=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 9 августа ст.ст., пт -
литургические чтения: 2Кор.1:12-20 #; Мф.22:23-33 # * .
{Седмица 10-я по Пятидесятнице, Успенский пост, Попразднство Преображения}

> Ст.23<...> Известно, что <=саддукеи=> признавали авторитет только
> Писаний,  а  может быть, даже одного Пятикнижия. В Священном Писании
> нет ни одного места, где четко и недвусмысленно излагалось бы учение
> о   воскресении.   Есть  лишь  несколько  довольно  поздних  текстов
> послепленного   периода,   которые   к   тому  же  допускают  разные
> толкования.    В  лучшем  случае  здесь  еще  не твердое  убеждение,
> а    лишь    смутное   предчувствие   (Дан.12.2;   Ис.25.8;   26.19;
> Пс.16(15).8-11;  73.24-25;  Иов.19.25-27). Так говорилось в Писании:
> «Мы  умрем  и  будем  как вода, вылитая на землю, которую невозможно
> собрать» (2Цар.14.14). «Смерть есть окончательный конец, уничтожение
> человеческого  существования, и это не опровергается даже рассказами
> о  том,  что  некоторым  удалось  вернуться  к  жизни  после  смерти
> (3Цар.17.17-22;   4Цар.4.18-37).   Если   Енох   (Быт.5.24)  и  Илья
> (4Цар.2.11)  не  умерли, но были взяты живыми к Богу, это лишний раз
> свидетельствовало  о  силе смерти, разрушающей жизнь и об отсутствии
> надежды  за  ее  пределами».{} Человек после смерти ведет призрачное
> существование,   которое  нельзя  назвать  жизнью,  в некоем мрачном
> и   безнадежном   месте  под  названием  Ше`ол,  очень  напоминавшем
> греческий  А`ид.  Туда  попадали все люди – вне зависимости от того,
> какую  жизнь  они  вели  на  земле.  Это существование можно было бы
> назвать  богооставленностью.  В Пс.6.5(6) сказано: «Ибо в смерти нет
> памяти  о  Тебе:  во  гробе  кто  будет  славить Тебя?» Единственное
> бессмертие  для  человека,   как говорится  в Книге  Иисуса  Сираха,
> это  добрая слава (39.11; 41.16; 44.8) и продолжение себя в потомках
> (11.28;  46.11-12).  Лишь  в  более  позднее время, в так называемый
> междузаветный  период,  появляется вера в воскресение, обусловленная
> не  тем,  что  в  человеке  есть  нечто бессмертное, а Божьей силой,
> побеждающей  смерть. Но, как мы видим, она еще разделяется не всеми.
> Например,  только  что  процитированная книга Иисуса Сираха написана
> довольно  поздно,  во  II  веке  до  н.э.  К  I  веку  н.э. эта вера
> становится практически всеобщей, и не разделяли ее лишь саддукеи.

> Ст.24 – Вопрос, заданный саддукеями, был издевательским и имел целью
> высмеять  учение  Иисуса и, следовательно,  подорвать Его  авторитет
> в  глазах  толпы.   Как  известно,   в  Законе   Моисея   установлен
> так  называемый  левиратный{–  от лат. «л`евир» – «брат мужа»} брак:
> если  один брат умирает бездетным, его брат обязан жениться на вдове
> и  дети, рожденные в таком браке, считаются законными детьми первого
> брата.   Это  установление намного древнее Пятикнижия,  оно известно
> у  многих народов. Человеку нужны были законные наследники для того,
> чтобы  они  похоронили  его с соблюдением всех  необходимых  обрядов
> и    принесением    положенных  жертв  для умилостивления  его  духа
> (память  об  этом  сохраняется  и  в наши дни в поминальных обрядах,
> когда  родственники  приносят  на могилу пищу,  а также  в рассказах
> о  призраках,  так и не обретших покоя). Кроме того, благодаря таким
> бракам имущество закреплялось в одной семье.

> Целью  саддукеев  была  доказать,  что  Писание  не  только не знает
> воскресения,  но  прямо  и  ясно его отрицает. По их мнению, Моисей,
> предписав левиратный брак (Втор.25.5-10; Быт.38.8), тем самым отверг
> веру в воскресение.

> Ст.25-28 – Саддукеи рассказывают Иисусу историю, имеющую фольклорные
> черты:   женщина   по очереди   выходит  замуж  за семерых  братьев,
> но  ни  от  кого не имеет потомства.  Если  воскресение  существует,
> то  после  смерти  она  встретится  со  всеми своими мужьями и тогда
> встанет    вопрос,    чьей   женой  она  будет  в посмертном  бытии.
> Ответ,    с  точки   зрения   саддукеев,   может быть  единственным:
> вера   в воскресение   неизбежно  ведет  к признанию  многомужества,
> что не допускалось Законом и рассматривалось как грех разврата.

> Ст.29   –    Иисус   возражает   консерваторам  и  традиционалистам,
> знатокам  Пятикнижия,   что  они =заблуждаются=.  Его ответ  состоит
> из двух частей: саддукеи =не знают ни Писаний, ни Божьей силы=.

> Ст.30 –  В первой части ответа  (незнание силы Божьей) Иисус говорит
> о  том, +чт`о+ есть воскресение, какой будет новая жизнь и какой она
> не  будет.  Он показывает,  что их представления о воскресении грубы
> и материалистичны, они понимают его как оживление трупов, после чего
> жизнь  будет  продолжаться  в  том  самом  виде,  в каком  она  была
> до   смерти.   Но   жизнь  будущего  Века  будет  качественно  иной,
> преображенной: там не будет ни браков, ни деторождения. И здесь надо
> помнить  о  том,   что древние браки чрезвычайно  редко  заключались
> по   любви.   Главной  их  целью  было  продление  рода  и  рождение
> наследников,  которым  должно  было  остаться имущество после смерти
> отца.  Но в новой жизни нет смерти и, следовательно, нет наследства,
> нет  имущественных  интересов. Люди будут =подобны ангелам на небе=,
> что   означает   бессмертие  и  качественно  иную,  духовную  жизнь.
> Возможно,   Иисус  упоминает ангелов потому,  что саддукеи  отрицали
> их  существование.  Люди,  не  верящие  в  способность Бога победить
> смерть  и  даровать  жизнь  мертвым,  тем  самым  не  верят  в Божье
> могущество.  <...>

> <...>

> Ст.31  –  Во второй части ответа  (незнание Писаний)  Иисус говорит,
> что   воскресение +есть+   и   что  о нём  свидетельствуют  Писания.
> Саддукеи знают букву Писаний, но их смысл остается для них закрытым.
> Иисус цитирует отрывок из Пятикнижия (Исх.3.2-6), то есть апеллирует
> к   Закону   Моисея,  который  пользовался  у  саддукеев  наибольшим
> авторитетом.

> Ст.32    –    Выше   уже   говорилось,    что    смерть   понималась
> как  богооставленность,  но  Бог,  обращаясь к Моисею, называет себя
> Богом  его  предков  –   =Богом  Авраама,  Исаака и Иакова=,  людей,
> с  которыми  Он  заключал  договоры  (заветы).  Хотя  они  и  умерли
> несколько столетий тому назад,  Бог по-прежнему верен Своему  Завету
> с ними, и, следовательно, связь между ними и Богом не была разорвана
> их  смертью.  Для Бога они в каком-то смысле и сейчас живы или будут
> воскрешены   Им  в  будущем.  Конечно,  этот  текст  можно  было  бы
> интерпретировать  как  учение не о воскресении, а о бессмертии души,
> но  и  еврейская  дохристианская, и позднейшая христианская традиция
> говорит  о  телесном  воскресении,  без  которого невозможна полнота
> новой   жизни   (1Кор.15.35-50).   Итак,   сам   Моисей   в  Писании
> свидетельствует о воскресении и посмертном бытии.

[  В.Н.Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М., 2002; стр. 427-30  ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мк.12:18-27; Лк.20:27-40.

             ########################
        # # # См. тж. о ВОСКРЕСЕНИИ: # # #
      # в темат. указателе сайта "ХП":    # # # # # # #
      #         с. Христ.Просвещ./temy/v.htm#vskrsnie  ##
      # Александр Мень *Перевоплощение или воскресение?* #
      #         с. Христ.Просвещ./rasylka/002/175.htm#0  #
      # Александр Мень. *бессмертие и воскресение*       #
       #        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/525.htm#0 #
        # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # ##

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Ответил им Иисус:
"Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы.
Когда Бог воскрешает мертвых,
они уже не женятся и не выходят замуж.
Они подобны ангелам на небе.
А что касается воскресения мертвых,
разве вы не читали того, что сказал вам Бог?
Он сказал: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».
Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых".*
(Мф.22:29-32)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/22.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»