=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!
* 6 августа 2018 г. ст.ст., воскресенье.
С праздником!
> 17.1-8 ПРЕОБРАЖЕНИЕ
> 1 Через шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет их одних на высокую гору. (2) Вдруг Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала ослепительно белой. (3) И вот явились перед ними Моисей и Илья и стали разговаривать с Ним. > 4 Петр сказал Иисусу: > – Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илье. > 5 Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада! Его слушайте!" > 6 Услышав голос, они упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: > – Вставайте, не бойтесь! > 8 Подняв
глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели.
> Ст. 1 – Евангелист редко указывает точное время событий, обычно прибегая к общим словам "тогда", "потом", "в те дни". Здесь же он на редкость точен; через шесть дней. Одни видят в этом указание на то, что обещанное Иисусом в 16.28 не преминуло исполниться. Другие пытаются найти символический смысл в цифре шесть, но в Евангелии от Луки говорится о восьми, а не о шести днях (Лк 9.28). Некоторые видят здесь аллюзию на Исх 24.16, тем более что там тоже речь идет о Божьей славе и об облаке. Важнее другое: через короткое время после того, как Петр объявил Иисуса Помазанником, несколько учеников, включая Петра, получили божественное подтверждение статуса Иисуса (17.5). > Как и в рассказе о воскрешении дочери Иаира, Иисус берет с собой трех учеников и ведет их одних на высокую гору. Название горы неизвестно. В христианской традиции она обычно отождествляется с горой Табор (в традиционном произношении "Фавор"). Ориген приводит цитату из апокрифического Евангелия евреев: "Так сделала Моя Мать, Дух Святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор". Но вряд ли это соответствует действительности. Ведь если события происходят вблизи Кесарии Филипповой и вскоре после исповедания Петра, то эта гора должна находиться неподалеку, в то время как Табор находится на юге Галилеи, очень далеко от Кесарии. Ее высота составляет всего 600 метров, что вряд ли позволяет назвать ее высокой, кроме того, в те времена на ее вершине находилась римская крепость. Гораздо больше подошла бы гора Гермон, высотой около 2700 метров и на расстоянии 20 километров от Кесарии Филипповой. Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие происходит на горе́, потому что символически гора – это место встречи с Богом, в данном случае она представляет собой как бы новый Синай. Высокая гора была также подходящим местом, где Иисус мог бы остаться с учениками наедине. > Ст. 2 – Облик Иисуса внезапно изменился. Лицо Его засияло, как солнце – ср. Откр 1.16; 10.1. В произведениях междузаветного периода говорится, что Мессия будет сиять, как солнце. Филон Александрийский утверждает, что лицо Моисея после общения с Богом испускало сияние, подобно лучам солнца. Одежда Иисуса стала ослепительно белой (дословно: "белой, как свет"). Белизна и сияние одежды в библейской традиции всегда связана с Богоявлением или святостью. > Ст. 3 – Перед Иисусом явились Моисей и Илья. Эти две фигуры, вероятно, символизируют всю Священную историю Израиля и Священное Писание. Моисей – законодатель, он представляет Закон, Илья – представитель пророков, а Священное Писание часто так и называлось: "Закон и Пророки". Кроме того, по народным представлениям, оба они были взяты живыми на небо. Сейчас они, явившись перед Иисусом, выступают свидетелями, подтверждающими Его мессианство (ср. Лк 24.27,44; 16.29,31). Они стали разговаривать с Иисусом. Евангелист, в отличие от Луки (9.31), не сообщает, о чём они беседовали с Иисусом. > Ст. 4 – И вот с Иисусом заговаривает Петр. У Марка он обращается к Иисусу "Рабби", но Матфей заменяет этот титул, звучащий несколько странно в устах Петра, на "Господь". И хотя Господь может быть не более чем вежливым обращением <{то же слово обозначало "господин"}>, здесь, несомненно, это титул, близкий к божественному. "Как хорошо нам здесь!" – говорит Петр. Но греческий оригинал позволяет перевести эти слова по-другому: "Как хорошо, что мы здесь!" То есть Моисею, Илье и Иисусу повезло: Петр с друзьями соорудят им три шалаша. Шалаши ставили в дни празднования специального праздника Шалашей (евр. Сукко́т; синод. <праздник ку́щей>), который некогда был сельскохозяйственным праздником сбора урожая, когда люди переселялись в виноградники и жили там. Потом праздник был переосмыслен как время воспоминания о тех днях, когда поколение Исхода жило в пустыне (Лев 23.42-43). Со временем люди стали верить, что в мессианском веке они снова станут жить в шалашах и Бог будет жить вместе с ними. > Ст. 5 – Для того, чтобы не возникло ложного представления, что Иисус – один из пророков, ничем из них не выделяющийся (а ведь так о Нём думали многие люди – см. 16.14), свидетельство ученикам дает сам Бог. Сияющее облако – это знак Шехины́, то есть Божьего присутствия, Его славы (см. Иез 1.28; 11.23; Исх 13.21-22; 33.9-10). Ведь человек не может видеть Бога, и облако одновременно и скрывает Его, и возвещает Его присутствие. Так, солнце можно увидеть лишь тогда, когда его закрывает легкое облако. Облако покрывает Иисуса, Моисея и Илью, а также учеников, делая их сопричастными Божьей славе. Из облака раздается голос: "Это Мой любимый Сын". Сцена преображения как бы повторяет сцену омовения Иисуса. Только там Божий голос обращен к Иисусу: "Ты Мой Сын", а здесь – к ученикам. Вероятно, этим видением славы Отец укреплял Сына в Его решимости выполнить Свою волю до конца, укреплял Он и учеников, дав им свидетельство о Своем Сыне. Его слушайте! – так исполнилось пророчество Священного Писания: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня (т. е. Моисея), воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте!" (Втор 18.15,18; см. также Деян 3.22). > Ст. 6 – Их ужас вполне объясним: человек всегда испытывает страх в присутствии Божества, а здесь они слышали Его голос, обращенный к ним. Ничком – так в древности поклонялись Богу и царю, падая лицом на землю. > Ст. 7-8 – В Писании часто говорится, что Бог успокаивает перепуганных людей, призывая их ободриться и не бояться. Ученики больше никого, кроме Иисуса, не видят. Моисей и Илья были унесены, вероятно, облаком назад к Богу. [ В.Н.Кузнецова. из кн. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий ]
+
+ + свящ. Александр Мень: Преображение
Господне (+ссылки)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Преобразился Ты на горе́, Христе Боже, *
Соединив в Себе две природы неслиянно, * Придите ко мне и веруйте,
народы! На гору святую, небесную взойдя, * * * *Его Божественная сила одарила нас всем необходимым * * * *Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую
я вам возвестил, * * * *Вы же знаете, как велика доброта нашего Господа
Иисуса Христа. ********************************************* /*/
Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия
(Тимрота). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3692.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |