=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 16 января 2012 г. ст.ст., воскресенье 33-е по Пятидесятнице. (чтения - 32-го воскр., "о Закхее") литургические чтения: 1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10.
> 19.1-10 ВСТРЕЧА С ЗАКХЕЕМ
> Ст. 1-2 — <…> В Иерихоне, городе, через который проходили важные торговые пути, находился пост по сбору налогов и пошлин. Закхей — грецизированная форма еврейского имени Заккай. Он был главным сборщиком или откупщиком, под началом которого находились другие сборщики. Закхей был богатым человеком, скорее всего нажившим состояние на горе бедняков. > Ст. 3 Было ли в любопытстве Закхея что-то большее или оно ничем не отличалось от любопытства Ирода Антипы (9.9)? В отличие от царя, Закхей предпринял некие действия, чтобы увидеть Иисуса. Его проблема состояла в том, что он был маленького роста, так что он не мог разглядеть Иисуса из-за окружавшей Его толпы. > Ст. 4 Даже сейчас мы улыбнулись бы, увидев, как взрослый человек забегает вперед и лезет на дерево, словно мальчишка. Но в те времена такое поведение зрелого человека, к тому же известного всем в городе, конечно же, невозможно себе представить. Но он, вероятно, даже не вспомнил о своем достоинстве. > Ст. 5 Скорее всего, Закхей спрятался в ветвях, надеясь, что никто его не заметит, чтобы не стать предметом насмешек. Но Иисус не только увидел его, но и назвал по имени. Иисус позвал его, потому что Он должен был остановиться у Закхея дома, хотя в Иерихоне для Него наверняка были бы открыты дома многих уважаемых людей. Должен — греческий глагол «дэй» свидетельствует, что такова была Божья воля, в этом осуществлялся Его замысел. > Ст. 6 Как всегда в Евангелиях, Бог прощает раньше, чем человек раскаивается. Вот почему раскаяние всегда радостно, это не горькие переживания по поводу прошлой греховной жизни, но радостная устремленность вперед, это возвращение к Богу, от которого раньше человека удаляли грехи. Так и доброта Иисуса переворачивает жизнь Закхея и дает ему радость раскаяния. Ведь то, что Иисус намерен остановиться у него, означает, что он прощен. > Ст. 7 Но не все понимают это и не все радуются тому, что заблудший человек вернулся к Богу. Толпа среди которой находится и ученики Иисуса, недовольно ворчит: благочестивый человек не должен осквернять себя общением с грешником. > Ст. 8 Закхей стал перед Господом — евангелист не сообщает о том, происходит ли это в доме Закхея или на улице, перед толпой Вероятно, он дает Господу обещание начать новую жизнь в присутствии многочисленных свидетелей. Он решает раздать половину имущества. Отдам — буквально: «отдаю»; здесь настоящее время выступает в значении будущего, подчеркивая твердое намерение и решительность. Половина имущества — это действительно очень много, потому что обычно благотворительность ограничивалась пятой частью имущества. Закхей также намерен примириться со всеми, с кого он взял больше положенного. И здесь Закхей собирается отдать больше, чем требовалось по Закону, обязывавшему возместить денежную сумму, прибавив к ним одну пятую; лишь те, кто промышлял воровством скота, должны были вернуть украденное в четырехкратном размере. > Ст. 9 Сегодня — в Евангелии Луки это слово играет огромную роль. Спасение не отодвинуто куда-то в будущее, но оно осуществляется здесь и теперь (см. 4.21; 19.5; 23.43). Спасение — освобождение от зла и греха, это Божье прощение, оно тесно связано с верой. В Ветхом Завете Спасителем назывался Бог, но теперь его носителем становится Иисус. Ср. Деян 13.23: «Бог послал Спасителем Израилю... Иисуса» и 4.12: «Ни в ком другом не спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!» В этот дом — то есть спасение приходит и к домочадцам Закхея. Хотя Лука ничего не говорит об их вере, она подразумевается (ср. Деян 10.2; 11.14; 16.15, 31; 18.8). Сказал ему — возможно понимание: «сказал о нём». Ведь и он несмотря на то, что он сборщик податей, человек действительно грешный, он тоже сын Авраама, которому Бог дал обещание. Оно распространяется на всех потомков Авраама, хотя, здесь, вероятно, речь идет и о духовном родстве (ср. Рим 4.16; Гал 3.29). Спасение даровано ему не за его раскаяние, а за родство с Авраамом. Он принадлежит к «потерянным овцам народа Израиля» (Мф 15.24), поэтому добрый Пастырь ищет их и спасает. Таким образом, здесь есть перекличка с идеей апостола Павла о спасении по великой Божьей доброте, а не за заслуги. > Ст. 10 Рассказ о Закхее это своеобразная иллюстрация к притчам гл. 15. Так Иисус отвечает тем, кто недоволен Его поведением. Сын человеческий истинный добрый Пастырь, ищущий и находящий тех, кто, с человеческой точки зрения, является пропащим. Ср. Иез. 34.15-16: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю». Эсхатологическое спасение потерянных есть цель деятельности Сына человеческого. > В церковной традиции Закхей назван епископом Кесарии, которого против его воли назначил Петр, а Климент Александрийский отождествлял его с Матфием (Деян 1.23).
[ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий.
+ + + свящ. Яков Кротов: Закхей на дереве. Возмещение убытков www.messia.ru/rasylka/011/2647.htm#0 + + + "Закхей! Скорее слезай!" www.messia.ru/rasylka/010/2508.htm#0 +++ митр. Антоний (Блум): Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0 (+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20120129/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2012&month=1&day=29; www.mospat.ru/calendar/2012/1/29
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, *********************************************
/*/ стихи из воскресного апостольского чтения. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2763.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|