходимей то неравенство, какое дает > нам Церковь. > Так христианская жизнь защищает личность от коллектива, не изолируя > ее, но включая в мистическое тело Христово. Различие между ними > поистине безмерно. Самый жалкий из христиан принадлежит вечности. > Церковь переживет Вселенную, и каждый член ее - тоже. Мы мало слышим > об этом теперь. Недавно один мой собеседник назвал такой взгляд > 'теософским'. Но если мы в это не верим, будем же честны, сдадим > христианство в музей. Если же верим, должны понять, что именно > в этом - истинный ответ на покушения коллектива. Коллектив смертен; > мы - вечны. Когда не будет ни учреждений, ни наций, ни культур, > каждый из нас будет по-прежнему жив. Бессмертие обещано нам, не им. > Христос принял смерть не ради государств и обществ, а ради людей. > В этом смысле христианство утверждает поистине немыслимый > индивидуализм. Но не индивидуум разделит победу Христа над смертью. > Ее разделит мистическое тело. Лишь отвергнув естественное 'я', > а на суровом языке Писания - распяв его, мы получаем пропуск > в вечность. То, что не умрет, не воскреснет. Так разрешает наша вера > противоречие между индивидуализмом и коллективизмом. Стороннему > человеку это может показаться диким и несообразным. > Как биологическое явление со своей эгоистичной волей, мы не значим > буквально ничего; как члены Тела Христова, мы - живые камни > и сохраним в вечности самую свою сущность, вспоминая галактики, > словно старые сказки. Можно сказать об этом иначе. Личность > бессмертна и суверенна; но человек не начинается с личности. > Индивидуализм, с которого мы и впрямь начинаем, только слабая тень, > только пародия на нее. Личность - далеко впереди почти всех нас > (не смею сказать, насколько). Ключ к ней - не в нас самих. Никакая > 'работа над собою' тут не поможет. Мы станем личностями, когда > займем отведенное место в вечном миропорядке. Цвет явит всю свою > красоту, если великий живописец положит мазок именно там, > где должно; собака явит всю свою верность и доблесть, если войдет > в семью человека; так и мы станем личностями, выстрадав истинное > наше место. Мы - камень, ожидающий скульптора, металл, ожидающий > выплавки. Несомненно, и теперь в нас можно различить черты будущей > личности. Но спасти душу - совсем не то, что вырастить цветок > из семени. Самые слова 'сокрушение', 'возрождение', 'новая тварь' > говорят о другом. Многое придется просто отбросить, вырвать глаз, > отрубить руку - поистине, тут припомнишь прокрустово ложе. > Мы забываем об этом, потому что начинаем не с того конца. Исходя > из учения о 'бесконечной ценности каждого', мы представляем Бога > вроде бюро по трудоустройству, которое находит подходящее дело > всякой душе. Однако ценность индивидуума - никак не в нём самом. > Он способен только вместить, получить ценность, и получает он ее > через тело Христово. Нет и речи о том, чтобы найти этому камню место > в храме, достойное его естественных качеств. Место ждет его, оно - > изначально, он - для него создан, и не станет собою, пока на этом > месте не окажется. Истинную личность мы обретаем только в Царствии, > как только на свету мы обретаем цвет. > Говоря это, мы просто повторяем то, что всем известно - мы спасаемся > благодатью; плоть не наследует Царства Божьего; создание > не Создатель и живет не собою, но Христом. Если я усложнил то, > что кажется вам понятным, надеюсь, вы меня простите. Я только хотел > напомнить, что обе нынешние крайности не уничтожают, а усугубляют > друг друга. Многие полагают, что каждый с самого начала обладает > драгоценной личностью и должен только пестовать, лелеять, развивать > и выражать ее, 'быть самим собою'. Однако тот, кто стремится > к своеобразию, никогда его не обретает. Ищите правды, делайте > свое дело как можно лучше, и вы неожиданно получите то, что люди > зовут своеобразием. Кроме того, я хотел напомнить, что христианство > не связано ни с индивидуумом, ни с коллективом. Ни индивидуум, > ни коллектив вечной жизни не наследует, ни драгоценное 'я', > ни масса, только новая тварь. [ Клайв Льюис. Коллектив и мистическое тело Перевод: Н.Трауберг www.messia.ru/bibliotk/l/lewis/membership.htm#0 ] Пособие к проведению Великого поста, день 23 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/052_gl23.html Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 10-11 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#10:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 15-16 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#15:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за будние дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Притчи, гл. 25-28: www.messia.ru/r3/pr/25-28.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *О Господь, Ты - мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое! Ты небывалое сотворил - то был древний замысел Твой, и теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины! Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя, города народов жестоких станут Тебя страшиться. Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время, Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой, словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ. Как спадает зной, когда туча набежит, так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов пир обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, - уничтожит смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь. *Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье. Это Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.* (Ис.25:1-9, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца - хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей, возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам. Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений. Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны. Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость. Не приключится с праведником несчастья, а нечестивых зло переполняет. Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА, но угоден Ему тот, кто поступает честно.* (Пр.12:8-22, нов.перев. РБО) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2152.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |