=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска:
ответы на вопросы: "Не называйте никого 'учителем' и 'отцом'!"

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Задали мне вопрос о понимании этого места Писания:

А вас пусть не зовут "учитель",
    потому что вы все братья друг другу
    и у вас один лишь Учитель.
• И "отцом" никого на земле не зовите  –
    у вас лишь один Небесный Отец.
• И пусть не зовут вас "наставниками",
    потому что у вас один лишь Наставник  –
    Помазанник Божий.

(Мф.23:8-10)

"У нас к священнику не иначе как "батюшка" не обращаются, да и кроме этого есть понятие "святые отцы" и "отцы церкви", это же вроде как идёт в разрез с тем чему учил Христос".

Получилось целых 4 выпуска (около 6000 слов!). Наверное, те мнения и объяснения, которые я здесь приведу, можно было бы изложить короче. Прошу простить меня за многословие. Тем, кому ответ на вопрос интересен, но нет времени/сил/желания читать всё, я рекомендую прочитать в следующем выпуске только цитату из кн. свящ. Питера Гилквиста.

 

<<Ст. 8-10  –  Иисус предостерегает Своих  учеников  от  подражания фарисеям  и учителям Закона. Если те стремятся к почету у людей, любят титулы, то среди учеников все должно быть по-другому. Их не должны называть учителями (рабби). Ведь все они равны, они братья, а в истинной семье нет неравноправия. Все они ученики одного Учителя  – Христа. Отцом никого на земле не зовите – возможно иное понимание: "никого из вас отцом на земле зовите". Самых уважаемых знатоков Закона постепенно начинают называть отцами, но широко эта практика распространилась после разрушения Храма. Слово "наставник", вероятно, значит то же, что и "учитель". Таким образом, здесь категорический запрет употреблять какие бы то ни было почетные титулы в христианской Церкви. Ср. Ис 54.13; Иер 31.34 и Ин 6.45. Христианская община – это братство, в котором Бог – Отец, а Иисус – Учитель. Вот почему Иисус призывает к полному отказу от почетных титулов, так как они принадлежат только Богу и Христу.>>

(В.Н.Кузнецова)

Как мы видим, в этом случае комментатор вовсе обошел трудный вопрос  – о практике уже с самой ранней Церкви называть наставников "отцами" и "учителями"...

 

<<Мф 23:1-12; Мк 12:38-40; Лк 20:45-47. Прямая заповедь,  воспрещающая  титул  "отец",  осталась,  по-видимому,  неизвестной в большинстве церквей в эпоху устного Евангелия. Около 57 г. ап. Павел пишет: "Даже если вы имеете тьму наставников во Христе, вы имеете, однако, не многих отцов, ибо родил я вас во Христе Иисусе через Евангелие" (1Кор 4:15). Впоследствии этот обычай именовать руководителей Церкви "отцами" утвердился, несмотря на слово Господне. Бл. Иероним пытается объяснить такое противоречие следующим образом: "Подобно тому, как по естеству один Бог и один Сын не препятствует другим, чтобы они назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами" (Бл. Иероним. Толкование на Матфея, IV).>>

 (А.Мень."С.Ч."  www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_14.htm#03)

 

<<Припомните, что Господь заповедал: Не называйте никого отцем... Один Отец. И учителями никого не называйте... Один Учитель... А между тем в Писании обязательными представляются известные отношения наши к отцам телесным и духовным и к учителям. Как помирить! Так: есть стороны сего дела такие, по которым никого нельзя называть отцем и учителем. И есть такие, по которым можно иметь и чтить многих отцев и учителей... Источное отчество и учительство одно... в Боге, а побочных может быть много. Это проводники и распространители Божия отчества [= отцовства] и учительства.>>

(Выдержки из писем святителя Феофана Затворника 6, п. 942, с. 3.
agnuz.info/library/books/viderjki_iz_pisem/page16.htm)

 

<<Господь  говорит:  "Кто хочет быть первым, да будет всем слуга", "не называйтесь владыками, учителями, отцами – не владычествуйте",  – значит, Он в корне отрицает социальную, санкционированную власть Церкви.

  "Да будет всем слуга". И даже папа римский вынужден в результате этого в своем титуле носить выражение "слуга слуг Божиих" – то есть что он всем слуга, – пускай хотя бы формально, но все-таки должен.

 Значит, прежде всего должна быть эта оговорка. Если власть церковная не должна быть властью деспотической, тиранической и административной, то исторически складывалось, что она именно такой и становилась. Но идеал всегда оставался, и во имя него происходило постоянное обновление, он всегда светил. Любое искажение есть не более чем искажение. И у нас есть критерий, по которому мы можем это мерить.>>

(А.Мень. Власть Церкви. www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_05.html, www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00067.html)

 

<<8-12 Обращаясь к ученикам, Христос предостерегает их от соблазна гордыни и превозношения. Если люди и становятся "отцами" и "учителями" (ср 1Кор 4:15; 1Кор 12:29), то не сами по себе, а лишь по воле Христа.>>

("Брюссельская" Библия,
www.bible-center.ru/biblecomment?txt=mt+23&comm=brs89)

 

<<Ни  учителем,  ни  отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога  Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что всё от Него; а Тот - Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом. Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем <язычников>; или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное - по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri).>>

(Иероним Стридонтский, www.krotov.info/library/i/ieronim/mt_6.html)

 

<<При рассмотрении этого стиха многие комментаторы предлагают такой вопрос: если Христос запретил ученикам называться учителями (раввинами), то правильно ли стремление к получению так называемых ученых степеней, доктора, магистра и пр.? Иероним спрашивал, почему вопреки этой заповеди апостол Павел называл себя "учителем язычников" (1Тим 2:7; 2Тим 1:11; <...>). Или каким образом в народной речи, преимущественно в палестинских и египетских монастырях, называют себя взаимно отцами? Это, отвечает Иеороним, решается так: иное дело быть отцом или учителем по природе, и иное по "снисхождению" (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то оказываем ему честь, соответственную его возрасту, а не считаем его виновником своей жизни. <....> Поэтому Христос не говорит: не будьте, но – не называйтесь учителями. "Христос, следовательно, запрещает не <ученые степени>, а гордость и тщеславие по поводу получения этой степени, высокомерие и спесь, когда лицо, получившее степень доктора, считает себя выше других, ходит надувшись и презирает других, как будто имеет знание и учение от себя, а не от Христа, как делали книжники". Барнс (Barnes), на основании слов Христа, возражал против названия "doctor divinitatis" (доктор богословия), потому что Христос запретил называться так. Но, говорит Морисон, Барнс не обратил  внимания на факт, что титул, по своему значению – учитель богословия, огромен; Барнс не заметил также, что если он действительно заслужен, то не видно причины, почему люди не должны допускать этого и говорить так.

  Факт тот, что в древности у евреев не было ученых степеней. "Равви", "раввин" и пр. есть произведение раввинизма и фарисейства. В первоначальной христианской церкви не было кандидатов, магистров и докторов, такие названия были совершенно чужды первоначальной христианской древности. "Все, принимавшие слово, были вполне учениками только одного Иисуса; в этом выражался принцип равенства всех". Христос не был основателем школы. Титул doctor ecclesiae появился в позднейшие времена схоластики; а относительно theologus сделано было определение на 2 Латеранском соборе 1215 года, по которому "столичная церковь должна иметь одного теолога, чтобы он преподавал священникам и другим Священное Писание и особенно учил их пастырскому попечению о душах". Как и всегда бывает, первоначально степени означали просто "фах", деятельность и занятия какого-либо лица, занимавшегося учительством; но впоследствии, с одной стороны, препятствия и затруднения для лиц, желавших приобрести ученые степени, а с другой – преимущества, породили целый ряд мечтателей, которые, называясь докторами и учителями, стали смотреть на себя, как на богов и научных законодателей. Христос именно это и обличает в лице книжников и фарисеев, разъясняя принцип, что никакое название не должно устранять в человеке сознания своего недостоинства, равно как и зависимости всей своей деятельности от Христа, как от Лозы, только в связи с которою ветви могут приносить добрый плод.

  9 Замечания, которые сделаны были к предыдущему стиху, отчасти относятся и к настоящему, т. е. слова Христа нельзя понимать в совершенно буквальном смысле, например, в том, что дитя не должно произносить слов отец или мать. Уже одно то обстоятельство, что здесь не упоминается о матери, показывает, что речь не идет о простых семейных отношениях. Христос опять имеет в виду только книжников и фарисеев с их чванством. В Талмуде есть целый трактат, который называется Авот, т. е. изречения "отцов". В Эдуиот I, 4 () Гиллель и Шаммай называются "отцами мира". В Мишне и Тосефте слово "отец" встречается, как титул многих раввинов (). Вероятно, такое название имело основание в Библии (Сир 44). Спаситель, конечно, говорит только о том, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле. Златоуст так ограничивает смысл слов Христа: "это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом". <....> >>

(Толковая Библия,
www.bible-center.ru/biblecomment?txt=mt+23&comm=lopukhin_ru)


<<До  сих  пор,  обличая пороки фарисеев, Спаситель обращался только к ним одним, так как пороки эти были не велики и не важны, и не было нужды предостерегать от них учеников; но когда дело дошло до причины всех зол - любоначалия и восхищения учительских кафедр, то Спаситель, выставляя на вид этот порок, обличает его со всею строгостью, восстает против него со всею ревностью и силою, обращаясь и к ученикам Своим. Что именно говорит Он? Вы же не нарицайтеся учители (ст. 8). А вслед затем указывает и причину этого: един бо есть ваш Учитель, вси же вы братия есте; и один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего. Поэтому-то и Павел говорит: кто бо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Кто Кифа? Но точию служителие (1Кор.3,5) А не сказал: учители. И еще: не зовите себе отца (ст. 9). Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех - и учителей, и отцов. И еще присовокупляет: ниже нарицайтеся наставницы, един бо есть наставник ваш Христос (ст. 10). Он не сказал: "Я наставник". Подобно тому, как прежде Он сказал: "что вам мнится о Христе?" - а не сказал: обо Мне, - так и здесь. Но желал бы я здесь спросить: что на это скажут те, которые слова: един и един часто относят только к одному Отцу, отвергая Единородного? Скажут ли они, что Отец есть наставник? Это подтвердят все, и никто не будет противоречить. И, однако же, один, говорит Спаситель, есть наставник ваш Христос. Как говоря: един есть наставник Христос, Спаситель не отвергает того, что и Отец есть наставник, так и называя Отца единым учителем, не отвергает того, чтобы вместе и Сын был учителем. Слова един и един сказаны для отличения от людей и от прочих тварей. Итак, предохранив учеников от этого жестокого недуга и обличив его, Спаситель показывает и способы избегать его - посредством смиренномудрия. Поэтому и присовокупляет: болий же в вас да будет вам слуга. Иже бо вознесется, смирится, и смиряяйся вознесется (ст.11-12). Подлинно ничто не может сравниться со смирением, почему и Спаситель напоминает им часто об этой добродетели: и когда малых детей поставил пред ними, и в настоящей беседе; и когда, беседуя на горе о блаженствах, с этой добродетели начал Свое слово, и теперь, когда с корнем исторгает гордость, говоря: смиряяйся вознесется. Видишь ли, как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место. Чрез это, говорит Он, ты получишь желаемое. Итак, желающему первенства надлежит избрать себе место ниже всех: смиряяйся бо вознесется. Но где мы найдем такое смиренномудрие? Хотите ли опять пойти во град добродетели, в селения святых, т. е., в горы и ущелья? Там-то мы и увидим эту высоту смиренномудрия. Там люди, блиставшие прежде мирскими почестями, или славившиеся богатством, теперь стесняют себя во всем: не имеют ни хороших одежд, ни удобных жилищ, ни прислуги, и, как бы письменами, явственно изображают во всём смирение. Все, что способствует к возбуждению гордости, как-то: пышные одежды, великолепные дома, множество слуг, что иных и по неволе располагает к гордости, - всё это удалено оттуда. Сами они разводят огонь, сами колют дрова, сами варят пищу, сами служат приходящим. Там не услышишь, чтобы кто оскорблял другого, не увидишь оскорбляемых; нет там ни принимающих приказания, ни приказывающих; там все слуги, и каждый омывает ноги странников и один перед другим старается оказать им эту услугу. И делают они это, не разбирая, кто к ним пришел, раб или свободный, но служат так всем одинаково. Нет там ни больших, ни малых. Что же? Значит, там нет никакой подчиненности? Напротив, там господствует отличный порядок. Хотя и есть там низшие, но высший не смотрит на это, а почитает себя ниже их, и чрез то делается большим. У всех один стол, у пользующихся услугами, и у служащих им; у всех одинаковая пища, одинаковая одежда, одинаковое жилище, одинаковый образ жизни. Больший там тот, кто предупреждает другого в отправлении самых низких работ. Там нет различия между моим и твоим, и оттуда изгнаны самые слова эти, служащие причиною бесчисленного множества распрей.>>

(Свт. Иоанн Златоуст. НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА., www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_72.html)

 

<<Если  кто-то  отвергает  наше  второе  объяснение, говоря, что мы не правы, называя весь Новый Завет Евангелием, потому что Послания не носят этого названия, на это нужно ответить, что в многочисленных местах Писаний два объекта или более обозначены одним и тем же именем, словом, которое в своём собственном смысле употребляется только для одного из них.{} Так, несмотря на сказанное Господом: "Не называйте никого на земле учителем",{} Апостол заявляет, что учителя были поставлены в Церкви.

  Конечно, они не будут учителями в строгом смысле евангельского слова. Также каждая буква в Посланиях не будет мыслиться Евангелием, если её сравнивать с изложением деяний, касающихся Иисуса, страданий и слов Его.>>

(Ориген. Толкование на Евангелие от св. Иоанна. www.agnuz.info/book.php?id=446&url=page01.htm)

 

<<Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: "отцом не называйте" не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен.>>

(Феофилакт. www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo05.html)

 

<<Наш  Господь  заповедал никого не называть отцом, потому что у нас один Отец, Который на небесах (Мф.23:9). Старец – не непогрешимый судья и не конечная инстанция апелляции, но наш сослужитель живому Богу; не диктатор, но проводник и спутник на пути. Истинный духовный руководитель в полном смысле этого слова один: Дух Святой.>>

(Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Духовный отец в Православии reshma.nov.ru/pr_sov/neofit/kallist_starchestvo.htm)

 

<<Я  никогда  не  видел  своего духовного отца - архимандрита Серафима (Тяпочкина) в ложном положении в трудные минуты его общения с власть имущими, с гонителями Церкви. Он был в высшей степени свободным человеком, потому что всех любил. Никакого внешнего величия, блеска, вся духовная красота таится внутри, как сокровище, священный свет. Ты просто забывал, с кем ты говоришь. Ты забывал, что он пастырь, всеми любимый и почитаемый, ты видел перед собой - вернее, не видел - его, поскольку лицо его становилось в какой-то степени невещественным и сияющим. Ты был сам весь перед ним. Он весь - для тебя, он весь уходил в твои нужды и тревоги, его сердце полностью было с тобой.

  Помню священника Даниэля из Хайфы, ныне уже покойного. Отец Даниэль на братской трапезе, которую приготовлял сам, всегда ел последним. Всех накормит, убедится в том, что все сыты, и тогда ест то, что осталось. В этом не было рисовки. Он пережил войну, знал, что такое голод и как люди умирают от голода. Самозабвенное служение ближним было выражением его истинного смирения.

  Перед Богом Отцом все мы дети: и духовник, и отец, и мать, и дети, и только от Него мы можем получить жизнь и величие. Господь просит нас быть Его детьми.

  Известно выражение одного из учителей Церкви о том, что слово "Бог" гораздо менее значимо для нас, чем слово "Отец". Слово "Бог" подчеркивает различие между Ним и нами, слово "Отец" показывает родство: мы дети Ему, свои, родные, всегда неизменно любимые. И как радостно ответить нам на эту любовь!

  Бог призывает человека к величию, но к величию, которое не обращено на себя, которое не любуется собою, которое не угнетает, не подавляет ближних. Он призывает к величию - сокрытому, сокровенному.

  В беседе со своими детьми знакомый мне отец семейства привел им слова Иисуса о том, чтобы никого не называть своим отцом и учителем, ибо один у нас Отец и Учитель - Христос, и спросил их: "А кто же я?" Мальчики ответили: "Ты - папа". Дочь сказала: "Ты - брат". Что это значит? Это значит, что ребенок интуитивно отрицает первенство в отношениях. Иисус Христос не хотел первенства по отношению к человеку, по отношению к Своим ученикам. Это полное равенство является в Его (Иисуса) словах, обращенных к ученикам: "Я не называю вас рабами, Я называю вас друзьями".

  Господь посылает нас друг к другу, чтобы нам научиться жить с Богом и с братьями в полноте любви. Это возможно только тогда, когда мы встанем на путь умаления себя, истощания себя, живя в семье по крови или в семье духовной, живя в Церкви Христовой. Нам нужно умаляться для того, "чтобы сказать слово... чистое... свободное от самого себя, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым. Делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: "Да пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто"? Готовы ли мы на это? Если нет – как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?"

  Будем же учиться быть маленькими, маленькими, маленькими. Как радостно сознавать, что ты - ничто и что "всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим 11:36).>>

(Архим. Виктор (Мамонтов). Тайна умаления, reshma.nov.ru/texts/mamontov_taina_umalenia.htm)

Окончание следует!

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: #### – нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме (в теле) после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо!

www.messia.info/r2/2/128.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»