Христос
рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! * 30 декабря ст.ст., пн; ?> Свою главную проблему в духовном поиске я могу определить ?> как отсутствие или исчезновение того, что можно назвать религиозной ?> «гипнабельностью». ?> Я не расстаюсь с Библией. Евангелия знаю почти наизусть. ?> Прочла немало апокрифической, богословской, ?> духовно-просветительской литературы. Крещена, хожу в церковь, ?> соблюдаю не все, но некоторые обряды. Общаюсь постоянно со многими ?> верующими и с некоторыми духовными лицами. Но с болью душевной ?> должна признаться, что всё это не приближает меня к вере, скорее ?> наоборот. Первоначальный религиозный порыв, толкнувший меня ?> в церковь, постепенно гаснет, сменяясь холодным, анализирующим ?> сознанием. Чем дальше, тем больше «в чужом пиру похмелье». Вместе ?> с оскудением (или запрятыванием куда-то вглубь?) религиозного ?> чувства всё яснее проступает для меня, так сказать, «анатомия» ?> религии – ее исторические, психологические, социальные корни... ?> Теперь Евангелие для меня – прекраснейшая музыка, величайшая поэзия ?> духа. Но чтобы быть верующей, этого мало – необходимо принять ?> поэзию за реальность, метафору – за бытие, музыку – за естество. ?> Необходимо поверить БУКВАЛЬНО. Но чтобы поверить буквально, ?> приходится подавлять в себе всякую логику, всякую чувствительность ?> к противоречиям; приходится запрещать себе задаваться вопросами, ?> отказываясь тем самым от величайших из человеческих свобод – ?> свободы мысли. Свобода же дана человеку, как учит религия, ?> самим Богом. «Верую, ибо абсурдно»? Но не слишком ли многим ?> абсурдам людям верят и без того? Мы каждый день видим и слышим, ?> к чему это ведет. > +А.М.+ – Вопрос серьезный. Надо сказать, что «верую ибо абсурдно» > всегда приписывают одному из учителей Церкви Тертуллиану. Он этих > слов не говорил. <...> > <...> рождественский тропарь включает в себя такие слова: «Воссиял > миру свет разума». Приход <в мир Христа> сравнивается с солнцем > разума, а вовсе не с бездной иррационализма. Иррационализм, мистика > и вера часто смешиваются. На самом деле наиболее активные > иррационалисты были воинствующими атеистами. Достаточно вспомнить > Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю... > В их атеистических книгах слышатся грозные, мрачные пессимистические > завывания и проклятия в адрес разума, которые раздавались > на протяжении всего двадцатого века. Между тем уважение к разуму > очень прочно утвердилось в недрах Церкви. Достаточно указать > на философию томизма Фомы Аквината, и вообще на всю традицию > патристики, то есть святых Отцов. Нужно ли себя заставлять гасить > все вопросы? Не только не нужно, а напротив, человек должен > исследовать свою веру. То, что происходит с автором этой записки – > совсем иное, но едва ли он виноват в этом целиком. Почему получилось > «на чужом пиру похмелье»? Опять-таки, в силу того обстоятельства, > что те люди, с которыми она встречалась, те формы христианской > жизни, в которых она оказалась – не отвечают потребностям > современного человека, и в частности вот этого человека. Поэтому > она включилась просто в некий внешний механизм, думая, что он сам > будет продолжать порождать нечто. Но он ничего не дал. У Толстого > описывается балет, если кто из вас помнит. Он выглядит нелепо. > Можно описать любую вещь внешне, и это получается абсурд. > Когда исчезло главное, то всё пропадает. Так вот, это главное должно > углубляться, развиваться и расти. Внешняя церковность способна > поддерживать преимущественно людей с вялой, неактивной психикой, > склонной к каким-то повторяющимся вещам, ритуал для них – это то, > за что они цепляются, без чего они чувствуют себя неуютно > на свете... Они-то и породили, между прочим всякие буквализмы, > формализмы и прочее. > Теперь, если говорить о символах веры, о прекрасной музыке, которой > надо верить буквально, то здесь вопрос поставлен слишком общо. > Те люди, которые пытались сделать именно вот такую модель, > верить буквально – они всё время заходили в тупики. Они опять-таки > путали внешнее с внутренним. Если в Библии мир изображается в виде > плоского или круглого шара и твердь небесная в виде колпака над > ним, - то человек формалистический говорил: значит, это есть истина, > он переносил это в свою астрономию. Возникали трудные коллизии. > Смешивалось Откровение, подлинное, глубокое – с преходящими вещами. > Само Священное Писание является произведением Богочеловеческим, > т.е. великой встречей человеческого творчества и высшего > божественного вдохновения. Причем человеческое творчество здесь > нисколько не подавлялось. Достаточно указать, что каждый автор > каждой книги в Библии имеет свое лицо. Они выглядят совершенно > по-разному, за каждым сохраняется эта индивидуальность. > И всё-таки Библия – это единая книга, и единый дух ее пронизывает. > Поскольку она Богочеловеческая, для понимания ее необходимо видеть > в ней человеческую форму. В середине нашего века была опубликована > энциклика папы Пия XII «Дивино афланте спириту» (Divino afflante > spiritu, 1943), где четко говорилось, что в Библии прослеживается > целый ряд литературных жанров, у каждого из которых есть собственные > закономерности: у поэмы – свои, у гимна – свои, у притчи – свои. > Нам важно знать, что хотел сказать священный писатель, какую мысль > хотел выразить. Для этого надо знать фактуру, надо знать язык, > надо знать тот метод, при помощи которого библейский автор доносит > до нас озарившее его внутреннее прозрение. При таком подходе нам > не придется выяснять, пролез ли Иона в горло киту или большой рыбе. > Совсем не это важно. Быть может существовала такая легенда, и автор > ее использовал – ведь он нам рассказывает совсем о другом! Одна > из величайших книг Библии становится предметом юмористики. Сознание > Ионы живет и в нас теперь. Таких Ион я видал полно, которые > радовались концу света, скорей бы всё это провалилось, скорей бы! > Они ходят, с таким мстительным удовольствием поглядывая на дома: > вот скоро нас всех накроют. Это же новый Иона! > И что ответил Бог ему? Ты пожалел растение, которое выросло за одну > ночь, а мне ли не пожалеть великого города? Языческого города, > нечестивого. И то, что Бог жалеет этот город, в который Он погнал > этого пророка, чтобы он там проповедовал – это же великая притча, > разве тут рассуждать о том кто кого проглотил? > Вспомним притчи Христа. Разве нам важно, был ли милосердный > самарянин на самом деле? Был ли блудный сын – звали его так-то > и однажды ушел он от своего отца? – это не имеет значения. Нам важна > суть того, что до нас донесено. Разумеется, есть в Священном Писании > некоторые вещи, которые действительно соответствуют реальности, > не только глубинно-духовной, но и прямо исторической. Это касается, > прежде всего, личности Христа.
* * * * * * * * * * ссылки по темам апост. и еванг. чтений * * * * * * ** * •••Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.12:13-17 * * с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 * * •Харви Кокс: Цезарь и Бог с. Христ.Просвещ./rasylka/003/310.htm#0 * * •Труц Рендторф: Кесарево и Божье * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/279.htm#0 * * * * •Св. Исаак Сирин: Страдание и смирение * * с. Христ.Просвещ./rasylka/003/338.htm#0 * ********************************************************************
*Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / * * * * * * |