=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 8 мая ст.ст., вт -- память ап. и евангелиста Иоанна;
на литургии читается: Деян.8:5-17#; Ин.6:27-33#.

 

Как ты говоришь, проблемы, которые возникают, когда молишься за дорогого человека, - не абстрактные и не философские, они зарождаются изнутри самой веры. По крайней мере, так у нас с тобой. Мы уже давным-давно согласились: если наши молитвы вообще услышаны, они услышаны еще при сотворении мира. Бог и Его действия внеположны времени. Связь между Богом и человеком <то возникает, то исчезает> не для Бога, а для человека. Если ход событий переделывается (как это предполагает само понятие молитвы) в связи со свободными молениями людей, эта переделка должна быть укоренена от начала в едином творческом акте. Бог слышит наши молитвы - не говори "услышал", иначе ты подчинишь Его времени - не только до того, как мы их произнесем, но даже до того, как Он сотворил нас самих.

Реальные проблемы - в другом. Верим ли мы, что подлинные причины - именно наши молитвы (или некоторые из них)? Ведь эти причины - не магические и, в отличие от заклинаний, на природу прямо не влияют. Может быть, они влияют на природу через Бога? Тогда получится, что они влияют на Бога. Но мы верим, что Бог беспристрастен. Всякая теология отвергнет мысль о возможности таких дел, где человек - причина, а Бог - следствие.

Бесполезно отвечать эмпирически, приводя примеры поразительных ответов на молитву (хотя мы с тобой знаем странные случаи). Нам ответят, и вполне разумно, что post hoc {=после этого} и propler hoc {=из-за этого} - вещи разные. То, о чём мы молимся, случилось бы всё равно, и наша молитва ни при чём. Если поступок ближнего удовлетворяет нашей просьбе, он не обязательно вызван ею. Человек делает то, о чём мы просим, но, возможно, сделал бы и без нас. Иные циники скажут, что никогда еще женщина не выходила замуж потому, что мужчина сделал ей предложение, она сама побуждает его к этому, ибо решила стать его женой.

В этих человеческих ситуациях мы верим (когда верим), что наша просьба - причина или одна из причин поступка, так как мы хорошо с человеком знакомы и представляем себе, каков он. Конечно, для установления причин мы не проводим научные опыты, контрольные эксперименты и прочее. Точно так же мы верим (когда верим), что связь между нашей молитвой и событием не простое совпадение, так как имеем определенное представление о том, каков Бог. Об этой связи говорит только вера. Никакие эмпирические <=основанные на опыте> доказательства здесь невозможны. <...>

Опять-таки, в самых личных отношениях с людьми мы почти всегда чувствуем, что причинно-следственными категориями происходящее не исчерпывается. <.....>

 

[ К.С.Льюис.ПИСЬМА МАЛЬКОЛЬМУ.
  В Собр. соч. в 8 т. Т. 8 - М., СПб., 2000; стр. 371-2 ]


=Рече Господь: "Вот ваше дело для Бога - верьте в Того, кого Он послал". (Ин.6:29)=

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»