=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

*  30 сентября ст.ст., вс - еванг. литургич чтение: Лк.6:31-36#.
{Неделя 16-я по Пятидесятнице; чтения 19-й нед.}*

> Христианское отношение к грешным и злым.

> «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»{Мф.5:45}. <...> Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут больше гордиться своей добротой и праведностью. Прежние законнические оценки доброго и злого не имеют силы. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»{Мф.21:31}. Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди фарисеев. Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей и блудниц, грешных и неправедных. Так колеблется человеческое понятие добра, которое казалось незыблемым и абсолютным. Церковь в истории пыталась обезвредить и обезопасить нравственный переворот, совершенный Евангелием, но невозможно было совсем скрыть, что мораль евангельская, мораль Христова не походит на мораль мира, на мораль человеческую. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень»{Ин.8:7}. Между тем как этика нашего мира, этика закона, этика фарисейская почитает нравственным долгом бросать в грешницу камень. И бросающий в грешницу камень, осуждающий ближнего как злого, почитает себя в этот момент праведным и действует по нравственному закону. Совершенно ясно, что подлинное христианство не допускает деления человека на два лагеря - «добрых» и «злых», «праведников» и «грешников». Все злые и грешные могут стать добрыми и праведными. Евангелие не хочет знать, что есть раса добрых, идущих в рай, и раса злых, идущих в ад. И праведники, фарисеи совсем не идут в рай. Всё безмерно сложнее. Церковь еще в первые века осудила резкое выделение святых, праведных, спасенных («Пастырь» Эрмы*, споры вокруг Ипполита, Каллиста, монтанизма). Для этики искупления и благодати не существует двух лагерей, не существует праведников закона, чистых. Ложно само искание гарантий спасения (Лютер, Кальвин, баптизм). Ложно сознание себя пребывающим в лагере спасенных и избранных. Идея ада <..> связана с этим разделением мира на лагерь добрых и на лагерь злых. Законнически-фарисейская мораль легко побеждает евангельскую, ибо ее легче исполнить и исполнением чувствовать себя оправданным. Эта законнически-фарисейская мораль побеждает и в христианском аскетизме, который так часто ведет к охлаждению сердца. Но благодатная евангельская мораль раскрывается в потрясениях жизни, в важных и значительных событиях, к которым закон неприменим.

> <.....> Закон, судящий грешников и злых, оказывается пригодным лишь для обыкновенных, обыденных случаев, пока сердц`а людей холодные и застывшие. Но для необыкновенных, катастрофических положений жизни, когда только и раскрывается глубина жизни, закон оказывается совершенно неприменимым и суд его ничтожным. Поэтому и суд над преступлениями обычно совершенно лишен нравственного значения. Настоящая жизнь лежит по ту сторону закона. Христианство открывает образ Божий в каждом человеке, даже злом и преступном. До христианства образ Божий открывался в герое или в царе. Христианство принесло с собою совершенно новую антропологию. Эта антропология парадоксальна. Парадокс уже лежит в самом отношении к греху. Все грешны, все в первородном грехе. И потому не суди, не осуждай ближнего. Христианство, и только христианство, требует милосердия к грешникам. И потому на почве христианской возникает жажда всеобщего спасения, т.е. реальной победы над злом, в противоположность жажде оттеснения злых в ад, сначала во времени, а потом и в вечности. Вот эта сторона христианства — неосуждение, милость к грешникам — не была достаточно вмещена христианством в истории. Из христианства выводили величайшие осуждения, какие только были в истории. В этом трагизм судьбы христианства. Христианство прежде всего очень повысило сознание бесконечной ценности всякой человеческой души, человеческой жизни, человеческой личности, а значит, и бесконечной ценности души, жизни и личности грешника и «злого». С душой, личностью, жизнью грешников совсем нельзя поступать, как со средством для осуществления «добра» и для торжества «добрых». «Злыми» Бог дорожит не меньше, чем «добрыми». Да и сами эти наименования ничтожны и лживы. Ибо «добрые» так часто бывают «злыми», «злые» же нередко бывают «добрыми». <.....> Идея трансцендентного эгоизма, исключительной заботы о спасении своей души, которую выводят из аскетической литературы, есть сатаническая идея, сатаническая карикатура на христианство. В действительности спасает душу свою лишь тот, кто согласен погубить ее во имя ближних, во имя братьев, во имя любви Христовой. Нельзя думать о спасении своей души, это есть ложное духовное состояние, небесный утилитаризм, думать можно только об осуществлении высших ценностей жизни, о Царстве Божьем для всех существ, не только для людей, но и для всего мира, т.е. думать о Боге, а не о себе. И никто не смеет чувствовать себя праведником, а других грешниками. <.....>

[ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (2.II.3)  
М.: Республика, 1993; стр. 106-8  
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html ]


* «Пастырь» — произведение, принадлежащее к раннехристианской
апокалипсической литературе. Возвещая о приближающемся втором
пришествии Христа, оно призывало вернуться к простоте и
незапятнанности нравов первоначального (евангельского)
христианства. Его автором считается по одной версии Герма (Ерма,
Ерм), христианский мученик (2-я пол. I — нач. II в.),
упоминаемый апостолом Павлом (Рим.16:14), Климентом
Александрийским, Оригеном, по другой — Гермия (Ермия),
раннехристианский писатель (сер. II в.), брат папы Пия I.


Реч`е Иисус:
"Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы.
Если вы л`юбите тех, кто любит вас, в чём тут ваша заслуга?
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, в чём тут ваша заслуга?
И грешники делают то же.
И если вы даете взаймы только тем, от кого надеетесь получить обратно,
в чём тут ваша заслуга?
И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить долг обратно.
А вы поступайте не так! Люб`ите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда: вы будете сынами Всевышнего,
который добр даже к неблагодарным и злым.
Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец". (Лк.6:31-36)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»