=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 11 Января 2009 года (29 Декабря 2008 г. по ст.ст.), воскресенье по Рождестве Христовом. литургические чтения: Гал.1:11-19; Мф.2:13-23 *.
-------------- -------------- -------------- 13 После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его". 14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. (15*) Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь устами пророка: "Из Египта призвал Я Сына Моего". 16* Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел в ярость. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных в то время, о котором он узнал от звездочетов. (17) И так исполнилось сказанное устами пророка Иеремии: 18* "Слышен в Раме вопль, рыдания и стоны. Это Рахиль оплакивает своих детей и не хочет утешиться, потому что их больше нет". 19 После смерти Ирода Иосифу в Египте является во сне ангел Господень (20) и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и возвращайся в израильскую землю. Тех, кто хотел погубить ребенка, уже нет в живых". (21) Иосиф встал, взял ребенка с матерью и отправился в израильскую землю. (22*) Но когда он узнал, что в Иудее правит вместо царя Ирода его сын Архелай, он побоялся идти туда. Получив во сне повеление, он отправился в галилейскую область (23*) и, придя туда, поселился в городе под названием Назарет. Так исполнилось то, что сказал Господь устами пророков - что Его назовут Назореем. > 2.15 Пророческий текст Ос 11.1 в ВЗ относится к Израилю, названному > Сыном Бога. По мнению Матфея, Иисус представляет собой идеальное > воплощение Израиля и в Его земной жизни воспроизводятся основные > события Священной истории народа Божьего, особенно Исхода. > 2.16 +до двух лет+ - следовательно, звезда появилась около двух лет > тому назад. > 2.18 +рыдания+ - в некоторых рукописях: "плач и рыдания". > 2.22 После смерти Ирода в 4 г. до н.э. его царство было поделено > между сыновьями Ирода Филиппом, Антипой и +Архелаем+. Архелай > получил Иудею, Самарию и Идумею. Его правление отличалось особой > жестокостью и было коротким, потому что в Рим отправилась делегация > евреев и самаритян с жалобой на его жестокость, и, лишенный трона, > он в 6 г. н.э. был отправлен в ссылку в Галлию, где и умер. > В Галилее с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. правил Ирод Антипа. > 2.23 +Назорей+ - здесь, вероятно, в смысле "Назарянин". Пророк, > сказавший это, неизвестен; предположительно, здесь содержится > аллюзия на Суд 13.5, 7 ("назорей", точнее "наз`ир", т.е. человек, > посвятивший себя Богу и давший обет не стричь волос и воздерживаться > от спиртных напитков) и Ис 11.1 ("н`ецер" - "отрасль, побег"). ( перевод и примечания В.Н.Кузнецовой, www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#2:13 ) -------------- -------------- -------------- > Избиение младенцев Иродом - классический пример наказания > по принципу коллективной ответственности. Бог противопоставляет > этому принцип коллективной безответственности: человечество в целом > Он спасает. Парадокс в том, что с тех пор особенно опасно положение > тех людей, которые пытаются раствориться в человечестве, > отождествиться целиком со своей должностью, возрастом, эпохой. Я, > мол, младенец вифлеемский, пустите меня вне очереди в царство! > Коллективной ответственности противостоит личная ответственность - > включая ответственность за то, чтобы никогда и никого не судить > как часть целого, не судить по национальности, возрасту, даже > не судить о человеке по тому, что он делал вчера, не спрося его > сегодня о важном. > 11.1.2004 * * * > Избиение младенцев > Рождество - праздник, что парадокс не только потому, что Христос > родился, чтобы умереть (в конце концов, это общечеловеческий > парадокс, и глупо следовать за античными философами, которые > предлагали отмечать день рождения трауром как первый шаг к смерти). > Рождество было причиной гибели "всех младенцев в Вифлееме". Вот > своего рода ответ на всевозможные этические загадки: поддаваться ли > шантажу, можно ли рисковать гибелью детей для спасения кого-то. Если > бы Христос не родился, может быть (хотя вряд ли) эти младенцы > не погибли. Однако, Евангелие не посвящает отдельную главу > оплакиванию этих младенцев и размышлениям а ля Карамазов о том, что > нехорошо невинным младенцам погибать. Дух Святой слишком хорошо > знает, что невинных младенцев не существует - потому что нельзя > младенцев отрезать от взрослых, и кто называет младенцев невинными, > тот пытается перерезать невидимую пуповину, по которой взрослый грех > перекачивается в новорожденных, а во-вторых, что нельзя убивать > никого. Ирод мерзавец не потому, что убил младенцев, а потому что > убивал и взрослых, порочных, злобных людей, убивал просто в порядке > самосохранения и сохранения своего престола. Христос же пришёл > спасти всех, и это спасение сопряжено со смертью миллионов верующих > во Христа, да и неверующих также. [ свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ. www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_16.htm ] -------------- -------------- -------------- > Ст. 23 - =Назарет= - небольшой городок в Галилее, он был настолько > незначителен, что не был ни разу упомянут ни в Ветхом Завете, > ни позднее в Талмуде. Может быть, этим объясняются полупрезрительные > слова Нафанаила в 4-м Евангелии: "Разве из Назарета может быть что > хорошее?" (Ин 1.46). =Так исполнилось то, сказал Господь устами > пророков= - что Его назовут Назореем - эти слова относятся > к наиболее трудным во всём Евангелии. Здесь две проблемы: 1) кого > из пророков евангелист имеет в виду и 2) что значит слово "Назорей"? > Дело в том, что ни у кого из пророков таких слов нет. Нет их > и в остальных книгах Священного Писания. > Матфей несомненно видит исполнение пророчеств в том факте, что семья > поселилась в Назарете. Среди ученых не прекращаются споры о том, > какой смысл вкладывает евангелист в слово "назорей". Некоторые > современные ученые утверждают, что различия между "назореем" > и "назаритянином" мнимые, просто слово "назорей" восходит > к разговорному арамейскому. Другие же - и таких на сегодняшний день > большинство - говорят то же, что сказал еще в начале XX века Лопухин > в Толковой Библии: "еврейское назир (назорей) не имеет никакого > отношения к слову Назарет и корневые буквы этих слов на еврейском > различны" (). Но почти все сходятся в том, что евангелист использует > игру слов, так называемую парономасию, и хочет сказать об Иисусе > что-то чрезвычайно важное. Поэтому были исследованы практически все > созвучные слова в Священном Писании. Наиболее близким по звучанию > является "назорей" (точнее "назир"). Так в Ветхом Завете назывался > человек, посвятивший себя Богу и в знак этого принявший на себя > определенные обеты: не стричь волос, не пить спиртных напитков > (см. Числ 6.1-21; Суд 13.5-7; Ам 2.11-12 и др.). Конечно, такое > определение скорее подошло бы к аскету Иоанну Крестителю, чем > к Иисусу (см. Лк 1.15; 7.33-34; Мф 11.18-19). Но это слово приобрело > и более широкий смысл: "святой" (так, например, это слово часто > переводится в Септуагинте). Другие экзегеты считают наиболее > вероятным предположение, что Матфей обыгрывает слово "н`ецер" > (евр. побег, отросток, отрасль). "И произойдет отрасль от корня > Иессеева, и ветвь произойдет от корня его", - говорит Исайя (11.1). > Этот текст, как и вся 11-я глава, всегда понимался как предсказание > о Мессии и о Его грядущем царстве. Есть и другие гипотезы, но они > менее убедительны, чем эти две. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий. // М., 2002. ] ------------------------------------- * еванг. чтение - эпизоды NN16~,17~,18 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#16 ) другие размышления Я.К.: +++++++++++++++++++++++++++++ * Христианский ответ о смысле страдания... +++ www.messia.ru/rasylka/004/671.htm#0 ++ * Христос - утешение ЕДИНСТВЕННОЕ, но не только утешение + www.messia.ru/rasylka/003/308.htm#0 +++ * ханжество траура. +++ Не нужно вечного траура, потому что нужна вечная жизнь. ++ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_18.htm + * Проблема в том, что нигде у пророков ничего такого не сказано! + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/02_23.htm + митрополит Сурожский Антоний: * Вся жизнь Христа была сражением со смертью www.messia.ru/rasylka/008/2075.htm#0 * еще одна проповедь в воскр. по Рождестве www.mitras.ru/archive/080112.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090111/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звёздам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!* (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия Тимрота) * * * "Веровать - значит физически ощутить огромность Божьего мира, где славы хватит на всех". (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2359.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|