=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!



* 11 Января 2009 года (29 Декабря 2008 г. по ст.ст.),
  воскресенье по Рождестве Христовом.
  литургические чтения: Гал.1:11-19; Мф.2:13-23 *.


Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!




             -------------- -------------- --------------
                               
        13 После того как они ушли, ангел Господень является во сне
        Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги
        в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод
        собирается разыскать ребенка и убить Его".

        14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился
        в Египет. (15*) Там он оставался до смерти Ирода.
        Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь
        устами пророка:

                "Из Египта призвал Я Сына Моего".

        16* Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел
        в ярость. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях
        всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных
        в то время, о котором он узнал от звездочетов. (17) И так
        исполнилось сказанное устами пророка Иеремии:

                18* "Слышен в Раме вопль,
                   рыдания и стоны.
                Это Рахиль оплакивает своих детей
                   и не хочет утешиться,
                      потому что их больше нет".

        19 После смерти Ирода Иосифу в Египте является во сне ангел
        Господень (20) и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью
        и возвращайся в израильскую землю. Тех, кто хотел погубить
        ребенка, уже нет в живых". (21) Иосиф встал, взял ребенка
        с матерью и отправился в израильскую землю. (22*) Но когда
        он узнал, что в Иудее правит вместо царя Ирода его сын
        Архелай, он побоялся идти туда. Получив во сне повеление,
        он отправился в галилейскую область (23*) и, придя туда,
        поселился в городе под названием Назарет. Так исполнилось то,
        что сказал Господь устами пророков - что Его назовут Назореем.


> 2.15  Пророческий текст Ос 11.1 в ВЗ относится к Израилю, названному
> Сыном  Бога.  По  мнению  Матфея, Иисус представляет собой идеальное
> воплощение  Израиля  и  в  Его земной жизни воспроизводятся основные
> события Священной истории народа Божьего, особенно Исхода.

> 2.16 +до двух лет+ - следовательно, звезда появилась около двух лет
> тому назад.

> 2.18 +рыдания+ - в некоторых рукописях: "плач и рыдания".

> 2.22  После  смерти  Ирода  в 4 г. до н.э. его царство было поделено
> между  сыновьями  Ирода  Филиппом,  Антипой  и  +Архелаем+.  Архелай
> получил  Иудею,  Самарию  и  Идумею. Его правление отличалось особой
> жестокостью  и было коротким, потому что в Рим отправилась делегация
> евреев  и  самаритян с жалобой на его жестокость, и, лишенный трона,
> он  в  6  г. н.э.  был  отправлен  в ссылку  в Галлию,  где и  умер.
> В Галилее с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. правил Ирод Антипа.

> 2.23  +Назорей+  -  здесь,  вероятно,  в смысле "Назарянин". Пророк,
> сказавший   это,   неизвестен;  предположительно,  здесь  содержится
> аллюзия  на  Суд  13.5, 7 ("назорей", точнее "наз`ир", т.е. человек,
> посвятивший себя Богу и давший обет не стричь волос и воздерживаться
> от спиртных напитков) и Ис 11.1 ("н`ецер" - "отрасль, побег").

                        ( перевод и примечания В.Н.Кузнецовой,
                         www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#2:13 )

             -------------- -------------- --------------

             

> Избиение   младенцев  Иродом  -    классический   пример   наказания
> по  принципу  коллективной  ответственности.  Бог  противопоставляет
> этому  принцип коллективной безответственности: человечество в целом
> Он  спасает. Парадокс в том, что с тех пор особенно опасно положение
> тех   людей,   которые   пытаются   раствориться   в   человечестве,
> отождествиться  целиком  со  своей должностью, возрастом, эпохой. Я,
> мол,  младенец  вифлеемский,  пустите  меня  вне  очереди в царство!
> Коллективной  ответственности  противостоит личная ответственность -
> включая  ответственность  за то,    чтобы никогда и никого не судить
> как  часть    целого,   не  судить по национальности, возрасту, даже
> не  судить  о  человеке  по  тому, что он делал вчера, не спрося его
> сегодня о важном.
>                                                            11.1.2004

                                * * *

>                          Избиение младенцев

> Рождество  -  праздник,  что  парадокс не только потому, что Христос
> родился,   чтобы  умереть  (в  конце  концов,  это  общечеловеческий
> парадокс,   и  глупо  следовать  за  античными  философами,  которые
> предлагали  отмечать день рождения трауром как первый шаг к смерти).
> Рождество  было  причиной  гибели  "всех  младенцев в Вифлееме". Вот
> своего  рода ответ на всевозможные этические загадки: поддаваться ли
> шантажу, можно ли рисковать гибелью детей для спасения кого-то. Если
> бы  Христос   не родился,  может быть (хотя вряд ли)  эти   младенцы
> не   погибли.   Однако,   Евангелие  не  посвящает  отдельную  главу
> оплакиванию  этих младенцев и размышлениям а ля Карамазов о том, что
> нехорошо  невинным  младенцам  погибать.  Дух  Святой слишком хорошо
> знает,  что  невинных  младенцев  не  существует - потому что нельзя
> младенцев  отрезать от взрослых, и кто называет младенцев невинными,
> тот пытается перерезать невидимую пуповину, по которой взрослый грех
> перекачивается  в  новорожденных,  а  во-вторых,  что нельзя убивать
> никого.  Ирод  мерзавец  не потому, что убил младенцев, а потому что
> убивал  и взрослых, порочных, злобных людей, убивал просто в порядке
> самосохранения  и  сохранения  своего  престола.  Христос  же пришёл
> спасти  всех, и это спасение сопряжено со смертью миллионов верующих
> во Христа, да и неверующих также.

                [ свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ.
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_16.htm ]


             -------------- -------------- --------------

> Ст.  23  - =Назарет= - небольшой городок в Галилее, он был настолько
> незначителен,    что  не  был   ни разу упомянут ни в Ветхом Завете,
> ни позднее в Талмуде. Может быть, этим объясняются полупрезрительные
> слова  Нафанаила  в 4-м Евангелии: "Разве из Назарета может быть что
> хорошее?"  (Ин  1.46).  =Так  исполнилось  то, сказал Господь устами
> пророков=   -   что  Его  назовут  Назореем  -   эти слова относятся
> к наиболее трудным во всём Евангелии.  Здесь  две проблемы:  1) кого
> из пророков евангелист имеет в виду и 2) что значит слово "Назорей"?
> Дело  в  том,   что   ни у кого  из  пророков таких слов нет. Нет их
> и в остальных книгах Священного Писания.

> Матфей несомненно видит исполнение пророчеств в том факте, что семья
> поселилась  в  Назарете.  Среди  ученых не прекращаются споры о том,
> какой  смысл  вкладывает  евангелист  в  слово  "назорей". Некоторые
> современные  ученые  утверждают,    что различия   между  "назореем"
> и   "назаритянином"   мнимые,   просто  слово   "назорей"   восходит
> к  разговорному арамейскому. Другие же - и таких на сегодняшний день
> большинство - говорят то же, что сказал еще в начале XX века Лопухин
> в  Толковой  Библии:  "еврейское  назир  (назорей) не имеет никакого
> отношения  к  слову  Назарет и корневые буквы этих слов на еврейском
> различны" (). Но почти все сходятся в том, что евангелист использует
> игру  слов,  так  называемую  парономасию, и хочет сказать об Иисусе
> что-то  чрезвычайно важное. Поэтому были исследованы практически все
> созвучные  слова  в  Священном Писании. Наиболее близким по звучанию
> является  "назорей"  (точнее "назир"). Так в Ветхом Завете назывался
> человек,  посвятивший  себя  Богу  и  в знак этого принявший на себя
> определенные  обеты:  не стричь волос,   не пить  спиртных  напитков
> (см.  Числ  6.1-21;  Суд  13.5-7;  Ам 2.11-12 и др.). Конечно, такое
> определение  скорее подошло  бы  к  аскету Иоанну  Крестителю,   чем
> к Иисусу (см. Лк 1.15; 7.33-34; Мф 11.18-19). Но это слово приобрело
> и  более  широкий  смысл:  "святой"  (так, например, это слово часто
> переводится   в   Септуагинте).  Другие  экзегеты  считают  наиболее
> вероятным   предположение,   что  Матфей  обыгрывает слово  "н`ецер"
> (евр.  побег,  отросток,  отрасль).  "И  произойдет отрасль от корня
> Иессеева,  и ветвь произойдет от корня его", - говорит Исайя (11.1).
> Этот  текст, как и вся 11-я глава, всегда понимался как предсказание
> о  Мессии  и  о Его грядущем царстве. Есть и другие гипотезы, но они
> менее убедительны, чем эти две.

                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий.
                  // М., 2002. ]


                 
        -------------------------------------
        * еванг. чтение -
          эпизоды NN16~,17~,18 по "Брюссельскому согласованию"
          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#16 )



другие размышления Я.К.: +++++++++++++++++++++++++++++
 * Христианский ответ о смысле страдания...          +++
      www.messia.ru/rasylka/004/671.htm#0             ++
 * Христос - утешение ЕДИНСТВЕННОЕ, но не только утешение +
                    www.messia.ru/rasylka/003/308.htm#0 +++
 * ханжество траура.                                        +++
    Не нужно вечного траура, потому что нужна вечная жизнь.    ++
               www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_18.htm      +
 * Проблема в том, что нигде у пророков ничего такого не сказано! +
                     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_23.htm +

митрополит Сурожский Антоний:
 * Вся жизнь Христа была сражением со смертью
    www.messia.ru/rasylka/008/2075.htm#0
 * еще одна проповедь в воскр. по Рождестве
    www.mitras.ru/archive/080112.htm



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090111/orth?cont=rv_ru



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, /
 ибо чрез него звёздам служащие / звездою были научаемы /
 Тебе поклоняться, Солнцу правды, /
 и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. /
 Господи, слава Тебе!*
        (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия Тимрота)
                                * * *
"Веровать - значит физически ощутить огромность Божьего мира,
                                     где славы хватит на всех". (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2359.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»