=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7)

* 21 мая ст.ст., чт (1-я седмица по Пятидесятнице);
литургические чтения: Рим.1:28-2:9 #; Мф.5:27-32 # *+.

 

>                     5.27-30 ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

 27 Вы  знаете, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность!»
 28  А Я говорю вам:
         даже тот, кто взглянул на женщину с похотью,
         согрешил, нарушив мысленно верность.
 29  Если твой правый глаз тебя вводит в грех,
        вырви его и отбрось!
     Для тебя будет лучше,
        если часть твоего тела погибнет,
     а не всё твое тело бросят в геенну.
 30  И если правая рука твоя вводит тебя в грех,
        отруби ее и отбрось!
     Для тебя будет лучше,
        если часть твоего тела погибнет,
     а не всё твое тело будет в геенне.

> =Ст.  27-28= – Начальные слова этих стихов почти полностью повторяют
> ст. 21. Как и  в предыдущем  отрывке,   Иисус,  запрещая вожделение,
> не  отменяет  заповеди  Закона   (это  седьмая  заповедь  Декалога).
> Нельзя  сказать,  что  до  Иисуса люди смотрели на вожделение сквозь
> пальцы:   в ряде  мест в Библии,  а также в более поздней литературе
> оно  прямо осуждается (см., например, Иов.31.1; Сир.23.4-5). В самом
> Декалоге десятая заповедь, запрещая желать чужого, включает и похоть
> по  отношению  к  жене  брата.  В  Талмуде  тоже сказано, что нельзя
> нарушать  супружескую верность ни глазами, ни сердцем. И, хотя Иисус
> использует   изречение   мудрецов,    живших  до Него,  в Его словах
> есть нечто, чего никто до Него не говорил.

> Здесь  сначала  надо сказать несколько слов  об отношении  к женщине
> в  древнем   обществе.    Женщина,   о которой  говорит здесь Иисус,
> как  и    прочие   тексты   Библии  и  раввинистической  литературы,
> это  не женщина вообще, не девушка и не собственная жена, а замужняя
> женщина,   принадлежащая  другому мужчине.  Надо помнить,  что Иисус
> не  призывает  к  аскетизму,  требовавшему или  полного  воздержания
> от  сексуальных  отношений  или воздержанности в браке. Как правило,
> именно  женщина  чаще всего обвинялась в супружеской измене. Мужчина
> же  мог  быть виноват в нарушении верности лишь по отношению к мужу,
> на  жену  или  невесту которого  он  посягнул,   но  не был  виноват
> перед  своей  женой.  Он мог ходить к проституткам и опять же не был
> виновен в нарушении заповеди. Конечно, такое его поведение навлекало
> осуждение,  но несравнимое с тем, когда подобный проступок совершала
> женщина.

> В   древности   люди  были  убеждены,    что   сексуальное   желание
> не  подвластно  разуму  и  его не может держать в узде даже мужчина,
> обладающий  большей  выдержкой,  чем  женщина.  Вот  почему  женщину
> старались  держать  под  замком,  чтобы  ее  видело как можно меньше
> мужчин.    Это  был   практически   единственный   способ   контроля
> над  чувственностью.    Если  же   женщина   появлялась   на  улице,
> она закрывала лицо и закутывалась в покрывало. Мудрый человек должен
> был  разговаривать  с женщинами как можно меньше, даже с собственной
> женой.   Именно  поэтому  появляются   советы   смотреть  на женщину
> как  можно  реже  или  не  смотреть  вовсе.   Так мужчина  заботился
> о  собственной  чистоте,  а  женщина  рассматривалась лишь как очень
> опасный предмет,   способный  отвлечь  мужчину  от изучения  Закона.
> Иисус  постоянно  переходил  такие  традиционные  границы  приличий:
> Он  разговаривал  с  женщинами,  они сопровождали Его  и  даже  были
> Его  ученицами.  Женщина была бесправным существом, она не считалась
> полноценным  членом  религиозной  общины.  Благочестивый еврей, как,
> кстати,    и  многие язычники того времени,  благодарили Бога за то,
> что  не  родились женщинами <(и в современном иудейском молитвослове
> можно  найти такую молитву!)>. Иисус встал на защиту их человеческих
> прав,  уравняв  их  с  мужчинами  перед  лицом  Бога.  Мужчина имеет
> обязанности    перед  женщиной   и   несет  за нее  ответственность.
> Когда  Иисус  запрещает похотливый взгляд, Он имеет в виду не только
> внутреннюю  чистоту мужчины, но требует, что он понял, что тем самым
> он  оскорбляет  женщину или провоцирует ее, пробуждая в ней ответное
> вожделение,  оскверняющее  ее. Некоторые комментаторы даже указывают
> на   возможность    другого    перевода    греческого    подлинника:
> «своим взглядом он вызвал в ней ответное желание». <...>

> =Ст. 29-30= – Вероятно, эти стихи, которые у Марка и у самого Матфея
> (см.  гл.  18)  находятся  в  ином контексте, могли быть произнесены
> Иисусом   по   другому   поводу,  но  евангелист  счел  их  наиболее
> подходящими  для  отрывка  о  вожделении.  Известно, что в древности
> прелюбодеев    наказывали,    вырывая   им   глаз.   Правда,   нигде
> не   указывалось,   какой   именно  глаз  должен  был  подвергнуться
> экзекуции.  =Когда  правая  рука  тебя  вводит  в  грех= – вероятно,
> имеется в виду онанизм. Так как большинство людей являются правшами,
> потеря =правой руки= более серьезна и именно ею следует пожертвовать
> (ср. Пс.137(136).5). О =правом глазе= говорится, вероятно, для того,
> чтобы  достичь  параллелизма с предыдущей строкой. Повеление вырвать
> глаз  или   отсечь   себе   руку   нельзя   воспринимать  буквально,
> как   и   требование   прервать   жертвоприношение,    чтобы   пойти
> и  примириться  с братом. Ведь грех коренится не в отдельных органах
> человеческого  тела,    а   гнездится   в  сердце (ср. Рим.7.17,20).
> По словам Оригена, христианин отсекает страсти души, не трогая тела.

[ В.Н.Кузнецова  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий  
М., 2002; стр. 124-7 ]

 


* параллели к еванг. чтению: Мф.18:8-9; Мк.9:43-47;
эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"

 

  >>> К.С.Льюис: ... наши любовные порывы ...
      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/111.htm#0
      или полностью его эссе "ПРАВО НА СЧАСТЬЕ"
      с. Христ.Просвещ./bibliotk/l/lewis/happyright.htm#0
  >>> Тема БРАК в тематич. указателе сайта:
          с. Христ.Просвещ./temy/b.htm#brak

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*... христианство в конечном счете - источник несказанного утешения.
Но начинается оно не с утешения.
Оно начинается с тревоги и смятения, ...
и не имело бы смысла идти к этому утешению, минуя стадию тревоги.
В религии - как на войне, как во многих ситуациях:
покой (утешение) нельзя обрести, если искать только его.
Вот если вы будете искать истину,
то, возможно, в конце концов обретете и покой;
а если ищите только покой, вы не найдете ни его, ни истины.
Найдете вы пустые речи да помышления,
которые будут вам казаться истиной в начале пути,
в конце же вас ждет безнадежное отчаяние.*
(К.С.Льюис)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»