=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос
рождается - славьте!
Христос с Небес - встречайте!
Христос на Земле - воспряньте!
Пойте Господу по всей Земле!
* 25 декабря 2008 г. ст.ст.,
среда - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
литургические чтения: Гал.4:4-7;
Мф.2:1-12
*.
С ПРАЗДНИКОМ!
>
2.1-12 ПОКЛОНЕНИЕ МУДРЕЦОВ
> 1 И вот после того как в иудейском
городе Вифлееме, при царе
> Ироде, родился Иисус,
в Иерусалим явились с востока звездочеты.
> 2 "Где новорожденный царь евреев?
- спрашивали они. - Мы видели,
> как взошла Его звезда,
и пришли воздать Ему почести".
> 3 Царь Ирод, услышав об этом,
пришел в смятение, а с ним и весь
> Иерусалим. (4) Собрав
всех старших священников и учителей Закона,
> он спросил у них, где
надлежит родиться Мессии. (5) "В иудейском
> городе Вифлееме, - ответили
они. - Потому что так написано
> пророком:
> 6 +"И ты,
Вифлеем, земля Иуды,
>
не самый малый средь главных городов Иуды:
>
из тебя произойдет вождь,
>
пастырь народа Моего Израиля"".+
> 7 Тогда Ирод, тайно призвав
к себе звездочетов, выведал у них
> точное время появления
звезды (8) и направил в Вифлеем, сказав
> им: "Ступайте и все в
точности разузнайте о ребенке. А когда
> найдете Его, дайте мне
знать, я тоже приду воздать Ему почести".
> 9 Выслушав царя, они отправились
в путь. И вдруг звезда, восход
> которой они видели, стала
двигаться перед ними, пока
> не остановилась над тем
местом, где был ребенок. (10) Когда
> они увидели звезду, они
очень обрадовались, они ликовали.
> (11) Войдя в дом, они
увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав
> на колени, склонились
перед Ним ниц, а потом, достав ларцы
> с сокровищами, преподнесли
Ему в дар золото, ладан и смирну.
> (12) Получив во сне повеление
не возвращаться к Ироду,
> они отправились в свои
края другой дорогой.
>
----------------------------------------------------
>
1 Лк 2.4-7; Лк 1.5; 3.1 2 Числ 24.12; Мф 2.9
>
5 Ин 7.42 6 Мих 5.2; 2Цар 5.2; 1Пар 11.2
>
9 Мф 2.2 11 Пс 72(71).10-11; Ис 60.6 12
Мф 2.22
> Ст. 1 - Матфей,
в отличие от Луки, не объясняет, почему Иисус
> родился в Вифлееме. Сын
Давида должен родиться в городе Давида -
> и этого достаточно. =Вифлеем=
(евр. Бет-л`ехем, "дом хлеба") -
> небольшой городок примерно
в 10-12 километрах к юго-западу
> от Иерусалима. Согласно 1Цар 16.1-13,
здесь жил и помазан на царство
> пророком Самуилом Давид.
Люди верили, что долгожданный Помазанник
> родится именно здесь (Мих
5.2; Мф 2.5; Ин 7.42). Правда, нужно
> отметить, что в I
веке существовали и неортодоксальные взгляды,
> согласно которым никто
не будет знать, откуда явится Мессия ().
> Вифлеем назван иудейским,
чтобы отличить его от другого городка
> с тем же названием, расположенного
в Галилее, неподалеку от Назарета
> (Ис Нав 19.15).
> Царь =Ирод= Великий правил страной
с 37 по 4 г. до н. э. Из этого
> мы можем заключить, что
Иисус родился незадолго до смерти царя,
> обычно говорят о 6
г до н. э. Год начала новой эры от Рождества
> Христова был неправильно высчитан
в VI веке монахом Дионисием Малым.
> Об Ироде в основном
известно из "Иудейских Древностей" Иосифа
> Флавия. Он был не чистокровным
евреем, а наполовину идумеянином,
> и это давало повод его противникам
считать его не законным царем,
> а узурпатором, тем более,
что он был ставленником Рима
> и не отличался строгим
соблюдением заповедей Закона. Ирод
> был противоречивой личностью. С одной
стороны, при нём воцарился мир
> и в стране был наведен
порядок, были снижены налоги, кроме того,
> Ирод выстроил заново иерусалимский
Храм, красоте и пышности которого
> не было равных.
С другой же стороны, он был крайне жестоким
> и подозрительным тираном, от
руки которого погибли множество людей,
> в том числе и родственники:
тесть, теща, жена, три сына. Римский
> император Август шутил,
что безопасней быть свиньей Ирода, чем
> его сыном. Матфей, указывая
на то, что Иисус родился в его время,
> вероятно, заинтересован не столько
в том, чтобы дать хронологическую
> информацию, сколько в том, чтобы сравнить
его с египетским фараоном,
> желавшим, согласно еврейским легендам
Агады, смерти Моисея.
> И вот в Иерусалиме появляются
=звездочеты=. В греческом они названы
> магами (традиционное русское
название - волхвы). Кого в то время
> называли магами? Геродот,
например, пишет, что так назывались
> мидийцы, принадлежавшие
к касте священников в Персидской империи.
> О магах упоминают многие
древние авторы: Аристотель, Геродот,
> Страбон, Дион Хризостом,
Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др.
> Вероятнее всего, это зороастрийцы,
толковавшие сны; они были также
> астрологами, мудрецами, о
которых говорили, что они обладают
> сверхъестественными знаниями
и силой, нередко их считали колдунами,
> а иногда просто шарлатанами.
С древних времен были попытки понять,
> как евангелист относится
к этим звездочетам, считает ли он их
> мудрецами или же, наоборот,
шарлатанами, чья власть над умами
> закончилась с приходом
Иисуса. Евсевий называл их наследниками
> Валаама. А вот что говорит
Игнатий Антиохийский: "Звезда воссияла
> на небе ярче всех
звезд... С этого времени стала упадать всякая
> магия, и всё зло
разрываться, и древнее царство распадаться"
> (Еф 19). Евангелие говорит
о них чрезвычайно скупо, в то время как
> многочисленные средневековые
легенды сообщают массу подробностей:
> что их было трое, что
их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что
> они были царями,
причем один из них был темнокожим.
Но
> в евангельском рассказе самым важным
является, вероятно, то, что
> эти звездочеты были язычниками,
представителями народов, не знавших
> истинного Бога, а теперь
пришедших поклониться Тому, кто станет
> Спасителем всего мира.
Поведение людей, представлявших собой
> духовную элиту языческого
мира также противопоставлено поведению
> "своих" интеллектуалов
- первосвященников и учителей Закона.
> Согласно преданиям, к
Зороастру также приходили для поклонения
> мудрецы-звездочеты.{} О звездочетах
сказано, что они пришли
> =с востока= - по
отношению к Иерусалиму, конечно. Под это
> определение может подходить
Парфия, Вавилон, Аравия и Египет.
> Эту проблему обсуждали Отцы Церкви,
и у них не было единого мнения.
> Мудрецы-звездочеты приходят
=в Иерусалим=, так как, по их мнению,
> царь мог родиться только в столице.
> Ст. 2 - То, что они называют
новорожденного =царем евреев=, еще раз
> говорит об их языческом
происхождении, так как евреи называли
> Помазанника Царем Израиля.
> Их уверенность основана
на том, что они видели, как взошла
> =Его звезда=. Люди в
древности, а многие и сейчас, верят
> в астрологию - в
то, что судьба человека определяется звездами.
> В Талмуде есть изречение:
"Звезды делают человека мудрым, звезды
> делают человека богатым, и
есть звёзды для Израиля". Считалось,
> что рождение или смерть великого
человека, а также всякие серьезные
> политические перемены предвещаются
появлением звезд или комет.
> Сохранилось множество древних
свидетельств подобной веры. Тацит,
> например, говорит о том, что
по всеобщему убеждению комета означала
> смену императора. Огромная
звезда взошла при рождении Александра
> Севера, комета и звезда
знаменовали зачатие Митридата Евпатора.
> Позже евреи верили, что на небе
появилась новая звезда при рождении
> Авраама, а мусульмане - что
при рождении Мухаммеда и вообще всякого
> пророка. В Агаде говорится,
что "в ночь рождения Моисея египетские
> звездочеты наблюдали появление на
небе новой звезды и предсказывали,
> что родившийся в ту
ночь младенец явится избавителем израильского
> народа".{}
> В Библии пророк и
чародей Валаам произнес пророчество: "Восходит
> звезда от Иакова и восстает жезл от
Израиля" (Числ 24.17). Это место
> понималось и евреями,
и христианами как мессианское пророчество.
> В Откр 22.16 Иисус говорит
о себе: "Я - Корень и Побег Давида, Я -
> светлая утренняя звезда".
У Матфея Иисус назван "великим светом"
> (4.16); у Луки "зарей
с небес" (1.79) и "Светом, который озарит
> язычников" (2.32).
> Итак, и евреи, и язычники
предчувствовали некий великий переворот,
> смену эпох. Римские историки
Светоний и Тацит свидетельствуют, что
> в Римской империи было
широко распространено убеждение, что вождь
> мира должен явиться из
Иудеи. Знаменитое выражение lux ex oriente
> ("свет с востока")
появилось примерно в то же время.
> Это предчувствие лучше
всего выразила знаменитая 4-я Эклога
> Вергилия.
> Согласно Матфею, явление
Помазанника возвещает не только Священное
> Писание, но и
сама природа отзывается чудом явления звезды.
> Среди экзегетов, как древних,
так и современных, нет единого
> понимания, что представляла
собой эта звезда. Вот основные мнения:
> согласно Иоанну Златоусту,
это была не обычная, а чудесная звезда.
> <.....>
> Звездочеты =видели, как взошла Его
звезда= (дословно: "видели звезду
> Его на востоке"). Современные
экзегеты убеждены, что речь идет
> не о части света
- астрологи наблюдали звезду в
момент
> ее восхождения, в данном случае это
астрологический термин.
> Восточные мудрецы пришли =воздать=
новому Царю =почести= (дословно:
> "поклониться Ему"): в
древности перед царями простирались ниц.
> Но евангелист, вероятно,
видит в их желании большее: они хотят
> преклониться перед Сыном Божьим.
> Ст. 3 - Царь Ирод был очень
встревожен появлением соперника. Матфей
> употребляет очень сильный
глагол, говорящий о =смятении= и даже
> ужасе. Как уже говорилось
выше, он был чрезвычайно подозрительным
> человеком. Кроме того,
он не принадлежал к царской династии, и,
> с точки зрения многих,
не имел права на престол Давида. А сейчас
> явился законный престолонаследник.
В Агаде египетские звездочеты
> предупреждали фараона о
том, что Моисей в будущем отнимет у него
> царскую власть. Непонятно,
почему его смятение разделил
> =весь Иерусалим=, который, казалось
бы, должен был радоваться, узнав
> о рождении Мессии, что, конечно, является
некоторой гиперболизацией.
> Это, например, подтверждается
словами толпы в 4-м Евангелии: "Разве
> может Помазанник прийти из Галилеи?..
Разве не говорится в Писании,
> что Помазанник - потомок
Давида, из деревни Вифлеем, откуда родом
> Давид?" (7.41-42). Их
смятение вызвано, вероятно, тем, что
> они опасались непредсказуемого в своей
жестокости царя, но некоторые
> экзегеты полагают, что в глазах Матфея
Иерусалим предстает как центр
> вражды к Иисусу (см. 23.37-39).
> Ст. 4 - Ирод
собирает =старших священников= (буквально:
> "первосвященников") и учителей
Закона. В строгом смысле слова,
> первосвященником был только
один человек, но свой титул сохраняли
> и прежние первосвященники,
а также члены их семей; кроме того, так
> иногда назывались и священники,
возглавлявшие дневные и недельные
> священнические смены. Священников,
служивших в иерусалимском Храме
> было очень много, около 18-20 тысяч,
и они служили по очереди.
<....>
> Так как старшие священники
и учителя Закона входили в состав
> Синедриона (), возможно, речь идет
о том, что Ирод созвал его членов
> на заседание, чтобы получить
от них компетентный ответ на вопрос
> о том, что говорит
Писание о месте рождения грядущего
> Царя-Помазанника, хотя с исторической
точки зрения это маловероятно,
> так как, согласно Иосифу
Флавию, Ирод ознаменовал начало своего
> царствования истреблением членов
Синедриона. Но так как во второй
> раз Синедрион соберется для
того, чтобы погубить Иисуса (26.3-5,59;
> 27.1), возможно, евангелист уже сейчас
видит в них пособников Ирода.
> Ст. 5-6 - Они отвечают, что
местом рождения Помазанника должен быть
> =Вифлеем= и в подтверждение своих
слов приводят цитату из Священного
> Писания. Несмотря на
то, что цитата является составной (Мих 5.2
> и 2Цар 5.2), слово
"пророк" стоит в единственном числе. В Новом
> Завете такое явление,
как составные цитаты, встречается часто
> (см. 21.5; 27.9-10; Мк
1.2-3; Рим 11.8-10; 1Кор 15.54-55). Слова
> Писания воспроизводятся здесь не точно,
а передается их смысл.
> Ст. 7-8 - Не совсем понятно,
почему Ирод призвал к себе звездочетов
> =тайно=. От кого он
хотел скрыть свои тайные намерения? Если
> от жителей Иерусалима
или от членов Синедриона, то значит, они
> не разделяли его враждебных
чувств к новорожденному. Он выведал
> у звездочетов точное время появления
звезды, чтобы узнать о времени
> рождения Младенца и, следовательно,
о Его возрасте. Зная место
> рождения и возраст, он
сумел бы разыскать его. Ирод обманул
> звездочетов, мотивируя свой
интерес к новорожденному Царю тем, что
> сам хочет отправиться к Нему на поклонение.
> Ст. 9-10 - =И
вдруг звезда, восход которой они видели,
> стала двигаться перед
ними.= Вероятно, это означает, что вскоре
> после восхода звезда исчезла
и появилась снова лишь тогда, когда
> они направились в Вифлеем.
Евангелист подчеркивает радость
> и ликование звездочетов
(дословно: "они обрадовались великой
> радостью очень сильно"),
в от отличие от смятения и страха Ирода
> и иерусалимлян.
> Ст. 11 - Звезда остановилась
над =домом=, где жили Иосиф с Марией.
> Рассказ Луки здесь отличается:
родители Иисуса оказались в Вифлееме
> в связи с переписью,
и им даже в гостинице места не нашлось
> (Лк 2.7). Звездочеты видят ребенка
и Его мать, Иосиф же не упомянут.
> =Встав на колени, склонились
перед Ним ниц= - на Востоке воздавали
> почести царям, простираясь
перед ними. Кроме того, царям
> и влиятельным лицам обязательно
преподносились дары (ср. 3Цар 10.2,
> 25; Пс 72 (71).10 и др.; любопытно,
что, согласно поздней еврейской
> традиции, царица Савская,
направляясь с дарами к Соломону, тоже
> видела звезду. Здесь это
=золото, ладан и смирна=. =Ладан= -
> благовонная смола, которую получали
подсечкой коры ладанного дерева,
> а также некоторых других
деревьев и кустарников. =Смирна=,
> или мирра - это также ароматическая
смола некоторых видов деревьев,
> растущих главным образом
в Аравии. Оба вида применялись в качестве
> благовоний, кроме того, ладан
применялся во время служения в Храме,
> а мирра - в погребальных обрядах.
Так исполнилось пророчество Исайи,
> который предсказал эсхатологическое
паломничество язычников к Сиону:
> "И придут народы к
свету твоему, и цари - к восходящему над тобою
> сиянию... принесут золото
и ладан и возвестят славу Господа"
> (60.3-6; ср. также Пс
72 (71).10-11; Псалом Соломона 17.31; 1 Енох
> 53.1; Откр 21.23-26).
Вероятно, эти дары не имели символического
> смысла, но потом,
начиная со II века, золото стало пониматься
> как указание на царское
достоинство Иисуса, ладан - на Его
> божественность, а смирна - на Его
смерть.
> Ст. 12 - =В свои
края= - дословно: "в свою страну" (см. коммент.
> на ст. 1). После откровения,
данного звездочетам во сне, они ушли
> не на север в Иерусалим,
а вернулись к себе =другой дорогой= (ср.
> 3Цар 13.9-10). <...>
[ В.Н.Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.
// М.,
2002. ]
+++ священник Владимир Зелинский: История Рождества
www.messia.ru/rasylka/007/1729.htm#0
(+ссылки!)
+++ митр. Антоний (Блум): Если Бог так может любить...
www.messia.ru/rasylka/008/2069.htm#0
+++ его же - другая проповедь
www.mitras.ru/archive/080105.htm
+++ свящ. Александр Мень о Рождестве в кн. "Сын Человеческий"
www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_01.htm#0
+++ проповеди свящ. Владимира Лапшина
www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=42
www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=61
www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=102
+++ богослужебные тексты:
www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.htm
www.pravoslavnyi.narod.ru/Holidays/PX/PX.htm
+ + + "Библия-центр": Мы предлагаем Вам сегодня текст,
написанный примерно за 40 лет до Рождества Христова. Этот текст
еще
со времен ранней Церкви, у самых первых отцов считался удивительным
пророчеством из среды языческого мира о приходе Христа.
www.bible-center.ru/note/20090107/orth
+++ свящ. Яков Кротов о Рождестве
www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/5a_rozhdestvo.htm
размышления священника Якова Кротова:
+ + + Христианин замечает те противоречия в Евангелии,
которые незаметны атеисту.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_03.htm
+ + + Пока мы думаем, что знаем, что такое спасение и Спаситель,
мы ещё недалеко ушли от Ирода и его советников.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_04.htm
+ + + Ссылки на ветхозаветные пророчества о Христе у Матфея производят
на рационального человека неприятное впечатление...
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_05.htm
+ + + Беда, что там, где пастухи не пасут, а руководят,
не советуют,
а указывают, не кормят и не защищают, а кормятся и обороняются,
там и Спаситель воспринимается не совсем так,
как следует из Божьего Слова.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_06.htm
+ + + В запахе - оправдание атеизма,
оправдание пофигизма и постмодернизма,
потому что слишком часто благочестие пахнет плохо. ...
Грех против Духа Святого есть вера,
которая пахнет никак,
пахнет пустым сараем, пахнет скукой и привычкой.
И очень часто люди, отвергающие форму веры,
обладают ее ароматом, ее духом.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_11.htm
+ + + Ради совершения спасения в будущем, надо отступить сейчас.
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_12.htm
-------------------------------------
* еванг. чтение - эпизод N15~ по "Брюссельскому
согласованию"
( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#15
)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090107/orth?cont=rv_ru
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама
|
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
|
| более
6000 человек. (Пишите!)
|
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ
проекта. |
| Как это можно сделать, описано
на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир светом знания,
ибо чрез него звёздам служащие
звездою были научаемы
Тебе поклоняться, Солнцу правды,
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!*
(Тропарь Рождества, перев.
иером. Амвросия (Тимрота))
* * *
*... пока наследник в детском возрасте,
он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба
и до наступления срока, указанного отцом,
находится под присмотром опекунов и управляющих.
*Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
рожденного женщиной и подвластного Закону,
чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
И в подтверждение того, что вы - сыны,
Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына,
Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
Значит, ты больше не раб, ты - сын.
А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.*
(Галатам, 4:1-7)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2357.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|