=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Автор: прот. Александр Шмеман
Опубликовано: "Православие и жизнь". Сборник статей под ред. проф. С.Верховского. // Фонд "Христианская жизнь", Клин, 2002.
kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1412/

 
серия "Церковь"
    Предыдущие части:
1-2   3-4   5-7
 (1375 слов)

 

> 8

> В настоящей статье невозможно даже кратко изложить то, что раскрывает нам Евангелие о Святом Духе. А между тем именно в этом откровении о Боге – Отце, Сыне и Духе – основание и содержание всего, что мы пытаемся здесь сказать о жизни, о личности, о единстве; или, гораздо вернее, содержание самого христианства. Светлая тайна Троичного Бога давно уже для самих христиан стала "абстрактной" богословской формулой. Но какую другую тайну открывает нам Христос как тайну спасения и жизни, если не тайну Троицы как совершенной и Божественной Жизни, в которой Отец имеет Жизнь в Себе и Сыну дал иметь Жизнь в Себе и, наконец, Сама Жизнь, которую имеют Отец и Сын, есть Святой Дух – Источник и Податель жизни для всего сущего. Где еще искать нам последнего ответа о личности, о жизни и о единстве, как не в евангельском откровении о Троице: о Трех Личностях, Каждая из Которых Свою Личную Жизнь до конца полагает и имеет в Другой, так что эта Жизнь есть Само Единство, Сама Любовь, Сама Радость. Отец всё отдал Сыну, но Сын живет Отцом и Его являет миру, и то, что отдает Отец и являет Сын, есть Святой Дух – Сама Божественная Жизнь во всей ее неописуемой полноте.

> И мы знаем, что всё живущее живет Духом, что в том замысел и воля Божия о мире, чтобы всё в нём "одухотворить", просветить, сделать живым, то есть причастным Духу. Но нам открыто и то, что наша жизнь – не Божественная жизнь, что от нее нас отделяет пропасть. Бог создал мир, а это значит положил начало новому бытию, тому, чего не было; не-бывшему даровал жизнь – но если мир творение, то, значит не "метаморфоза" сущего, а возникновение нового, иного, не-бывшего. Только получая от Бога дар жизни, творение существует, но существует как творение, как иная жизнь. Больше того, мы видели, что в человеческом духе творение свободно от Бога. В нём Бог "подарил" жизнь твари, сделал ее собственной жизнью человека. Даже отказываясь от Бога, отрицая Его, отрывая от Него мир, человек сохраняет жизнь, потому что эта жизнь дана ему как духу, как неистребимой Личности. Всякая жизнь от Бога, всякая жизнь призвана быть жизнью в Боге, но ничто тварное не имеет жизни Самого Бога, то есть Самого Святого Духа, иначе творение было бы Богом и в человеке Бог не мог бы любить другого – Друга.

> И вот, Один Человек своей человеческой и личной жизнью имел Саму Божественную Жизнь, Самого Святого Духа, и имел не как дар, не извне, а как Сын Божий, Которому Отец дал иметь Жизнь в Себе. "Всё, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что [Дух Святой] от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16:15). И Он открыл нам, что Он для того пришел и стал человеком, чтобы дать Святого Духа нам и в Нём каждого из нас уже по-новому соединить с Богом, действительно усыновить нас Отцу. Если Сыну Божиему Отец дал иметь Духа в Себе, то став Сыном Человеческим, Он Святого Духа сделал своим человеку – и всякому, кто поверил во Христа, кто в своей человеческой свободе принял Его, Он обещал "Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин 14:17).

> 9

> Итак "весь человек" преображается, обновляется, освящается водой и Духом. Как при творении первого человека Бог сначала сотворил ему мир, чтобы он в нём жил, им питался и его "одухотворял", так и теперь Дух Святый сходит сначала на воду для омовения, очищения, восстановления "старой жизни", рожденной от плоти. Человек Иисус крестился в воде и Его Дух был в ней и на ней. Теперь Спаситель мира нам дает эту воду, которую Он освятил Духом, ее очищает для нас, ею подает нам новое рождение. "Когда [...] Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк 3:21-22). Святый Дух освящает воду, потому что ее уже Своим духоносным Телом освятил Сын Божий, Святой Дух сходит на человека, потому что Он уже сошел на Человека Иисуса и самому миру явил Его, как Сына Божиего. И вот почему Дух через воду соединяет нас со Христом. Им жил, Его, как Свой, имел Богочеловек. И когда Дух сходит на нас, Он подает нам то, чем жил Христос, Саму Жизнь Христа; еще в одном человеке воцаряется она, и я вступаю в нее. Все, что дает Дух – Христово, всё что имел Христос, подается нам в даре Духа.

> Так открывает нам Евангелие начало, содержание и цель новой жизни: Святой Дух, соединяющий меня с Сыном и в Нём усыновляющий Отцу. Я остался собой, я не умален ни в чём человеческом – и вот, Духом Святым и водою – Христос во Мне и я в Нём, Его жизнь вошла в мою, Он уже не извне – не как образ, не как пример, но самой Своей жизнью во мне, зовет меня к вечной жизни, вводит в Царствие Божие, зажигает во мне ту новую любовь, которой только Бог возлюбил падший мир так, что отдал Сына Своего для его спасения.

> Евангелие привело нас к Таинству: к невидимому, которое дается и совершается в видимом, так что видимое – уже не символ, не изображение невидимого, но его явление и действие. В "старой жизни" в видимом мы давно уже перестали ощущать и принимать невидимое. В человеке мы не видим образа Бога, в мире не чувствуем свободного дыхания Духа. Всё стало только видимым, только плотью. Но во Христе мир снова может стать Таинством: в Иисусе Назарее явился нам Бог, и Им Бог снова стал видим в том, что Он сотворил, чтобы и мы видели и имели Его. И, наконец, в новом рождении Сам Христос возвращается в мир, и мы видим Его, потому что водою и Духом мы знаем Его жизнь в себе, Его образ в других. Весь мир наполняется радостной уверенностью: "Я в вас, и вы во Мне".

> 10

> "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53). За новым рождением – откровение о новой пище. Но за две тысячи лет эти слова Христа, если мы вдумываемся в них, не перестают пугать и смущать нас, как смутили они слышавших: "как Он может дать нам есть Плоть Свою" (Ин 6:52). Но вот, Он повторяет, что "Плоть Его истинно есть пища, и Кровь истинное питие". Истинное – значит настоящая, та пища, по отношению к которой всякая другая неполна, недостаточна, не истинна. Тогда, чтобы "услышать" Его слова, нам нужно вспомнить то, во что мы только что вникали. Мы видели, что пища необходима нам для жизни, и также, что в ней источник единства всего живущего: всё живет причащением миру через пищу, в ней мы "часть" его и он наша жизнь. Мы знаем далее, что эту жизнь пришел исцелить Христос, знаем и как Он исцеляет: Он стал подобным нам, Он причастился миру в пище и теле, стал "единосущен" нам. И мы знаем, наконец, что в Нём человеческая жизнь причастилась Жизни Божественной. Но тогда мы можем сказать, что Бог жил в Нём человеческой жизнью, а это значит – жизнью телесной. Наша пища была Его пищей, человеческое тело – Телом Сына Божиего.

> Верою и крещением мы приобщены Его Жизни – "Верующий в Меня жив будет Мною". Но кто же Он, как не Иисус Христос в неразрывном соединении Бога и Человека, Духа и Плоти. Его Жизнь – это весь Он, Слово, ставшее плотью, тело, обоженное Духом. И тогда я не могу жить Им и в Нём, не имея участия и в Его Теле: я не могу "развоплотить" Его, забыть о Его Человечестве... Но как еще могу я участвовать в Теле Его, как не через пищу, источник единства всех тел, единосущия всего в мире? И как могу я получить в пищу Его Тело, если не Духом Святым, Который был Жизнью Рожденного от Марии; и вот, тот хлеб, который Сам Христос заповедал Мне есть в Его воспоминание, который Он благословил, преломил и дал как память о Себе, Духом Святым становится Его Телом и в нём я вечно причащаюсь Жизни Христа. Этот хлеб я познаю как истинную пищу, это вино – как истинное питие: истинные, потому что дающие жизнь "всему человеку" во мне, и претворяющие сам мир в Таинство Христовой Жизни. В нём я знаю всё о Боге и о мире, вся жизнь возведена в Нём к Отцу и "Бог становится всем во всём".

> Тогда какие еще нужны слова, кроме слова благодарения? Из крещальной воды я введен в вечную Евхаристию, и она становится последним смыслом и радостью моей человеческой жизни.

www.messia.ru/r2/3/e05_170.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»