[предыдущий отрывок]
главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 11 12 13 14 15 16 17 18 | 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

11 Когда Иисус закончил наставление двенадцати Своих учеников, Он продолжил Свой путь, чтобы учить и проповедовать в других городах.

2 Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал своих учеников (3) спросить у Него: "Ты  — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?"

4 Иисус ответил им:

    — Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите:

5 слепые снова видят,
калеки ходят,
прокаженные очищаются,
глухие слышат,
мертвых воскрешают,
бедным возвещают Радостную Весть.

6 И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

7 Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

— Зачем вы ходили в пустыню?
   Посмотреть на тростник,
      как он под ветром колышется?
8 Так зачем вы ходили в пустыню?
   Думали увидеть человека в пышной одежде?
      Но люди в пышных одеждах живут во дворцах.
9 Кого же вы думали увидеть?
   Пророка?*

   Да, вы видели пророка,
      и, говорю вам, он больше, чем пророк,
10 Он тот, о ком сказано в Писании:

"Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
   который впереди Тебя проложит Тебе путь".

11 Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба, и его разоряют насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья, который должен вернуться. (15) У кого есть уши, пусть услышит!

16 С кем сравнить Мне людей нашего времени?
   Они похожи на детей, которые сидят на площади
      и одни кричат другим:
17 "Мы хотели играть с вами в свадьбу,
   а вы не плясали".
  — "А мы хотели играть в похороны,
   а вы не плакали".

18 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: "В нём бес!" (19) Пришел Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: "Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!" Но Божья мудрость своими делами оправдана.

20 Затем Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились от грехов:

21 — Горе тебе, Хоразин!
Горе тебе, Вифсаида!
Если бы в Тире и в Сидоне
   свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
они давно бы, в рубище и пепле,
   отвратились от грехов.
22 И потому, говорю вам,
   Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам!
23 И ты, Капернаум,
   думаешь, до небес тебя превознесут?
Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
   он бы стоял и поныне.
24 И потому, говорю вам,
   земле содомской будет легче в День Суда,
      чем тебе!

25 И сказал тогда Иисус:

— Отец, Владыка неба и земли!
Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
26 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
27 Мой Отец всё вверил Мне.
Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
28 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
29 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
30 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!

 

12 1 Однажды Иисус шел в субботу через поле. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть. (2) Фарисеи, увидев это, сказали Ему:

    — Смотри, Твои ученики делают то, чего нельзя делать в субботу!

3 — А разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали?   — спросил их Иисус. (4) — Что он вошел в дом Божий и ел жертвенный хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, а одним только священникам? (5) Или вы не читали в Законе Моисея, что по субботам священники в Храме нарушают субботу, но это не считается виной? (6) Говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм! (7) А если бы вы знали, что значат слова: "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений", вы бы не стали осуждать неповинных. (8) Ведь Сын человеческий  — господин над субботой.

9 Уйдя оттуда, Иисус пришел в синагогу. (10) Там был человек с сухой рукой.

    — Разрешено ли в субботу лечить?  — спросили у Иисуса. На самом же деле они искали, в чём Его обвинить.

11 — Найдется ли среди вас человек, который, имея одну-единственную овцу, не вытащит ее, если она в субботу упала в яму?  — ответил Иисус. — (12) А человек ведь много дороже овцы. Так что делать добро в субботу разрешается. — (13) Потом Он говорит тому человеку:  — Протяни руку. Тот протянул  — и рука стала здоровой.

14 А фарисеи ушли и стали думать вместе, как им погубить Иисуса.

15 Узнав об этом, Иисус оттуда ушел. За Ним пошло много народу. Он всех исцелил, (16) но велел им никому не говорить о Нём. (17) Всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка Исайи:

18 "Вот Служитель Мой, которого Я избрал,
   Возлюбленный Мой, отрада Моей души.
Ему Я дарую Мой Дух,
   и Он возвестит Мой Суд народам.

19 Не будет спорить Он, не будет кричать,
   речей на улицах произносить не будет,

20 не переломит надломленного тростника
   и фитиля курящегося не загасит,
   пока не приведет к победе справедливость.

21 И на имя Его будут уповать народы".

22 Потом к Иисусу привели одержимого бесами, он был слепым и глухонемым. Иисус исцелил его, и человек стал говорить и видеть. (23) Люди были вне себя от изумления.

    — Разве Он потомок Давида?  — спрашивали они.

24— Он не изгнал бы бесов без помощи Вельзевула, старшего над бесами,  — сказали, услышав это, фарисеи.

25 Иисус, зная, о чём они думают, сказал им:

— Всякое царство, если его раздирают распри, запустеет,
   и всякий город или дом, где есть распря,  не устоит.
26 И если Сатана изгоняет Сатану,
   значит, он в распре сам с собою.
      Разве устоит его царство?

27 Если Я изгоняю бесов силой Вельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши соплеменники? Поэтому пусть они будут вам судьями! (28) А если Я Духом Божьим изгоняю бесов, значит, Царство Бога уже пришло к вам.

29 Разве может кто войти в дом силача и разграбить его имущество, если прежде не свяжет силача? Только тогда он сможет разграбить его дом.

30 Кто не со Мной, тот против Меня.
Кто не собирает со Мной, тот расточает.
31 И поэтому Я говорю вам:
   все простятся людям грехи и кощунства,
   но кощунство на Дух не простится.
32 Если кто скажет хулу на Сына человеческого,
   будет прощен.
А кто скажет хулу на Дух Святой,
   не будет прощен ни в этом мире, ни в будущем.
33 Если дерево у вас будет хорошее,
   то и плоды будут хорошие.
Если дерево будет гнилое,
   то и плоды будут с гнилью.
Ведь деревья узнают по плодам.

34 Змеиное отродье! Как вы можете говорить доброе, будучи злыми?! Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце. (35) Добрый человек выносит доброе из хранилища добра, а злой человек выносит злое из хранилища зла. (36) Говорю вам, за всякое праздное слово ответят люди в День Суда. (37) Потому что словами своими будешь спасен и словами своими осужден.

38 Тогда несколько учителей Закона и фарисеев сказали Ему:

    — Учитель, мы хотим, чтобы Ты явил нам знак.

39 Иисус им ответил:

— Люди злого и безбожного поколения требуют знака,
   но не будет дано им знака,
      кроме знака пророка Ионы.
40 Как Иона пробыл в чреве морского чудища
   три дня и три ночи,
так и Сын человеческий пробудет в недрах земли
   три дня и три ночи.
41 Жители Ниневии встанут в День Суда
   с людьми этого поколения и обвинят его:
ведь они отвратились от грехов, услышав проповедь Ионы.
А здесь нечто большее, чем Иона!
42 Царица Юга встанет в День Суда
   с людьми этого поколения и обвинит их:
ведь она с другого конца света
   пришла послушать мудрость Соломона.
А здесь нечто большее, чем Соломон!

43 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне, ища себе пристанища, но не находит. (44) Тогда он говорит: "Вернусь-ка я в свой прежний дом". И, возвратившись, находит его незанятым, подметенным и прибранным. (45) И тогда отправляется он, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он, и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому становится еще хуже, чем было вначале. Так будет и с людьми этого негодного поколения!

46 Когда Иисус разговаривал с народом, Его мать и братья стояли перед домом: они хотели с Ним поговорить. (47) Какой-то человек сказал Ему:

    — Там на улице Твои мать и братья, хотят с Тобой поговорить.

48 — Кто Моя мать и кто Мои братья?   — ответил этому человеку Иисус и, (49) указав рукой на учеников, сказал:  — Вот Мои мать и братья. (50) Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

13 В тот день Иисус, выйдя из дому, пошел к морю и сел на берегу. (2) Вокруг Него собралось множество народу. Ему пришлось сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. (3) Иисус о многом говорил им в притчах:

— Вот вышел человек сеять.
4 И когда он сеял, часть зерен упала у дороги —
   прилетели птицы и склевали их.
5 Другие упали на каменистую почву,
      где земли было мало, — 
и тотчас проросли
      (они были неглубоко под землей),
6 а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
7 Другие упали среди колючек —
   колючки взошли и заглушили их.
8 А другие зёрна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
      шестидесятикратный и тридцатикратный.
9 У кого есть уши, пусть услышит!

10 Ученики, подойдя к Нему, спросили:

    — Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?

11 — Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано,  — ответил Он. —

12 У кого есть, тому Бог даст еще,
   и будет у него избыток,
а у кого нет,
   у того и то, что есть, отнимет.

13 Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят  — и не видят, слушают   — и не слышат и не понимают. (14) Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее:

"Ушами будете слушать  — и не поймете,
   глазами смотреть  — и не увидите.
15 Заплыло жиром сердце этого народа,
   туги они стали на ухо,
      и сомкнулись у них глаза.
А иначе глазами увидели бы,
   и ушами услышали бы,
      сердцем поняли бы.
И тогда ко Мне обратились бы,
   и Я бы их исцелил".

16 Вашим глазам посчастливилось  — они видят,
и ушам посчастливилось  — они слышат.

17 Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.

18 Итак, послушайте, что значит притча о сеятеле. (19) Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит Злодей и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зёрна, посеянные у дороги. (20) А посеянное на каменистой почве  — это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его. (21) Но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается. (22) Посеянное среди колючек  — это человек, слышащий слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным. (23) Посеянное же на доброй земле  — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.

24 Иисус рассказал им еще одну притчу:

— Чему подобно Царство небес? Представьте:
человек засеял отборным зерном свое поле.
25 Ночью пришел его враг, когда спали все,
   сорные травы посеял в пшенице и удалился.
26 Когда ж поднялись посевы и стал наливаться колос,
   сорняки показались.
27 Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали:
   "Господин наш,
      ты ведь отборным засеял зерном свое поле.
   Откуда взялись сорняки?"
28 — "Это дело рук врага",  — ответил хозяин.
Они говорят:
   "Хочешь, пойдем мы и выполем их?"
29 Он отвечает: "Не надо,
   иначе во время прополки
      вы вырвете с сорняками пшеницу.
30 Пусть и то, и другое растет до жатвы.
   А в жатву я прикажу жнецам:
      "Сперва соберите сорные травы,
      свяжите в вязанки и сожгите,
      а пшеницу свезите в закрома"".

31 Иисус рассказал им еще одну притчу:

— Чему подобно Царство Небес?
Представьте себе: вот горчичное зернышко,
человек его взял и посеял на поле.
32 Оно меньше всех семян на земле,
а потом, когда вырастет,  — 
станет больше огородных растений,
   станет как дерево,
и птицы к нему прилетят
   и в ветвях его будут вить гнёзда.

33 И еще одну притчу рассказал им Иисус:

— Чему подобно Царство Небес?
Представьте себе: вот горстка дрожжей,
женщина их взяла и положила
   в целых три пуда муки  — 
и поднялось всё тесто.

34 Всё это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний, (35) потому что должно было исполниться сказанное пророком:

"Я буду говорить с ними притчами,
Я расскажу им то, что было неведомо
   со дней сотворения мира".

36 Потом, отпустив народ, Иисус вернулся в дом. Ученики, подойдя к Нему, сказали:

    — Объясни нам притчу о сорняках в поле.

37 — Посеявший отборное зерно  — это Сын человеческий,  — ответил Иисус. (38) — Поле  — это мир, отборное зерно  — сыны Царства, сорняки  — люди Сатаны, (39) враг, их посеявший,  — дьявол. Жатва  — это конец мира, а жнецы  — ангелы. (40) Как собирают и сжигают в огне сорняки, так будет и в конце мира. (41) Сын человеческий пошлет Своих ангелов, они выберут из Его царства всех, кто толкал людей на грех, и всех, кто творил зло, (42) и бросят их в горящую печь. Там будет плач и зубовный скрежет.

43 А праведники будут сиять, словно солнце, в Царстве своего Отца. У кого есть уши, пусть услышит!

44 Чему подобно Царство Небес?
Вот представьте себе: нашел человек
   зарытое в поле сокровище,
снова его закопал
   и на радостях идет,
   всё продает, что имел  — 
и покупает то поле.

45 Чему еще подобно Царство Небес?
Вот представьте себе:
   ищет купец хороший жемчуг.
46 И вот он нашел бесценную жемчужину,
   пошел, продал всё, что имел  — 
      и купил ее.

47 Чему еще подобно Царство Небес?
Вот представьте себе:
   забросили рыбаки в море сеть
   и поймали рыб самых разных.
48 Когда сеть наполнилась рыбой,
   вытащив на берег сеть и усевшись,
   стали они рыб разбирать:
   хороших клали в корзины,
   а несъедобных отбрасывали.

49 Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших людей дурных (50) и бросят их в горящую печь, где будет плач и зубовный скрежет. (51) Всё ли вы поняли?

    — Да,   — отвечают они.

52 — Вот поэтому,   — сказал им Иисус,  — всякого учителя Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи, и старые.

53 После того как Иисус рассказал эти притчи, Он пошел дальше.

54 Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели поражались.

    — Откуда у Него такая мудрость и такая сила?  — говорили они. (55) — Разве Он не сын плотника? Разве Его мать зовут не Мариам, а братьев   — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? (56) И разве не все Его сестры живут здесь, у нас?

И потому они Его отвергли.

57 — Всюду пророк в почете, только не у себя на родине и не дома,  — сказал им Иисус.

58 И многих чудес Он там не совершил из-за их неверия.

 

14 1 В это время до тетрарха Ирода дошли слухи об Иисусе. (2) Он сказал своим придворным: "Это Иоанн Креститель. Он встал из мертвых, вот откуда у него сила творить чудеса". (3) Этот самый Ирод схватил Иоанна, заковал в цепи и бросил в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа, (4) потому что Иоанн говорил ему: "Нельзя тебе жить с нею". (5) Ирод бы его убил, но боялся народа, который считал Иоанна пророком.

6 В день рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед гостями и так понравилась Ироду, (7) что он клятвенно обещал ей дать всё, что она попросит. (8) Она, наученная матерью, говорит: "Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя".

9 Царь опечалился, но из-за клятвы, данной перед гостями, приказал исполнить ее просьбу (10) и послал палача, который обезглавил Иоанна в тюрьме. (11) Принесли на блюде голову и отдали девочке, а та отнесла матери. (12) Ученики Иоанна пришли, забрали тело и похоронили, а потом пошли и сообщили об этом Иисусу.

13 Иисус, узнав это, отправился оттуда один на лодке в пустынное место. Но люди об этом узнали, вышли из своих городов и двинулись за Ним пешком. (14) Иисус, выйдя на берег, увидел большую толпу. Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто был болен.

15 Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.

    — Место здесь пустынное,  — сказали они,  — а время уже позднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят себе поесть.

16 — Им незачем уходить,  — ответил Иисус.  — Накормите их вы.

17 — У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы,  — говорят они Ему.

18 — Принесите Мне их сюда,  — сказал Он.

19 Иисус велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил и дал хлеб ученикам, а ученики  — народу.

20 Все ели, насытились и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков. (21) А едоков было пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

22 Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.

23 Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. (24) А лодка была уже в нескольких милях от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. (25) На рассвете Иисус направился к ним  — Он шел по морю. (26) Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались.

    — Это призрак!  — закричали они в страхе.

27 — Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!  — тотчас заговорил с ними Иисус.

Тогда Петр обратился к Нему:

28 — Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде.

29 — Иди,  — сказал Он.

Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но, ощутив силу ветра, испугался и стал тонуть.

    — Спаси меня, Господь!  — закричал он.

31 Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:

      — Маловер, зачем ты усомнился?

32 Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики в лодке склонились ниц перед Иисусом.

    — Ты воистину Сын Бога!  — сказали они.

34 Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете. (35) Узнав Его, местные жители дали знать об этом всей округе и понесли к Нему всех больных. (36) Они просили Его разрешить им хотя бы прикоснуться к краю одежды. И все те, кто прикасались, выздоравливали.

 

15 В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя Закона.

2 — Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук перед едой...   — спрашивают они.

3 — А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания?  — возразил Он. — (4) Бог сказал: "Почитай отца и мать" и "Оскорбивший отца или мать карается смертью". (5) А вы говорите: "Если кто скажет отцу или матери: "Что ты мог бы иметь от меня  — то мой дар Богу", (6) ему уже не нужно почитать отца". Этим вы отменяете слово Бога ради вашего предания. (7) Лицемеры! Хорошо сказал о вас пророк Исайя:

8 "Этот народ чтит Меня устами,
   но сердце его далеко от Меня.

9 Тщетно их поклонение:
   они учат человеческим заповедям, как Моим".

10 Подозвав к себе народ, Иисус сказал:

    — Послушайте и постарайтесь понять. (11) Человека делает нечистым не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст.

12 Тогда ученики подошли к Нему и говорят:

    — Знаешь ли Ты, что Твои слова вызвали негодование у фарисеев?

13 — Всякий саженец, не Моим Небесным Отцом посаженный, будет вырван с корнем,  — ответил Он. (14) — Оставьте их! Это слепые поводыри слепых. А когда слепой ведет слепого, то оба угодят в яму.

15 — Объясни нам эту притчу,  — обратился к Нему Петр.

16 — Как, и вы такие же бестолковые? (17) Не понятно вам, что то, что входит в уста, идет в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место? (18) А нечистым делает человека то, что исходит из уст. (19) Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию. (20) Вот что делает человека нечистым. А есть неомытыми руками   — это не делает человека нечистым.

21 Оттуда Иисус направился в земли Тира и Сидона. (22) Пришла к Нему одна хананеянка, жительница тех мест.

    — Господь, Сын Давида!  — закричала она.  — Сжалься надо мной. Моя дочь одержима бесом и страшно мучится.

23 Но Он ни словом ей не ответил. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить:

    — Скажи ей, пусть уйдет! А то идет за нами и кричит.

24 — Я был послан только к потерянным овцам народа Израиля,  — сказал Иисус.

25 Но женщина, приблизившись, упала перед Ним ниц и сказала:

    — Господин мой, помоги мне!

26 — Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам,  — сказал Он.

27 — Да, Господин мой, но и собаки едят крошки, которые падают со стола хозяев,  — ответила она.

28 — Велика твоя вера, женщина,  — сказал ей тогда Иисус.  — Пусть будет тебе то, чего ты хочешь.

И в тот же миг дочь ее выздоровела.

29 Уйдя оттуда и продолжая Свой путь вдоль Галилейского моря, Иисус поднялся на гору и сел. (30) К Нему сошлись толпы народа с парализованными, слепыми, калеками, немыми и множеством других больных. Они привели их к Его ногам, Он исцелил их. (31) Весь народ дивился, видя, что немые говорят, калеки здоровы, парализованные ходят и слепые видят. И они прославляли Бога Израиля.

32 Иисус, подозвав учеников, сказал им:

    — Жаль Мне людей: вот уже три дня, как они при Мне, а есть им нечего. Я не хочу отпускать их голодными, как бы они не ослабели в дороге.

33 — Откуда нам здесь, в пустыне, взять столько хлеба, чтобы накормить такую толпу?  — говорят Ему ученики.

34 — Сколько у вас хлеба?  — спрашивает Он.

    — Семь хлебов и несколько рыбок,  — отвечают они.

35 Иисус, велев народу сесть на землю, (36) взял семь хлебов и рыбу, произнес благодарственную молитву, разломил и стал раздавать ученикам, а ученики   — народу. (37) И все ели, насытились и еще набрали семь полных корзин оставшихся кусков. (38) А едоков было четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

39 Отпустив народ, Иисус сел в лодку и отправился в окрестности Магадана.

16 1 К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи. Желая испытать Его, они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес. (2) Но Он ответил:

    — На закате вы говорите: "Будет хорошая погода  — небо красное". (3) А рано утром: "Сегодня будет буря  — небо багровое". Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду, а знаков наступающих времен различить не умеете? (4) Злое и безбожное поколение! Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!

И, покинув их, Иисус ушел.

5 Ученики приплыли к другому берегу. Оказалось, что они забыли взять с собой хлеба.

6 — Смотрите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!  — сказал им Иисус.

7 А они говорили между собой: "Мы не взяли хлеба".

8 Иисус, узнав об этом, сказал им:

    — Почему вы говорите, что у вас нет хлеба? Маловеры! (9) Ничего вы не понимаете? Не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек? Сколько корзин вы набрали? (10) А о семи хлебах на четыре тысячи? Сколько корзин вы набрали тогда? (11) Неужели вам не понятно, что не о хлебе Я говорил? Берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!

12 Тогда они поняли, что Он предостерегал их не от хлебной закваски, а от учения фарисеев и саддукеев.

13 Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников:

    — Кем считают люди Сына человеческого?

14 — Одни говорят, что Ты  — Иоанн Креститель, другие  — что Илья, а некоторые   — что Иеремия или один из пророков,  — ответили они.

15 — А вы кем считаете Меня?  — спрашивает их Он.

16 — Ты  — Помазанник, Сын Живого Бога,  — ответил Симон Петр.

17 — Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы,  — сказал Он,  — потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец. (18) Поэтому Я говорю тебе:

ты  — Скала,
   и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
   и даже силам преисподней ее не одолеть.
19 Я дам тебе ключи от Царства Небес,
   и то, что ты запретишь на земле,
      запретят на небесах,
   а что разрешишь на земле,
      разрешат на небесах.

20 А потом Он строго наказал ученикам никому не говорить о том, что Он  — Помазанник Божий.

 

21 С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам, что Он должен идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий от рук старейшин, старших священников и учителей Закона и что там Его убьют, но на третий день Он встанет из мертвых.

22 Петр, отведя Его в сторону, стал Ему перечить:

    — Упаси Боже, чтобы с Тобой такое случилось, Господь!

23 Но Иисус, обернувшись, сказал Петру:

    — Прочь с глаз, Сатана! Ты сбиваешь Меня с пути, ты думаешь не о Божьем, о людском!

24 Затем Иисус сказал Своим ученикам:

— Кто хочет следовать за Мной,
   пусть забудет о себе,
   пусть возьмет свой крест  — 
и тогда следует за Мной.
25 Кто хочет спасти свою жизнь,
   тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня,
   тот ее обретет.
26 Что пользы человеку, если он приобретет весь мир,
   а жизни своей повредит?
Разве не все отдал бы он,
   лишь бы вернуть себе жизнь?!
27 Потому что Сын человеческий
   придет в сиянии славы Отца Своего
      с Его ангелами
и воздаст каждому по делам его.

28 Говорю вам, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти, как уже увидят Сына человеческого, пришедшего на Царство.

 

17 1 Через шесть дней Иисус берет Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет их одних на высокую гору. (2) Вдруг Его облик изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала ослепительно белой. (3) И вот явились перед ними Моисей и Илья, они стали разговаривать с Ним.

4 Петр сказал Иисусу:

    — Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю здесь три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илье.

5 Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада! Его слушайте!"

6 Услышав голос, ученики упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал:

    — Вставайте, не бойтесь!

8 Подняв глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели. (9) Когда они спускались с горы, Иисус наказал им:

    — Никому не говорите о том, что вы видели, пока Сын человеческий не встанет из мертвых.

10 — А почему учителя Закона говорят, что сначала должен прийти Илья?   — спросили Его ученики.

11 — Илья действительно должен прийти первым и всё подготовить,  — ответил Он. — (12) Говорю вам, Илья уже пришел, но его не узнали и поступили с ним, как им хотелось. Так и Сыну человеческому предстоит перенести от их рук много страданий.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они вернулись к толпе, к Нему приблизился человек и, упав перед Ним на колени, (15) сказал:

    — Господин мой, сжалься над моим сыном! У него падучая, он ужасно мучается: то в огонь часто падает, то в воду. (16) Я привел его к Твоим ученикам, но они не смогли его вылечить.

17 — О люди, неверующие и развращенные!  — сказал Иисус.  — Долго ли Мне еще с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его сюда ко Мне!

18 Иисус приказал бесу выйти, и бес вышел, а мальчик в тот же миг выздоровел. (19) Когда ученики остались с Иисусом одни, они подошли к Нему и спросили:

    — Почему мы не смогли его изгнать?

20 — Потому что у вас мало веры,  — ответил Он.  — Говорю вам, если бы у вас была вера хоть с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: "Передвинься оттуда сюда", она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего невозможного. [21]

22 Когда они возвращались в Галилею, Иисус сказал им:

    — Сына человеческого скоро предадут в руки людей (23) и убьют, но на третий день Бог поднимет Его из мертвых.

Они сильно опечалились.

24 Когда они пришли в Капернаум, к Петру подошли сборщики храмовой подати в две драхмы.

    — Ваш учитель платит подать, не так ли?  — спросили они.

25 — Да,  — ответил он.

Когда Петр вошел в дом, Иисус заговорил первым.

    — Симон, как ты думаешь?  — спросил Он.  — С кого земные цари взимают подати и сборы? Со своих или с чужеземцев?

26 — С чужеземцев,   — ответил Петр.

27 — Тогда свои свободны,  — сказал Иисус.   — Но не будем смущать их. Ступай к морю, закинь удочку и возьми первую рыбу, которая попадется на крючок, открой ей рот, и там ты найдешь монету в четыре драхмы. Возьми ее и отдай им за нас обоих.

 

18 В это время пришли к Иисусу ученики.

    — Кто больше всех в Царстве Небес?  — спросили они.

2 Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними (3) и сказал:

— Верно вам говорю,
   пока не изменитесь
   и не станете такими, как дети,
не войдете в Царство Небес.
4 Кто умалит себя и станет таким,
   как этот ребенок,
тот больше всех в Царстве Небес.
5 И кто примет одного такого ребенка ради Меня,
   тот Меня примет.
6 А для того человека, кто толкает на грех
   хотя б одного из этих людей —
   простых и малых, верящих в Меня, —
   было бы лучше,
   если бы мельничный жернов на шею ему повесили
   и бросили в пучину морскую!
7 Горе миру, здесь неизбежно много такого,
   что приводит к греху!
Но горе тому человеку, кто стал* причиной греха!
8 Если рука твоя или нога тебя вводит в грех,
   отруби ее и отбрось!
Лучше тебе войти в Жизнь одноруким или хромым,
   чем с обеими руками и обеими ногами
      быть брошенным в вечный огонь.
9 Если твой глаз тебя вводит в грех,
   вырви его и отбрось!
Лучше тебе одноглазым войти в Жизнь,
   чем с обоими глазами
      быть брошенным в адский огонь.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из простых и малых. Верно вам говорю, их ангелы всегда стоят рядом с Моим Небесным Отцом. [11]

12 Как вы считаете? Если есть у человека сто овец и одна из них заблудилась, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет искать заблудившуюся? (13) А когда найдет, верно вам говорю, будет радоваться ей больше, чем девяноста девяти незаблудившимся.

14 Так и ваш Небесный Отец: Он не хочет, чтобы погиб хоть один из самых малых.

15 Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. (16) А если не послушается, возьми с собой еще одного или двух человек, потому что "всякое дело должно разбираться при двух или трех свидетелях". (17) Если и их не послушается, скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя всё равно что язычник или сборщик податей.

18 Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе, и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. (19) И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, (20) потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я.

21 Тогда подошел к Нему Петр и спросил:

    — Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?

22 — Нет, не семь, а семьдесят раз по семь,  — отвечает ему Иисус. — (23) Ведь Царство Небес вот с чем можно сравнить. Вот представьте себе: некий царь решил потребовать отчета от своих слуг. (24) Когда начались денежные расчеты, к нему привели одного человека, который был должен ему много миллионов серебряных монет. (25) Так как вернуть эти деньги он не мог, то господин приказал продать в рабство для уплаты долга и его самого, и его жену, и детей, и все имущество. (26) Слуга, простершись перед ним ниц, говорил: "Потерпи с моим долгом! Я всё тебе верну!" (27) Господин сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг. (28) Слуга, уйдя, встретил одного из своих собратьев, который был должен ему всего-навсего сто серебряных монет. Он схватил его за горло и стал душить, приговаривая: "Верни мне долг!" (29) Тот, упав на колени, молил его: "Потерпи, я верну!" (30) Но он не согласился, а бросил его в тюрьму  — до тех пор, пока не вернет долг. (31) Другие слуги, увидев это, были вне себя, они пошли и доложили обо всём, что произошло, своему господину. (32) Тогда господин, призвав его, говорит: "Негодный раб! Ты просил меня, и я простил тебе весь твой долг. (33) Разве не должен был и ты проявить милосердие к собрату, как я проявил к тебе?" (34) И разгневанный господин велел пытать его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг.

35 Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца.

[дальше]


11.2 своих учеников — в некоторых рукописях: "двух своих учеников".

11.3 Тот, кто должен прийти — т.е. Помазанник, так как это один из мессианских титулов. Вероятно, Иоанн, будучи пророком гнева, ожидал от Мессии иных действий, чем те, что совершал Иисус.

11.5 бедным возвещают — хотя греческий глагол "эвангел`идзомай" может быть понят как медиальный ("бедные возвещают"), в данном контексте предпочтительнее понимать его как глагол пассивный (ср. Ис 61.1). Бедные — см. прим. к 5.3. Всё, что совершает Иисус, является исполнением пророческих слов Исайи, говорившего о том, каким будет мессианский век.

11.7 тростник — символ слабости и бессилия. Но Иоанн таким не был.

11.9 В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк — это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель. Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью его вести, которую Бог поручил ему нести людям.

*11:9 Это слово отсутствует в издании "Радостной Вести" (авторской версии пер. В.Н. Кузнецовой), но по всей видимости, это опечатка. (Прим. редактора сайта "ХП".)

11.11 во всём роде человеческом — дословно: "среди рожденных женщинами"; это еврейское выражение, означающее: "среди смертных людей" (ср. Гал 4.4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника. Кто всех меньше — вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство, больше Иоанна. Но возможно также понимание, что Иисус говорит о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20.28; Флп 2.7), но Он больше Иоанна.

11.12 Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований: если глагол "би`адзетай" стоит в пассивном залоге, он может означать, что "с Царством ведется ожесточенная борьба", так как против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный, то смысл будет следующим: "Царство стремительно прокладывает себе путь" или "Царства добиваются всеми силами". Насильники (греч. биаст`ай) — перевод этого слова зависит от того, как был понят глагол "биадзетай": а) Ирод и его приспешники; б) злые духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.

11.13 пророки и Закон — см. прим. к 5.17.

11.14 Люди верили, что, во исполнение пророчества Малахии, перед приходом Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому народ.

11.15 уши — в некоторых рукописях: "уши, чтобы слышать".

11.17 играть... в свадьбу — дословно: "играть на свирели", т.е. играть веселые свадебные напевы. Играть в похороны — дословно: "петь погребальные песнопения".

11.18-19 Люди легкомысленны и переменчивы, как дети, им ничем не угодить: они отвергли Иоанна из-за его аскетизма, а Иисуса — из-за того, что Он не был аскетом.

11.19 Сын человеческий — см. прим. к 8.20. О сборщиках податей и грешниках см. прим. к 5.46.

11.21 Хоразин и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума. Тир и Сидон — ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище и пепле — в знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.

11.23 И ты, Капернаум... — жителям этого города не надо рассчитывать на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается, его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом — см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды, еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть Бога о прощении грешников.

11.25 простым и малым — буквально: "детям", т.е. тем, кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.), и стали Его учениками. Мудрые и разумные — это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14 и 1Кор 1.19).

11.28 Я дам вам отдых — субботний отдых, предписанный Законом Моисея, понимался как предварение вечного отдохновения в мессианском Царстве (см. Евр 3.11; 4.1-11; Откр 14.13).

11.29 Ярмо надевалось на шею рабочему скоту; в переносном же значении оно является символом покорности и тяжелого труда. Но у евреев также широко употреблялись выражения: "надеть на себя ярмо заповедей, ярмо Закона, ярмо Царства, ярмо мудрости". В отличие от Закона Моисея ярмо "нового закона" Христа легко (Рим 13.9).

12.1 Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть зерна (см. Втор 23.25).

12.2 Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.

12.4 жертвенный хлеб — согласно Лев 24.5-7, каждую субботу первосвященник клал на алтарь двенадцать хлебов в знак благодарности Богу за Его милость к Израилю, а старые хлебы снимал. Во времена Давида их можно было есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже их разрешалось есть только священникам.

12.5 нарушают субботу — так как они совершали жертвоприношения, но Храм считался важнее субботы, а законы, касающиеся храмового богослужения, — важнее законов о субботнем покое.

12.6 нечто большее, чем Храм — т.е. приход Сына человеческого. В некоторых рукописях: "Тот, кто больше Храма".

12.10 с сухой рукой — т.е. с парализованной. В субботу запрещалось лечение, кроме случаев, требовавших оказания срочной помощи.

12.23 потомок Давида — см. прим. к 9.27. В некоторых рукописях: "Помазанник, потомок Давида".

12.27 ваши соплеменники — дословно: "ваши сыновья". Иосиф Флавий утверждает, что родоначальником экзорцистов был Соломон, передавший следующим поколениям особые способы изгнания бесов, когда те, будучи изгнаны, уже не смогут вернуться назад. Еврейские экзорцисты изгоняли бесов, взывая к Богу.

12.30 Кто не со Мной, тот против Меня — здесь речь идет о врагах Иисуса, с которыми Он вел спор. Ср. противоположное высказывание, произнесенное при других обстоятельствах: "Кто не против нас, тот за нас" (Мк 9.40).

12.32 Евреи делили мироздание и историю на два века, или мира. Под будущим миром понимается Царство Бога.

12.33 Возможен иной перевод: "Либо признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, либо дерево — плохим и плоды его — плохими".

12.34 сердце — см. прим. к 9.5.

12.39 безбожного — буквально: "неверного, прелюбодейного". В ВЗ отношения между Богом и Израилем сравнивались с отношениями супругов; Израиль часто изображался неверной женой, изменявшей Ему с богами других стран (см. Ос 3.1).

12.39-40 Ср. Лк 11.30, где под знаком Ионы понимается его проповедь.

12.41 Ниневия во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской империи, злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители ее, услышав его проповедь, могли раскаяться и спастись. Нечто большее — в некоторых рукописях: "Некто больший".

12.42 Царица Юга — в 3Цар 10.1-10 рассказывается о посещении Соломона царицей Савской. Сава, или Шева, вероятно, страна в южной Аравии. Нечто большее — в некоторых рукописях: "Некто больший".

13.4-8 По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевалось, а лишь потом вспахивалось.

13.8 стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный — это невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай сам-семь, а богатым считался сам-десять. Ср. Мк 4.8, где другой порядок.

12.47 В ряде рукописей этот стих отсутствует.

13.3 в притчах  — см. прим. к 13.13.

13.4-8 По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевалось, а лишь потом вспахивалось.

13.8 стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный — это невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай семикратный, а десятикратный считался богатым. <[в редакции РБО, 2006]> Ср. Мк 4.8, где другой порядок.

13.11 тайны Царства — т.е. Божьи замыслы, известные только Ему одному. Иисус, будучи Помазанником Божьим, открывает тем, кто поверил Ему, тайну — скорое наступление Царства Бога.

13.13 иносказаниями  — дословно: "в притчах". В еврейской традиции притчей назывался не только краткий рассказ с нравоучением, но и пословица, поговорка, загадка, крылатое слово, мудрое речение, аллегория (см., напр., Книгу Притчей Соломона).

13.19 слово — т.е. Радостная Весть. Злодей — т.е. Сатана (см. 5.37; 6.13).

13.25 Сюжет притчи, вероятно, взят из жизни, т.к. в римском законодательстве существовало наказание за посев сорняков на чужом поле (см. также J. Jeremias, The Parables of Jesus, p. 224).

13.31-33 горчичное зернышко ... как дерево — хотя горчица в Палестине иногда достигает высоты более чем в три метра, это, конечно, не дерево и птицы там не гнездятся. Это поэтическая гипербола, призванная поразить воображение слушателей контрастом между малостью того, что было в начале (горчичное зернышко означало "нечто самое малое"; ср. русское "с маково зернышко"), и огромностью того, что стало в конце. Тот же гиперболический контраст и в притче о закваске, где горстка закваски, или дрожжей, превращает в тесто огромное количество муки (ведь в жизни практически никто не печет столько хлеба! Его хватило бы для 160 человек). <Отред. с учетом РБО, 2006>

13.45 Жемчуг в древности чрезвычайно высоко ценился (см. также прим. к 7.6).

13.48 Несъедобная рыба шла на удобрение.

13.52 учитель Закона — см. прим. к 2.4. Вероятно, евангелист имеет в виду христианских учителей, появившихся в Церкви.

13.54 в Свой родной город — имеется в виду в Назарет.

13.55 Слово плотник в Палестине было общим обозначением ряда профессий, вероятнее всего, это строитель. В Евангелииях используются две формы имени: Мария и Мариам. Братьев — по мнению Епифания, основывавшегося на древних преданиях и апокрифах, это были сводные братья, сыновья Иосифа от первого брака; по мнению Иеронима — двоюродные, сыновья сестры Девы Марии, возможно матери Иакова и Иоанна; по мнению Тертуллиана и Гельвидия — родные братья Иисуса. Иосиф — в некоторых рукописях: "Иосет" или "Иоанн".

14.1 Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель "четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима. Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.

14.3 Иродиада  — дочь Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны I, племянница Ирода Антипы. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх Филипп, сын Ирода и Клеопатры Иерусалимской, был женат на Саломее, а не на ее матери Иродиаде. Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого (от Мариамны II), тоже Ирод — у него могло быть второе имя Филипп. Известно, что Иродиада покинула мужа сама, в то время как по еврейскому закону право на развод имел только муж. Иосиф Флавий сообщает, что аравийский царь Арета, отец первой жены Ирода Антипы, с которой он развелся, чтобы жениться на Иродиаде, разгневавшись, начал против него войну и разгромил его армию, и в этом поражении люди видели Божье наказание за убийство Иоанна.

14.4 Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (Лев 18.16; 20.21).

14.17 хлебы — круглые плоские лепешки наподобие лаваша.

14.19 подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения (буквально: "благословил") — перед началом еды евреи всегда произносили благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: "Благословен Ты, Господь, Царь вселенной", а затем хозяин разламывал хлеб и раздавал его остальным. Иисус поступает так же, но, если обычно читали молитву, глядя на хлеб, Иисус поднимает глаза к небу. Возможно, в Эммаусе ученики узнали Иисуса по этой характерной черте (Лк 24.30-31).

14.24 в нескольких милях от берега — в самом широком месте озеро достигало одиннадцати, а в длину девятнадцати километров. В некоторых рукописях: "посреди моря".

14.25 На рассвете — дословно: "В четвертую стражу", т.е. в период времени между 3 и 6 часами утра. Римляне делили время с 6 часов утра до 6 часов вечера на четыре равных промежутка, которые назывались стражами.

14.34 Геннисарет — от евр. Геннис`ар; так называется плодородная долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок с таким же названием.

15.2 Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного прикосновения к какой-либо скверне.

15.4 сказал — в некоторых рукописях: "заповедал".

15.5 дар Богу — посвятив вещь или имущество Богу, люди потом уже не имели права пользоваться ими, даже для нужд их родителей.

15.6 отца — в некоторых рукописях: "отца и мать". Слово Бога — в некоторых рукописях: "закон Бога" или "заповедь Бога".

15.8 сердце — см. прим. к 9.5.

15.22 хананеянка — эта женщина была язычницей. Сын Давида — см. прим. к 9.27.

15.26 Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне (см. Ис 1.2; Иер 31.9; Ос 11.1; Рим 9.4). Собаки — жители Израиля называли язычников собаками, что считалось страшным оскорблением.

15.30 парализованных  — греческое слово "холос" значит и "парализованный", и "хромой", и "одноногий".

15.33 в пустыне — пустыней называется безлюдное место.

15.34 хлебы — см. прим. к 14.17.

15.39 Магадан — его местонахождение не установлено. В рукописях много разночтений: Магедан, Магдала, Магдал и т.д.

16.1 фарисеи и саддукеи — см. прим. к 3.7.

16.2-3 Эти слова Иисуса отсутствуют в ряде древних рукописей.

16.5 к другому берегу — т.е. к восточному берегу.

16.6 В НЗ и в раввинистической литературе закваска обозначает злое начало в человеке (ср. 1Кор 5.6; Гал 5.9). Лука определяет закваску фарисеев как лицемерие (12.1).

16.7 Возможно иное понимание: "А они говорили между собой: "[Он говорит это] потому, что у нас нет хлеба".

16.13 Кесария называлась Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока Иордана, на склонах горы Гермон. Сына человеческого — см. прим. к 8.20. В некоторых рукописях: "Меня, Сына человеческого".

16.14 Люди верили, что во исполнение пророчества Малахии (Мал 4.5) перед приходом Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому народ. Другие же предполагали, что вернутся такие древние пророки, как Иеремия, Исайя и др.

16.16 Помазанник — см. прим. к 1.16. Бог назван Живым, в отличие от языческих идолов, которые были неживыми, так как были сделаны человеческими руками.

16.17 люди — дословно: "плоть и кровь", так в Библии часто называется человечество, люди (ср. Гал 1.16).

16.18 Скала — см. прим. к 4.18. Словом Церковь переводится греческое слово "экклес`ия", которое значит "собрание". В НЗ всегда в значении как местной общины верующих, так и всего собрания народа Божьего, но так никогда не называется помещение, в котором собираются христиане. Силам преисподней — дословно: "вратам ада".

16.19 запретишь... разрешишь — существуют два основных понимания слов "запрещать" и "разрешать": 1) отменять старые и устанавливать новые правила; 2) осуждать и прощать.

16.20 Он  — Помазанник Божий — в некоторых рукописях: "Он — Иисус Христос". См. прим. к 1.16.

16.21 Старейшины, старшие священники и учителя Закона — т.е. члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины  — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие священники (буквально: "первосвященники) — в строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, иногда это слово употреблялось в еще более широком значении и так назывались члены их семей и старшие священники, возглавлявшие дневные и недельные смены. Учителя Закона — см. прим. к 2.4. В смерти Иисуса повинен не народ, а религиозные вожди.

16.23 Сатана — см. прим. к 4.11. Петр, пытаясь убедить Иисуса отказаться от пути страданий, невольно становится на сторону Сатаны и исполняет его волю.

16.24 пусть забудет о себе — дословно: "пусть откажется от самого себя", т.е. откажется от эгоизма и эгоцентризма. Возьмет свой крест — см. прим. к 10.38.

16.25-26 В греческом тексте вместо слова жизнь всюду стоит "душа". См. прим. к 6.25.

17.1 на высокую гору — это место встречи с Богом (ср. Синай). Традиционно считается, что это гора Фавор (евр. Таб`ор), но она, во-первых, невысока (600 метров), а во-вторых, на ее вершине располагалась военная крепость. Более вероятно, что это гора Гермон (2700 метров), она в двадцати километрах от Кесарии Филипповой. Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие произошло на горе, поскольку гора символизирует место встречи с Богом, в данном случае она являет собой как бы новый Синай.

17.2 Белая одежда символизирует Божью славу.

17.3 Моисей и Илья — вероятно, они воплощают собой Священное Писание, которое часто так и именовалось: Закон и Пророки. Моисей — законодатель, Илья же — представитель пророков. Кроме того, по народным представлениям, они оба были взяты живыми на небо.

17.4 как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило во время праздника Суккот (т.е. шалашей, или кущей), когда люди должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. Я сделаю — в некоторых рукописях: "мы сделаем".

17.5 облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия.

17.10-12 Согласно верованиям того времени, Илья должен прийти, чтобы явить Помазанника народу Израиля.

17.15 Вероятно, мальчик был болен эпилепсией.

17.16 О маловерии учеников говорится также в 14.16-17,26-31; 15.16,23,33; 16.5-7,22; 17.4.

17.17 Ср. Втор 32.5; Деян 2.40; Флп 2.15. Эти слова обращены не только к ученикам, но и ко всей толпе.

17.20 мало веры — в некоторых рукописях: "нет веры".

17.(21) В ряде позднейших рукописей есть ст. 21: "Такого рода бесов можно изгнать только молитвой и постом".

17.22 возвращались в Галилею — в некоторых рукописях: "находились в Галилее".

17.24 храмовая подать — специальный налог на содержание Храма в две драхмы, или полшекеля, что приблизительно составляло плату за два рабочих дня, платился раз в год всеми взрослыми евреями мужского пола, жившими как в Палестине, так и за ее пределами.

17.25 Со своих или с чужеземцев? — возможно иное понимание: "С сыновей или с посторонних?"

17.27 монету в четыре драхмы — буквально: "один стат`ер", это греческая монета достоинством в четыре драхмы.

18.2-5 Последователи Иисуса, вместо того чтобы утверждать свое первенство, должны добровольно уподобиться детям, которые в древности не обладали никакими правами и не владели собственностью (ср. также "бедные", прим. к 5.3). Ребенок становится символом истинного христианина, не потому что он свят и невинен, а потому что не ставит себя выше других.

18.5 ради Меня — дословно: "во имя Мое".

18.6 простых и малых — буквально: "малых". Вероятно, имеются в виду не дети, о которых шла речь выше, а ученики Иисуса (см. также прим. к 11.25). Мельничный жернов — т.е. жернов, который приводился в движение ослом; он был очень большим и неподъемным — так велик и грех человека, помешавшего другим поверить. Евреи боялись моря, поэтому смерть через утопление казалась им особенно ужасной. Но лучше такая смерть, потому что она губит только тело, чем Божий приговор (ср. 10.28).

*18:7 Слово отсутствует в издании "Радостной Вести" (авторской версии пер. В.Н. Кузнецовой), но по всей видимости, это опечатка. (Прим. редактора сайта "ХП".)

18.9 войти в Жизнь — т.е. обрести спасение и вечную жизнь; здесь то же, что "Царство Бога". В адский огонь — дословно: "в геенну огня"; см. прим. к 5.22.

18.10 их ангелы — евреи верили, что у людей есть ангелы-хранители, имевшие ту же внешность, что и люди, которых они охраняли (см. Деян 12.15; ср. Быт 48.16). Стоят рядом — т.е. у них всегда есть доступ к Богу и они могут обратиться к Нему с просьбами.

18.(11) В некоторых рукописях имеются слова: "Ведь Сын человеческий пришел спасти то, что пропало" и "Ведь Сын человеческий пришел разыскать и спасти то, что пропало".

18.14 ваш Небесный Отец — в рукописях разночтения: "наш Небесный Отец", "Мой Небесный Отец".

18.15 Слово брат употребляется в широком смысле; здесь "брат во Христе", т.е. христианин.

18.17 сборщик податей — см. прим. к 5.46.

18.20 Ср. слова из Пирке Авот 3.3: "Когда двое сидят и есть между ними слова Торы, то Шехин`а (т.е. Божья Слава) пребывает с ними".

18.22 семьдесят раз по семь — возможен иной перевод: "семьдесят семь раз". Вне зависимости от перевода смысл ответа в том, что последователи Иисуса никогда не должны переставать прощать.

18.24 много миллионов серебряных монет — дословно: "десять тысяч талантов". Это сумма фантастическая по размеру, равнявшаяся примерно 260 тоннам золота, и никто не смог бы ее уплатить.

18.26 говорил — в некоторых рукописях: "говорил: "Господин"".

11.2-19 Лк 7.18-35   11.5 Ис 35.5-6; 61.1   11.10 Мал 3.1   11.12-13 Лк 16.16   11.14 Мал 4.5; Мф 17.10-13; Мк 9.11-13   11.20-24 Лк 10.13-15  
11.21
Ис 23.1-18; Иез 26.1–28.26; Иоиль 3.4-8; Ам 1.9-10; Зах 9.2-4   11.23 Быт 19.24-28; Ис 14.13-15   11.24 Мф 10.15   11.25-27 Лк 10.21-22  
11.27 Ин 1.18; 3.35; 10.15   11.29 Иер 6.16  
12.1-8
Мк 2.23-28; Лк 6.1-5   12.1 Втор 23.25   12.3-4 1Цар 21.1-6   12.4 Лев 24.9   12.5 Числ 28.9-10   12.7 Мф 9.13; Ос 6.6  
12.9-14
Мк 3.1-6; Лк 6.6-11   12.11 Лк 14.5   12.18-21 Ис 42.1-4   12.18 Мф 3.17; 17.5; Лк 3.22; 9.35   12.24-32 Мк 3.22-30; Лк 11.15-23  
12.24 Мф 9.34   12.30 Мк 9.40; Лк 11.23   12.32 Мк 3.22-30; Лк 12.10   12.33-35 Лк 6.43-45   12.33 Мф 7.20   12.34 Мф 3.7; 15.18; 23.33; Лк 3.7  
12.38-42 Лк 11.29-32   12.38-39 Мк 8.11-12   12.38 Мф 16.1; Лк 11.16   12.39 Мф 16.4   12.40 Ион 2.1   12.41 Ион 3.5  
13.10-13
Мк 4.10-12; Лк 8.9-10   13.12 Мф 25.29; Мк 4.25; Лк 8.18; 19.26   13.14-15 Ис 6.9-10   13.16-17 Лк 10.23-24  
13.18-23
Мк 4.13-20; Лк 8.11-15   13.31-32 Мк 4.30-32; Лк 13.18-19   13.33 Лк 13.20-21   13.34 Мк 4.33-34   13.35 Пс 78 (77).2   13.43 Дан 12.3  
13.54-58 Мк 6.1-6; Лк 4.16,22-24   13.57 Ин 4.44  
14.1-12
Мк 6.14-29; Лк 9.7-9   14.3-4 Лк 3.19-20   14.4 Лев 18.16; 20.21   14.13-21 Мк 6.30-44; Ин 6.5-13   14.22-33 Мк 6.45-51; Ин 6.16-21  
14.34-36 Мк 6.53-56  
15.1-9
Мк 7.1-13   15.4 Исх 20.12; 21.17; Лев 20.9; Втор 5.16   15.8-9 Ис 29.13   15.10-20 Мк 7.14-23   15.14 Лк 6.39   15.18 Мф 12.34  
15.21-28
Мк 7.24-30   15.32-39 Мк 8.1-10  
16.1
Мф 12.38; Лк 11.16   16.4 Мф 12.39; Лк 11.29   16.5-12 Мк 8.14-21   16.6 Лк 12.1   16.9 Мф 14.17-21   16.10 Мф 15.34-38  
16.13-20
Мк 8.27-30; Лк 9.18-21   16.14 Мф 14.1-2; Мк 6.14-15; Лк 9.7-8   16.16 Ин 6.68-69   16.19 Мф 18.18; Ин 20.23  
16.21-28
Мк 8.31-9.1; Лк 9.22-27   16.24 Мф 10.38; Лк 14.27   16.25 Мф 10.39; Лк 17.33; Ин 12.25   16.27 Пс 62(61).13; Мф 25.31; Рим 2.6  
17.1-13
Мк 9.2-13; Лк 9.28-36   17.1-5 2Петр 1.17-18   17.5 Быт 22.2; Втор 18.15; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 3.17; 12.18; Мк 1.11; Лк 3.22  
17.10 Мал 4.5   17.12 Мф 11.14   17.14-21 Мк 9.14-29; Лк 9.37-43   17.20 Мф 21.21; Мк 11.23; 1Кор 13.2   17.22-23 Мк 8.31; 10.33-34; Лк 9.22  
17.24 Исх 30.13; 38.26  
18.1-5
Мк 9.33-37; Лк 9.46-48   18.1 Лк 22.24   18.3 Мк 10.15; Лк 18.17   18.6-9 Мк 9.42-48; Лк 17.1-2   18.8 Мф 5.30   18.9 Мф 5.29  
18.12-14
Лк 15.4-7   18.15 Лк 17.3   18.16 Втор 19.15   18.18 Мф 16.19; Ин 20.23   18.21-22 Лк 17.3-4   18.22 Быт 4.24

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

[дальше]

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»