=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Этот выпуск посвящен 40 дням со дня преставления Патриарха Алексия II. > ВАШИ ПРОРОКИ - НАШИ ПРОРОКИ > Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира! > Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине > неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов Твоих, > Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, > а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, > который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. > Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же > богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же > богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога > с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому > были вверены законы и пророки. И через него восприял > Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. > "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после > Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать > и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне > смотрения Божия". Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх > и богослов Русской Православной Церкви архиепископ Херсонский > и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе > более чем сто лет назад. > Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной > и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства > имеет реальную почву духовного и естественного родства > и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, > не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя > и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, > а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, > что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, > что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой > и иудейство, а полнота иудейства есть христианство. > В основе выступления архиепископа Никанора лежала > идея взаимопонимания между Православною Церковью и еврейством. > Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще > в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь > содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога > с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале века > и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. > Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять > заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить > с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды > и ненависти не было между нами". > Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи > духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали > всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении > евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ > Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: "Жестокие > кишиневские убийцы должны знать, что они стали палачами народа, > который возлюблен Богом". > Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты > нашей Церкви - профессор Киевской духовной академии протоиерей > Александр Глаголев/*/ и профессор Петербургской духовной академии > Иван Троицкий - твердо защищали Бейлиса и решительно высказались > против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал > для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних > радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний > (Вадковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых > обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи > и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский > Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион > (Мещеряков), Архиепископ Макарий (Миролюбов)... /*/ см. http://ekaterina.org.ua/pages/glagolev_a.html (прим. ред. рассылки). > Отдельно надо сказать об участии в защите евреев > против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся > религиозных мыслителей, например, Владимира Соловьева, Николая > Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, > с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. > Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи > евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. > Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые > православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, > Семен Франк и Лев Шестов. > Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом > благородном деле. Многие священники на местах активно защищали > и спасали евреев от погромов и преследований. Во время Второй > мировой войны и нацисткой оккупации духовенство и верующие > нашей Церкви, рискуя своей жизнью укрывали евреев. Классические > примеры этого - мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий > Клепинин/*/ и Алексий Глаголев, многие другие, о подвигах которых, > о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует > всем нам знать. <...> /*/ - мать Мария и иерей Дмитрий были канонизированы Священным Синодом Константинопольского патриархата в 2004 г. О свящ. Алексии (сыне свящ. Александра Глаголева) см. http://ekaterina.org.ua/pages/glagolev.html; www.pravmir.ru/article_2815.html (прим. ред. рассылки). <...> > К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, > антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. > У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, > правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, > рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь > победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического > национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле > мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. > Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, > свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто > не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно и спокойно, > в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей > единого Бога - Отца всех. Бога отцов ваших и наших. > С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести > сближающий диалог с Русской Православной Церковью всегда находило > положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных > руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных > можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения > Гаскала (первая половина XIX в.) - движение высокой духовности > среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями > и Русской Церковью он обратился к Архимандриту Христофору, ректору > Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили > и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными "Довольно > крови" была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое > распространение. Ее популярность напугала наших реакционеров, и они > осудили ее в начале века как опасную для православного духовенства. > В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать > еще несколько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска > (Беларусь) - знаменитого еврейского каббалиста, находящегося > под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина > Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) - он испытал на себе > влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. > Следует вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского > из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего > для нашего сближения. <....> > Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви > и ее духовенству. Не случайно адвокатом Митрополита Петербургского > Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых "церковных > ценностей" был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал > Митрополита ... > На иконостасе нашего Русского храма в Иерусалиме начертаны слова > псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем > нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог > наш един Отец, един и неделим для всех чад Его. [ "Ваши пророки - наши пророки". Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенная 13 ноября 1991 г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами. /в сокращении/ www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67852; www.golubinski.ru/katehizis/speech.htm; www.pravislava.al.ru/cr2.htm (различные публикации текста в Сети содержат разные опечатки) ] ссылки по теме: + + + Проф.-протопресвитер Виталий Боровой. Православное христианство в современном мире www.golubinski.ru/russia/borovoy/soder_08.htm + + + Проф.-прот. Феодор Стилиянопулос. Верность своим корням и приверженность будущему: православная точка зрения www.golubinski.ru/academia/soder_09.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан, о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака". Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых, и он и получил его из мертвых. ... Благодаря вере родители Моисея, когда он родился, прятали его целых три месяца, потому что видели, какой это чудесный ребенок, и не побоялись царского приказа. ... Благодаря вере Моисей покинул Египет, не убоявшись царского гнева - он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху, в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое, утонули. Благодаря вере стены Иерихона рухнули после того, как израильтяне обошли их семь раз.* (Евр.11:17-19,23,27-30) * * * "Жизнь и смерть -- во власти языка, и кто с ним дружен, плоды его вкусит". (Пр.18:21) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2360.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |