=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 02 апреля 2008 г. ст.ст., вторник
{6-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.49:6-9; Быт.31:3-16; Притч.21:3-21.
Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080415/orth
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-04-2008
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
(продолжение текста из предыдущего выпуска)
>
Сопричастность
> Другая характерная черта
мученичества, коренным образом отличающая
> его от простого насилия,
- это обязательное присутствие в нём
> сопричастности и соучастия,
того, что Чарльз Уильямс называл
> "берущей на себя любовью" (substituted
love), "взаимозаменяемостью"
> (coinherence) или
"путем замены" ("the way of exchange").{}
> "Я разделю с тобой всякое
бремя", - обещает Юлии Христос и говорит
> об "испепеляющем огне
сострадания". Мы соучаствуем в страданиях
> "Человека для других",
протомученика Христа всякий раз, когда
> соединяемся в любви с
Его страстями, а в них - с болью всего
> человечества. Ибо, как
сказано в "Книге нищих духом", любовь
> "переживает страдания других
как собственное страдание, и не одно,
> а все".{} Страдание становится
созидательным, а смерть -
> мученической, только если всё это
ради другого.
> Мотив предстательства, соучастия
в страдании - один из ключевых
> в "Хасидских преданиях"
Мартина Бубера. В них мы читаем о том, что
> один из самых почитаемых цадиков,
равви Зуся, "все грехи, которые
> он распознавал в людях,
считал своими собственными и обвинял в них
> самого себя". Столь велико
было его чувство слиянности с другими,
> что однажды в сострадании
к нераскаянному грешнику, он "сложил
> со своей души все достигнутые
ею степени, пока она не опустилась
> до уровня души просителя, и
сплел корень его души с корнем своей".
> А о равви Мойше
Лейбе, которого два с половиной года терзали
> невыносимые боли, рассказывали: "Он
всё больше и больше убеждался
> в том, что страдает
ради Израиля, и потому его боль, хоть
> и не становилась слабее,
но преображалась".
> {Мартин Бубер. Хасидские предания.
М, 1997. С. 221, 225.}
> Принять страдания других
как собственные, "сложить с души
> все достигнутые ею степени",
чтобы сойти к последнему грешнику
> и сплести корни
его души с корнями своей, страдать ради Ветхого
> и Нового Израиля -
именно это делает Христос; мученики способны
> следовать этим путем лишь потому,
что верят: с ними и в них страдает
> Спаситель. Воспользовавшись предложенным
о. Александром Ельчаниновым
> "критерием вселенской церковности",
можно сказать, что мученик -
> квинтэссенция церковного человека:
"... болит ли один член -
> страдает всё тело
- о Церкви (1Кор.12,26), а если мы этого
> не чувствуем, значит, мы
не в Церкви".
> {о. Александр Ельчанинов. Записи.
К, 1999, с. 221.}
> Воплощением такой сопричастности
становится заступническая молитва
> мученика. "Отче, прости
им", - предстательствует распятый Христос
> (Лк.23,34). Когда
римские воины пришли, чтобы арестовать
> св. Поликарпа, он попросил
разрешения помолиться и "два часа
> пребывал в непрестанной
молитве, поминая по имени всех, когда-либо
> встреченных им, старых и молодых,
знатных и никому не известных
> и всю Вселенскую
Церковь во всём мире..." {Мученичество
> св. Поликарпа, 8.1} Новомученик
Иоанн Трапезундский, обезглавленный
> в 1650 году, идя
к месту казни, "просил прощения у
всех,
> кого встречал по пути, юных
и старых";{} другой новомученик -
> Иаков Артский (он был
повешен в 1520-м) перед казнью попросил
> сопровождавших его "преклонить
колени и помолиться Христу обо всём
> мире и всей Церкви".{}
Со смертью мученика его заступничество
> не прекращается, но в общении
святых охватывает весь мир и обретает
> значительно большую силу.
> Иногда солидарность выражается
в непосредственной "замене", как
> это видно на примере
матери Марии Скобцовой. Подобную "замену"
> совершает живший в III веке мученик
Никифор, о житии которого писала
> мать Мария. Длившаяся
почти всю жизнь его дружба со священником
> Саприкием в одночасье распалась
из-за пустяковой ссоры, и, несмотря
> на все усилия Никифора,
Саприкий упорно отказывался от примирения.
> Когда же начались очередные
гонения, Саприкий отступил от веры;
> "Никифор же, отвергнутый
и поруганный другом, принял мученическую
> смерть вместо него и ради него".
{прот. Сергий Гаккель. Мать Мария.
> М. 1992, с. 34}
Тем же "путем замены", хотя и несколько иначе,
> прошла монахиня Елена
Мантурова, согласившаяся по благословению
> св. Серафима Саровского
умереть вместо своего больного брата
> Михаила, который еще
не закончил всех дел на земле. Михаил
> поправился, а Елена заболела и вскоре
скончалась.{}
> Такая солидарность, взаимная
сопричастность составляет одну
> из главнейших черт добровольного мученичества
монашеской жизни. Живя
> в общине, братия делит друг
с другом не только труды, молитвы и всё
> "имение", но призвана
к тому, чтобы явить общность бытия на более
> глубоком уровне. По признанию
св. Симеона Нового Богослова, он
> "с горючими слезами и
всей душой" просил Бога о том, чтобы
> его братья были вместе с ним в раю
- или пусть он будет в аду вместе
> с ними: "Духовно привязанный к ним
чистейшей любовью во Святом Духе,
> он не хотел для себя Царства
Небесного, если бы это означало, что
> он будет отделен от своих братии".{}
> Соединенный общим путем
со своими братьями, монашествующий (совсем
> как равви Зуся) берет на себя
их вину и соучаствует в их покаянии.
> В "Достопамятных сказаниях..." можно
найти немало подобных сюжетов.
> "Два брата, монахи, пришли
в соседний город, чтобы там продать
> работу свою целого года,
и остановились в гостинице. По продаже
> рукоделия один пошел закупить
нужное для них, а другой остался
> в гостинице и по наущению дьявола
впал в любодеяние. Уходивший брат,
> возвратясь, сказал оставшемуся:
"Вот, мы запаслись всем нужным,
> возвратимся в келию". Другой брат
отвечал: "Я не могу возвратиться".
> Когда же брат стал упрашивать
его, чтобы он возвратился /.../,
> этот исповедал ему грех
свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня,
> впал в любодеяние, и
потому не хочу возвратиться. Брат, желая
> приобрести и спасти душу
брата, сказал ему с клятвою: "И
я,
> отлучившись от тебя, подобным
образом впал в любодеяние; однако
> воротимся в келию и предадимся покаянию.
Богу всё возможно: возможно
> Ему даровать прощение за покаяние
наше..." Они возвратились в келию
> свою... Потом пришли
ко святым отцам, пали к стопам их, стеня
> и воздыхая, проливая обильные слезы,
исповедали им падение, которому
> подверглись. Святые старцы
наставили их на делание покаяния и дали
> заповеди, которые они
исполнили тщательно. Несогрешивший брат
> приносил покаяние, как бы сам
согрешил, за согрешившего, по великой
> любви, которую имел к нему.
Господь призрел на подвиг любви: открыл
> святым отцам тайну, и что за любовь
того, кто не согрешил, а подверг
> себя труду покаяния
для спасения брата, даровано прощение
> и согрешившему. Вот что
означает "полагать душу свою за брата".{}
> Для нас особенно значима
последняя фраза, поскольку именно она
> говорит о том, что мученичество немыслимо
без сопричастности.
> Живший в IX веке
св. Иоанникий Великий идет еще дальше
-
> он принимает на себя
не только покаяние, но и искушения ближних.
> Встретив однажды совсем
юную монахиню, обуреваемую "плотскими
> похотями", св. Иоанникий зазвал
ее к себе и велел положить руку ему
> на шею. Когда девушка
сделала так, как он просил, святой
> стал молиться о том, чтобы
мучительное искушение оставило монахиню
> и перешло на него. Так монахиня
освободилась от терзавшей ее похоти
> и вернулась к своей
обычной жизни; но ужасное искушение мучило
> теперь святого. Этот сюжет
также упоминается в связи с матерью
> Марией.{}
> Мысль о том, что христианин
способен, в самом прямом и неискаженном
> смысле этих слов, "нести
бремена" искушений и страхов другого,
> составляет центральную идею
романа Чарльза Уильямса "Сошествие
> во ад". Полина Анструзер
обретает свободу, только позволив Питеру
> Стенхоупу взвалить на себя груз
ее тайного гнева; с другой стороны,
> Лоуренс Вентворт, отказавшись
от "пути замены", опускается всё ниже
> и ниже, в полное одиночество ада.
> "Ношение бремен" составляет
существенную сторону духовничества, как
> оно понимается в православной
монашеской традиции. Для св. Иоанна
> Лествичника или св.
Симеона Нового Богослова, равно как
> и для русских старцев
XIX века, духовник - не просто "советчик"
> или "наставник", изрекающий
отвлеченные истины с безопасного
> расстояния, и не тот,
кто произносит формулу "отпущения грехов"
> в узко-юридическом смысле этого понятия,
но также и главным образом,
> ходатай или anadochos,
который предстоит за своих духовных чад,
> соединяется с ними в любви, берет
на себя всю тяжесть их вины, гнева
> и ответствует за них
на Страшном Суде.{} Недаром св. Варсануфий
> Газский уверял своих учеников: "Я
забочусь о вас больше, чем вы сами
> заботитесь о себе... Господи, приведи
моих чад вместе со мной в Твое
> Царство - или вычеркни меня
из Твоей книги... Я заслонил вас своими
> крылами и несу ваши
бремена и ваши обиды... Каждый из вас,
> как сидящий под сенью
древа... Я был бы рад положить
жизнь
> за вас".{} Духовный отец
- икона Христа Доброго Пастыря - призван
> "полагать жизнь
за овец" (Ин.10,11). {Св. Иоанн Лестничник.
> К Пастырю, 5} Духовное отцовство -
тоже мученичество.
[ Каллист
(Уэр), епископ Диоклийский.
СЕМЯ
ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
в книге
"ВНУТРЕННЕЕ ЦАРСТВО"
// Киев:
Дух i лiтера", 2004
www.messia.ru/r2/1/284.htm#0
]
+ + + Пособие к проведению Великого поста,
день 37:
www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/066_gl37.html
Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 15-16
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#15:1.
Чтение из Деяний, Посланий или Откровения:
Евреям, 9-13
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:1.
Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 42-45: www.messia.ru/r3/is/42-45.htm
*****************************************************************
* *
к чтению среды 6-ой седмицы Великого Поста:
- Притч.21:23-22:4:
www.messia.ru/rasylka/007/1806.htm#0
(перевод
и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца.
Поступающий праведно и справедливо
угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ...
Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде.
Кто добивается богатства ложью -
гонится за пустотой, стремится к смерти.
Злодеяния нечестивцев их же и погубят:
ведь они отказались поступать справедливо. ...
Кто при жалобных криках затыкает уши,
сам однажды завопит, но ему не ответят. ...
Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится.
Кто любит веселье, не знает достатка,
кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ...
Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает.
Кто стремится к праведности и верности,
найдет и жизнь, и праведность, и почет.*
(Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый
перевод РБО)
* * *
*И теперь говорит Господь
(Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему,
чтобы вернул я к Нему Иакова
и собрался бы к Нему весь Израиль;
я славен в очах ГОСПОДА,
мой Бог стал моей силой) -
говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой,
что ты возродишь племена Иакова,
приведешь назад остаток Израиля, -
Я также сделаю тебя светом для всех народов,
чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!'
*Так говорит Господь,
Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
кто в презрении у народов, рабу владык:
- Увидев тебя, цари будут вставать,
владыки будут падать ниц,
ради ГОСПОДА (верен Он!),
ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).
*Так говорит Господь:
- Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,
в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню,
ты - Мой договор с народом:
ты возродишь землю,
раздашь запустевшие владенья,
скажешь узникам: 'Выходите!' -
скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!'
*Вдоль дорог они пастбища себе найдут,
все голые холмы станут пажитями для них.*
(Ис.49:5-9, нов.пер.
РБО 2004г., А.Графов)
* * *
"Бог наш на небе и на земле творит всё, что хочет".
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2165.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|