=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 15 ноября ст.ст., пт - {пам. прп. Паисия Величковского, †1794}
литургические чтения: 1Тим.4:4-8#,16#; Лк.16:15-18#;17:1-4#
{Седм. 24-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 26-й седм.; Начало Рождественского поста}

 
> <.....> Во многом святые являются прямым отрицанием мира, т.е. жизни
> народа,  к  которому они принадлежат. Идеализация русской жизни была
> бы   извращенным  выводом  из  сияния  ее  святости.  Даже  основное
> направление  русского  мирянского  благочестия  не совпадает с духом
> русской  святости.  Характеризуя  это  благочестие  по  историческим
> документам,  каноническим  и соборным памятникам, не можем не видеть
> огромного    преобладания     ритуализма.      Страх    осквернения,
> точное  соблюдение "субботы", т.е. церковного устава, сообщает порой
> иудействующий   или   наивно-детский   характер   древнему  русскому
> благочестию. <.....>

> Но  столетия  империи,   создавшие   если   не разрыв,   то  холодок
> между  иерархической  церковью  и  народной религиозностью, не убили
> святости.  Как ни странно это  может  показаться  на первый  взгляд,
> но  в  бюрократической  России,  западнической  по  своей  культуре,
> русская   святость     пробуждается     от  летаргии     XVII  века.
> Как  будто удушливая теплица бытового православия была для нее менее
> благоприятной   средой,    чем  холод  петербургских   зим.    Вдали
> от  покровительственных взоров власти, не замечаемая интеллигенцией,
> даже церковной иерархией,  духовная жизнь  теплится  и  в монастырях
> и  в  скитах  и  в  миру.  Русский монастырь последних  веков  далек
> от  своего  духовного  идеала.  К концу синодального периода упадок,
> иногда  в  очень  тяжелых  и  соблазительных  формах,    наблюдается
> в  огромном большинстве монастырей. Но в самых распущенных среди них
> найдется  иногда  лесной скиток или келья затворника, где не угасает
> молитва.  В  городах, среди мирян, не только в провинциальной глуши,
> но  и  в  столицах, среди шума и грохота цивилизации, проходят своим
> путем    юродивые,    блаженные,    странники,    чистые    сердцем,
> бессребренники,   подвижники  любви.  И народная любовь отмечает их.
> В  пустынь  к  старцу,   в хибарку к блаженному течет народное  горе
> в  жажде  чуда,  преображающего  убогую  жизнь.  В век просвещенного
> неверия  творится легенда древних веков. Не только легенда: творится
> живое  чудо.   Поразительно  богатсво  духовных  даров,   излучаемых
> св.  Серафимом.  К  нему  уже находит путь не одна темная, сермяжная
> Русь.   Преп.  Серафим  распечатал  синодальную печать,   положенную
> на  русскую  святость,   и один взошел на икону,   среди святителей,
> из  числа  новейших  подвижников.  <...>   Самое  явление   Серафима
> в  обстановке  XVIII и XIX века предполагает воскрешение мистической
> традиции,  заглохшей  уже в московской Руси. Действительно, в начале
> XVIII   века  старец  Паисий  Величковский,  преследуемый  полицией,
> подобно  раскольникам,  идет  за  рубеж,  в Румынию, и там обретает,
> вместе с рукописями Нила  Сорского,   живую  школу   умной  молитвы.
> Паисий    Величковский   становится   отцом   русского   старчества.
> Непосредственно  связанная  с  ним Оптина Пустынь и Саров - делаются
> двумя  центрами  духовной  жизни: два костра, у которых отогревается
> замерзшая   Россия.   "Откровенные   рассказы   странника"  является
> безымянным свидетельством практики умной молитвы в середине XIX века
> вне    монастырских    стен,   в   среде   странников   и   одиноких
> пустынножителей.

> Возрождение  духовной  жизни  в  России принесло не только оживление
> старого  опыта,  но  и  совершенно  новые  на Руси  формы  святости.
> Такими    следует   признать   старчество,   как   особый   институт
> преемственности  духовных  даров  и  служения миру;  духовную  жизнь
> в миру, в смысле монашеского делания, соединяемого с мирянским бытом
> и,  наконец,  священническую  святость,  питаемую мистическим опытом
> Евхаристии и духовничества.

[  Георгий Федотов. СВЯТЫЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ (16)  
www.krotov.info/library/f/fedotov/fedotsv15.htm  ]

 #==================================================
## ССЫЛКИ:                                         ####
#       к апост. чтению (1Тим.4:16):                  ####
#       *       Митр. Сурожский Антоний: самопознание   ####
#             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/265.htm#0      ####
#                                                             ####
#       к еванг. чтению:                                         ####
#       *       комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.11:12                     ##
#        (текст, похожий на Лк.16:16, но труднее и в др. контексте)  #
#                   с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm#s12  #
#       *       Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот  #
#                           с. Христ.Просвещ./rasylka/002/248.htm#0  #
#                                                                    #
#       о прп. Паисии Величковском:                                  #
#       *       сайт "Духовное наследие прп. Паисия Величковского"   #
#               http://paisius-niamets.orthodoxy.ru/                 #
#       *       Иларион Алфеев о нём (в кн. об имяславии)            #
#            www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/imyasla04.html#gl4_4 #
#       *       Василий Экземплярский. СТАРЧЕСТВО                    #
#               www.krotov.info/libr_min/ae/aekzemp.html             #
 ####################################################################

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал фарисеям:
"В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками,
но Бог знает ваши сердца.
То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.
Закон и Пророки были до Иоанна.
А с тех пор Царство Бога возвещается и всех побуждают войти в него.
Но скорее небо и земля исчезнут,
чем в Законе пропадет хоть одна только черточка.
Всякий, кто разводится с женой и женится на другой,
грешит, нарушая верность.
И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех". ...
А Своим ученикам Иисус сказал:
"Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху.
Но г`оре тому, кто причиной греха!
Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех
одного из этих простых и малых,
если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море!
Смотр`ите же, берегитесь!
Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.
И если семь раз на дню провинится перед тобой
и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости".*
(Лк.16:15-18; 17:1-4)

* * *
*Всё, что создано Богом, хорошо,
и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью. ...
Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
но упражняй себя в подлинном богопочитании.
Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
оно же полезно всегда,
потому что в нём обещание жизни и нынешней и будущей. ...
Следи за собой и за тем, чему учишь.
Крепко держись всего этого,
ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
(1Тим.4:4,7-8,16)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/28.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»