=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Символ веры: Единый Бог, Отец, Вседержитель, Творец...

В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: протоиерей Фома Хопко
(перевод с английского: прот. Андрей Трегубов).
Из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (часть I, гл. 2)
// Нью-Йорк: R.B.R, 1987.
(kolokola.net/category/pravoslavie/).

 
Серия "основы христианской веры".
 (примерно 1390 слов)
Предыдущие части книги:
Источники христианского учения   (1)   (2).
Символ веры. Вера

…ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ…

> Основой христианской Церкви является вера в Единого, Истинного и Живого Бога.

> Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. (Втор. 6.4-7)

> Эти слова из Закона Моисеева цитируются Христом как первая и самая главная из всех заповедей (см. Мк. 12.29-30).

> Единый Господь и Бог Израилев открыл людям тайну Своего имени:

> И сказал Моисей Богу: "…Они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве*). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование обо Мне из рода в род". (Исх. 3.13-15)

> Божье имя Ягве означает: «Я ЕСТЬ, КТО Я ЕСТЬ», или: «Я ЕСТЬ, ЧТО Я ЕСТЬ», или: «Я БУДУ ТЕМ, ЧЕМ Я БУДУ», или просто: «СУЩИЙ». Он есть Единственный Истинный и Живой Бог, Который верен Своим людям, открывает им Своё Божественное и Святое Слово и даёт им Своего Божественного и Святого Духа. В Библии Его называют «Адонай» («Господь»), а имя «Ягве» никогда не произносилось людьми из-за его страшной и внушающей трепет святости. Только первосвященник, и только раз в году, и только во Святая Святых Иерусалимского храма дерзал произнести это имя. Во всех остальных случаях к Нему обращались как ко «Всемогущему Господу», как «Всевышнему Богу», как «Господу Сил» (Саваоф).

> Писания и опыт святых Ветхого и Нового Завета учат, что Ягве обладает абсолютной Святостью, Он совершенно отличен и не похож ни на что существующее («святой» — буквально означает «совершенно отделённый», «иной»). И по православному библейскому учению, даже утверждение: «Бог существует» — должно сопровождаться пояснением, что Он настолько уникален и настолько совершенен, что Его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. В этом смысле Он — «превыше существования», «превыше бытия». И Единство Божье не есть отражение математического или философского понятия о единице, так же как и Его жизнь — Доброта, Премудрость, все Силы и Добродетели — не есть отражение даже самой великой идеи, какая только может возникнуть у человека.

> Однако, несмотря на несовместимость сущности Божьей ни с какими человеческими понятиями, Православная Церковь на основании живого опыта богообщения святых провозглашает: Бог несомненно существует, совершенно и абсолютно, будучи совершенной и абсолютной Жизнью, Добром, Истиной, Любовью, Премудростью, Знанием, Единством, Чистотой, Радостью, Простотой, — Совершенством и Сверхсовершенством всего того, что присуще человеку как святое, истинное и доброе. Именно так исповедует Его литургия св. Иоанна Златоуста: «Бог неизреченен, недоведом (т. е. недоступен познанию), невидим, непостижим, присно сый (т. е. всегда существовавший), такожде сый (т. е. всегда неизменный)».

> И это Его — Ягве Израиля — Иисус Христос называл Своим Отцом и учил людей тоже обращаться ко Всемогущему Господу, Богу Воинств как к Отцу. Раньше, молясь Богу, никто не дерзал употреблять интимное и сокровенное обращение «Отче», пока Христос не сказал: «Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех (т. е. сущий на небесах)…» Иисус Христос мог называть Бога «Отцом», ибо Он — единородный Сын Божий; христиане могут называть Бога «Отцом», ибо через Христа они получают Святого Духа и сами делаются детьми Божьими.

> Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от женщины, подчинился Закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Гал. 4.4-7)

> И теперь мы молимся во время Божественной Литургии:

> И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати:
 Отче наш, Иже еси на небесех…

> Размышляя над откровением Бога в жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь, и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.

> Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1 Ин. 4.7-10, 16)

> …Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим. 5.5)

> Будучи этой Любовью, наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:

> Благослови, душа моя, Господа, /.../ и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. (Пс. 102)

 

…ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ…

> В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить — здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустого: «приводить из небытия в бытие».

> Православное учение о творении говорит, что один Бог  — нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2 Петр 3.8), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.

> …Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… (Быт. 1.11, 20, 24)

> Всё Богом сотворённое: небеса, земля, растения, животные и сам человек — «добро зело» (т. е. совершенно, без изъяна) и предназначено жить Божественным «дыханием жизни», приобщаясь Его нетварному бытию (Быт. 1.30; 2.7). В православном христианстве не существует дуализма, что «дух» и «небеса» — добро, а «материя» и «земля» — зло. Бог любит всё Своё творение вечной любовью.

> Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды; положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля, да трепещут перед Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось. (Пс. 32)

> Бог Отец сотворил мир Своим Божественным Словом — «Он сказал,  — и сделалось», — и Своим Божественным Духом, Который «носился над водою» (Быт. 1.2). Уже здесь мы видим отражение образа Святой Троицы, потом в совершенстве явленного в Новом Завете, когда Слово Божье стало плотью и когда Дух Святой сошёл на учеников Христовых в день Пятидесятницы.

> Бог Отец всегда пребывает в сотворённом Им мире и Его всеприсутствие является одним из Божественных свойств. Поэтому в начале всякого богослужения православные молятся Святому Духу:

> Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняли (т. е. всюду находящийся и всё наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша.

> Даже и слова молитвы «Отче наш, сущий на небесах…» подтверждают вездесущность Бога: ибо где бы ни находился человек — на лице земли, в море или в воздухе — небеса окружают его присутствием Божьим, которое обнимает всех Своей заботой и защитой. Как апостол Павел провозгласил афинянам, что независимо от того, замечаем мы это или нет, «Он… недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17.27-29). Именно это всеприсутствие Божье в творении и наше собственное присутствие в Нём и для Него так прекрасно воспето в 138-м псалме:

> Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю  — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день; как тьма, так и свет.

* Ягве (или Яхве) — так по мнению совр. библеистов вероятно произносилось имя Божье YHWH (в древности в евр. яз. писались только согласные). С древних времен в иудаизме получил распространение запрет на произнесение этого имени — так была понята заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7). Его заменяли словом Адонай, Господь. Для напоминания об этом под буквами имени Божия ставили огласовку слова Адонай. Отсюда искаженное имя «Иегова», которое довольно долго употреблялось в библеистике. В синодальном переводе Библии (вслед за греческим переводом) YHWH чаще всего передается словом «Господь», а иногда — Иегова (в «Брюссельском» издании — Ягве). /См. [1], [2], [3], [4]. Прим. ред. рассылки/

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/a04_032.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»