Христос
рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! * 29 декабря
ст.ст., воскресенье по Рождестве, > Златоуст, объясняя избиение младенцев (Мф.2,16)<*>, предлагает > усложнить вопрос, чтобы его решить: спрашивать не только о причине > гибели невинных детей, но и о причине гибели грешников, взрослых > людей. (Златоуст предлагает быть честным - именно честности > большинство думающих о Боге не хватает; а честным быть сложнее, но - > честным быть честнее). > Ближайшая причина ясна - греховность того, кто убил. Бог пытался > его вылечить - а не вышло, но "разве небрежность больного падает > на премудрого Врача душ"? В пределах этой метафоры (врач-больной) > окончательного ответа, однако, не может быть. В больнице > не позволяют больным резать друг друга. > На что Златоуст отвечает парадоксом: "Обижающих много, а обижаемого > нет ни одного". Он не говорит, что нет обижающихся. Обида - реакция > естественная, это часть страдания, и было бы неразумно требовать, > чтобы всякий мучимый вел себя как мученики в средневековых легендах: > улыбался, сиял, не чувствовал боли. Но обиду можно терпеть, пусть > и обижаясь, а можно не терпеть - например, отвечая обидой на обиду. > Что ж, тогда человек оказывается в убытке. Златоуст рассказывает > притчу совершенно талмудическую: раба ограбили - и господин раба > либо возмещает рабу ущерб, может быть даже с лихвой, или хотя бы > прощает часть того, что ему должен раб. Конечно, тут проглядывает > не римское, а византийское рабство, где у раба может быть какая-то > собственность, какие-то денежные отношения с хозяином. > Это не рациональный ответ на вопрос о смысле страданий, это ответ > мистический: необходимо увидеть Бога, сосредоточиться на Боге, > а не на причиняющих страдание. Страдания опасны не только болью - > боль проходит; страдания опасны соблазном отвлечения от Бога. > Удовольствие, конечно, тоже может отвлечь, но тут человек знает, > что он неправ, что он должен и может в счастье благодарить Бога - > от этого счастье станет полнее. Благодарить Бога в страданиях > кажется извращением. Но нет, это страдание - извращение, > а благодарность Богу - норма, которую можно сохранять в любых > обстоятельствах. Разумеется, если нет веры, то всё это болтовня, > противная сердцу и уму, поэтому христианский ответ о смысле > страдания понятен лишь там, где вера, и страдающему неверующему > преступно говорит: "Благодари!" Его нужно утешать: "Я верю, > друг...".
== == == == == == == == См. также по теме: == == == == == == == == * Свящ. Яков Кротов: + Христос - утешение ЕДИНСТВЕННОЕ, но не только утешение + с. Христ.Просвещ./rasylka/003/308.htm#0 + + * Комм. В.Н.Кузнецовой к апост. чтению (Гал.1:11-15) + с. Христ.Просвещ./rasylka/003/587.htm#0 + ===================================================================
*Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом
знания, /
ибо чрез него звёздам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!* (Тропарь Рождества, перев. Амвросия Тимрота) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
www.DAYS.ru/Days/dekabr'29.htm |