=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос рождается - славьте!Христос с Небес - встречайте! Христос на Земле - воспряньте! Пойте Господу по всей Земле! Выпуск посвящен апостольскому чтению воскресенья по Рождестве Христовом: Гал.1:11-19. > 1.11-17 КАК ПАВЕЛ СТАЛ АПОСТОЛОМ > 11 Я хочу, братья, чтобы вы знали: Радостная Весть, которую я вам > возвестил, не есть нечто человеческое. (12) И получил я ее > не от людей, и не люди меня ей научили, а Иисус Христос, > который мне ее открыл. > 13 Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем. > Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь Божью. > (14) Во всём народе мне не было равных среди моих ровесников > в том, что касалось нашей религии, и особенно ревностно > я придерживался отеческих преданий. (15) Но Бог решил, > по Своей великой доброте, избрать меня и предназначить Себе > на служение еще до рождения из чрева матери и, > (16) явив мне Своего Сына, велел мне возвестить о Нём > всем народам. И тогда я ни к кому из людей не обратился > за советом, (17) даже не пошел в Иерусалим к тем, которые стали > апостолами до меня, а ушел в Аравию, а потом вернулся обратно > в Дамаск. > ----------------------------------------------------------- > || 12 Гал 1.1 13 Деян 8.3; 22.4-5; 26.9-11 14 Деян 22.3 > || 15 Ис 49.1; Иер 1.5; Рим 1.1 > || 16 Деян 9.3-6; 22.6-10; 26.13-18; Гал 2.7 <...> > Ст. 13 - =Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем= > (дословно: "в иудаизме"). "Иудаисм`ос" - редкое слово в Новом Завете > (употреблено лишь дважды, в ст. 13 и 14). Оно возникло в те времена, > когда еврейской религии грозило полное уничтожение. В Маккавейских > книгах так называли тех евреев, кто, несмотря на смертельную > опасность, остались приверженцами религиозного отеческого наследия > в отличие от евреев, поддавшихся давлению Антиоха Епифана, который > стремился создать синкретическую религию. Иудаизм времен > Маккавейского восстания - это религиозная система, отличавшаяся > строгим соблюдением Закона и всячески подчеркивавшая свое отличие > через жертвоприношения, праздники, обрезание и законы о пище. > Некогда апостол был приверженцем именно такой системы, но теперь > он перестал им быть. Нередко можно услышать, что Павел обратился > в христианство. Это неверное утверждение, потому что Павел > не переменил религию, он действительно обратился, но из одного > религиозного еврейского движения в другое: бывший фарисей > стал христианином. Но он остался уверенным, что народ Израиля избран > Богом, что христианская церковь есть часть и продолжение истинного > Израиля. И всё же для Павла уже в это время иудаизм и христианство > разделены, хотя и не стали еще двумя разными религиями. Впервые > четкое разделение между ними появляется лишь у Игнатия Антиохийского > (начало II века). > <.....> =Церковь Божью= - греческое слово "экклес`ия" значит > "собрание". Так христиане стали называть себя, возможно, чтобы > отличаться от евреев, не принявших Христа и называвшихся синагогой > (это еще одно греческое слово, означающее "собрание"). В своих > ранних письмах апостол обычно понимает под церковью местную > христианскую общину. Но здесь, вероятно, иудаизму > уже противопоставлена некая новая данность - единая всемирная > Церковь Божья, перешагнувшая национальные границы и состоящая как > из евреев, так и из бывших язычников. <....> > Ст. 15 <.....>. То, что Павел, несмотря на то, что он был гонителем, > уже с момента своего зачатия или рождения был предназначен Богом > =Себе на служение=, может быть понято как указание > на предопределение. Отчасти это верно, так как, согласно еврейской > традиции, всё в мире совершается по воле Божьей, но нужно помнить, > что Библия утверждает свободу выбора человека и, следовательно, > его ответственность. Главное в этом тексте - указание > на Божественное происхождение Радостной Вести в том виде, в каком > ее возвещает Павел, а также то, что великий дар Божий был дан ему > не за его заслуги, а обусловлен одной лишь Божьей любовью > и добротой. > Ст. 16а - =Явив мне Своего Сына= - Сыном Бога в Ветхом Завете > назывался весь Израиль или же его царь, получавший этот титул > во время восшествия на престол. Позже так назвались праведники > (Прем.2.17-18). В христианской традиции мы называем таких людей > святыми, а в еврейской их можно было бы назвать сынами Бога. > При этом важно помнить, что речь всегда шла о духовном сыновстве, > в отличие от языческих представлений о детях богов: богах, полубогах > и героях, связанных с родителями биологическим родством. > Все харизматические лидеры, особенно чудотворцы, назывались > "божественными мужами". В еврейской традиции этот <титул> постепенно > стал относиться к ожидаемому Помазаннику. Так, в Кумране найден > текст, где Бог называет Мессию Своим Сыном. Следовательно, > самым главным в определении, что есть Сын Божий, является то, что > Бог дает Ему некое поручение, посылает Его исполнить Его волю, Сын > же проявляет абсолютное послушание. "Иисус есть Сын Божий" - > это одно из самых ранних исповеданий Церкви (Деян.9.20; 13.33; > Рим.1.3-4). Иисус - это единственный Сын, находящийся со Своим Отцом > в отношениях, какие немыслимы ни для кого из людей. Никто, кроме > Иисуса, не явил столь полного послушания воле Небесного Отца. > Это полное послушание является важнейшей смысловой составляющей > титула "Сын Бога". <....> > =Велел возвестить о Нём всем народам= - Когда Бог дал Павлу такое > служение, исполнилось великое пророчество Исайи о том, что язычники > придут к Синаю. В то время большинство евреев было уверено в том, > что все язычники, люди, которым не было дано Закона, погибнут. > В одно мгновение всё мировоззрение Павла коренным образом > изменилось. Если Закон его не спас, а чуть было не погубил, то, > следовательно, Закон не может быть путем спасения и перестает быть > стеной, отделявшей евреев от язычников. Галатам особенно важно > помнить об этом, ведь они сами бывшие язычники. <.....> > 1.18-24 ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА > 18 Только спустя три года я пришел в Иерусалим, чтобы встретиться > с Кефой, и пробыл у него две недели. (19) Что касается других > апостолов, то я никого, кроме Иакова, брата Господа, не видел. > (20) Все, что я вам пишу, - чистая правда, в том мне свидетель > Бог! > 21 Потом я отправился в Сирию и Киликию. (22) В христианских > церквах Иудеи я никому не был знаком в лицо. (23) Они знали > обо мне только одно: "наш бывший гонитель теперь проповедует > веру, которую некогда уничтожал". (24) И прославляли за меня > Бога. > --------------------------------------------------- > 18 +с Кефой+ - в позднейших рукописях: "с Петром". > --------------------------------------------------- > *18 Деян 9.26 *19 Мф 13.55; Мк 6.3 *20 Деян 9.30 > Эти стихи продолжают аргументацию, начатую в стихах 16б-17. > Ст. 18 - =Только спустя три года= - Вероятнее всего, отсчет времени > ведется от события на дамасской дороге, а не от возвращения Павла > в Дамаск в качестве христианского миссионера. Иерусалим был опасным > местом для Павла. Его прежние друзья ненавидели его, считая > предателем и отступником. Ведь вместо того, чтобы исполнить > поручение первосвященника (Деян 9.2), он сам ушел к христианам. > Христиане тоже относились к бывшему гонителю с недоверием > (см. Деян 9.26). > =Я пришел в Иерусалим, чтобы встретиться с Кефой= - Целью посещения > Иерусалима было знакомство со старейшиной апостолов Кеф`ой (Павел > предпочитает его арамейское прозвище греческому; он называет его > Петром только в 2.7-8). =И пробыл у него две недели= (дословно: > "пятнадцать дней") - Такое точное указание времени призвано > противопоставить краткому двухнедельному пребыванию в Иерусалиме > три года, проведенные в Аравии и Дамаске. О цели его свидания > с Кефой можно лишь догадываться. Вероятно, Павел, постоянно > говоривший о единстве всех христиан, хотел установить дружеские > связи с главой апостолов. Во время бесед с Петром Павел узнал много > фактов о земной жизни Иисуса, подробности Его нравственного учения, > обстоятельства, связанные с воскресением Господа. Вероятно, тогда, > например, он узнал, что воскресший Господь первым явился Кефе (1Кор > 15.5). Несмотря на это Павел остается неколебимо уверенным в том, > что его собственная версия Вести напрямую восходит к Богу. Ядро > его проповеди, конечно же, осталось неизменным, хотя и обогатилось > подробностями и фактами. > Ст. 19 - =Что касается других апостолов, то я никого, кроме Иакова, > брата Господа, не видел= - Кроме Петра, Павел постарался > познакомиться и с другим лидером Церкви того времени. Это Иаков, > брат Господа {В Евангелиях упоминаются братья и сестры Иисуса. > По мнению Епифания (382 г.), основывавшегося на древних преданиях > и апокрифах, это были сводные братья, дети Иосифа от предыдущего > брака. По мнению Иеронима (383 г.), братья были двоюродными, > сыновьями сестры Девы Марии, возможно, матери Иакова и Иоанна > Зеведеевых. По мнению Гельвидия (380 г.), это были дети Иосифа > и Марии, родные братья Иисуса. Такой же точки зрения держался > и Тертуллиан.}. Из уст Иакова Павел, вероятно, узнал о том, что > ему явился воскресший брат. Позже Павел напишет: "Христос... явился > Кифе, потом Двенадцати, потом явился более чем пятистам братьям > одновременно.., потом явился Иакову и самому последнему явился мне" > (1Кор 15.5-7). {Рассказ о явлении Иисуса своему брату также > содержится в не дошедшем до нас Евангелии евреев, он сохранился > в цитате Иеронима: "Господь... пошел к Иакову и явился ему. > Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеб с того часа, как он выпил > чашу Господа, до тех пор, пока не увидит Его восставшим. И после > того Господь сказал: "Принеси стол и хлеб". (И сразу же добавлено): > Он взял хлеб и благословил его, и преломил, и дал Иакову Праведному, > и сказал: "Брат Мой, ешь свой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал > среди спящих"".} Следовательно, история Иакова разительно напоминает > историю самого Павла. Некогда не веривший в Иисуса (см. Ин 7.5; ср. > Мк 3.21,31-35), Иаков после Его смерти и воскресения стал Его > последователем (Деян 1.14; 1Кор 9.5; 15.7) и постепенно превратился > в одного из главных лидеров иерусалимской Церкви. Нам неизвестно, > когда это произошло, но обычно предполагается, что в начале 40-х > годов I века. Иаков был мощной личностью, и его влияние в Иерусалиме > быстро росло. В конце концов именно он возглавил церковь, приобретя > даже больший авторитет, чем Петр (см. Деян 12.17; 15.6-21). > {Об Иакове существовало множество легенд, его имя носит одно > из апокрифических евангелий (Протоевангелие Иакова), оказавшее > огромное влияние на христианское учение, литургику и искусство. > Его прозвище "Праведный" означало, что он ревностно исполнял > все предписания Закона Моисея. В "Церковной истории" Евсевия > Кесарийского приводится рассказ Гегесиппа, в котором, правда, есть > много недостоверных и вымышленных данных. Там, например, говорится > о том, что Иаков был назиритом (в русском языке "назирит" > традиционно называется "назореем") "от чрева матери", никогда > не стриг волос, не пил спиртного, не ел мяса и не мылся в бане. > Он был строгим аскетом и почти всё время проводил в Храме, стоя > на коленях, отчего они стали у него "как у верблюда". Там же > утверждается, что Иаков носил первосвященнический нагрудник и что > он даже имел право входить в само святилище иерусалимского Храма. > Конечно, не все эти сведения надо воспринимать всерьез, но > не подлежит сомнению, что Иаков пользовался огромным авторитетом как > в христианской Церкви, так и среди тех, кто отвергал Христа > и враждебно относился к христианам, видя в них отступников от веры > отцов. Вероятно, он обладал даром примирять людей и смягчать > противоречия, что подтверждают Деяния апостолов (15.14-21) и сам > Павел (см. ст. 9). Иаков умер мученической смертью в 62 г. По одним > свидетельствам, он был сброшен с крыши Храма, а по другим, он был > побит камнями, что подтверждает и Иосиф Флавий.} Следовательно, > история Иакова разительно напоминает историю самого Павла. > =Что касается других апостолов, то я никого, кроме Иакова..., > не видел= - возможно иное понимание: "Что касается других апостолов, > то я ни кого не видел. Но я видел также Иакова..." Ученые спорят > о том, как следует понимать эти слова, свидетельствуют ли они о том, > что к этому времени Иаков уже считался апостолом. Ведь по некоторым > данным Иакова довольно рано стали называть двенадцатым апостолом. > Мы не знаем, почему Павел не видел других апостолов. Их или не было > в это время в Иерусалиме, или Павел не стремился свести с ними > личное знакомство и ему было достаточно повидаться с лидерами. [ В.Н.Кузнецова. КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ. // М., 2003. ] + + + более полные версии комм. на 1:11-15: www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0 на 1:16-17: www.messia.ru/rasylka/006/1375.htm#0 =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+ Темы, связанные с апостольским чтением: > А.МакГрат: Кого считать христианами? www.messia.ru/rasylka/002/144.htm#0 > К.С.Льюис: В богопознании инициатива исходит от Бога www.messia.ru/rasylka/002/225.htm#0 =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+ # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом - им было обещано то же наследие. Ведь Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города, архитектором и строителем которого является сам Бог. Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать, хотя была уже не в том возрасте. Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово. Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца, родилось потомство столь же бесчисленное, как звёзды в небе и песок на морском берегу. Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали его, и согласились с тем, что они не более чем чужаки и пришельцы на земле. Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину. Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули, то у них был бы случай вернуться. Но теперь они жаждут лучшей родины - небесной. Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом: Он приготовил для них город.* (Евр.11:8-16) * * * *Да, бесспорно, велика тайна истинного богопочитания: Тот, кого Бог явил в человеческом теле, кого Дух оправдал, кого видели ангелы, о ком возвестили народам, в кого поверили в мире и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16) * * * *Старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети. Живите в любви - точно так, как Христос полюбил нас и отдал за нас Свою жизнь, как жертвенное приношение Богу, благоуханное и приятное. Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, жадность, то среди вас даже разговоров о них не должно быть. Не подобает это Божьему народу, так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня! Неуместно! Лучше благодарите Бога! Но в этом вы можете быть уверены: ни один развратник, похабник, хапуга (они ничем не отличаются от идолопоклонников) не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. ... Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы - свет. Так живите, как подобает сынам света!* (Еф.5:1-5,8) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (Иоанн Шаховской) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2358.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|