=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7)

* 8 июня ст.ст., пн (4-я седмица по Пятидесятнице)
литургические чтения: Рим.9:18-33# v; Мф.11:2-15#.  

> <...> получив  понятие  о <различных> видах зла,  зная,  что такое -
> зло  действительное,   <а>  именно грех, которого конец -  погибель,
> и   что  такое  -   зло  мнимое,  зло по болезненности для ощущения,
> но  имеющее  силу  добра,  как, например,  злострадания,  насылаемые
> к  обузданию  греха, которых плоды - вечное спасение душ,- перестань
> огорчаться  распоряжениями  Божия   домостроительства,    и   вообще
> не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе,
> будто   бы   зло  имеет  особенную  свою  самостоятельность.     Ибо
> <порочность  не  самостоятельна>,  подобно какому-нибудь  животному,
> и   сущности   его   не   должны   мы   представлять   себе   чем-то
> самостоятельным.  Зло  есть  лишение  <(отсутствие)> добра. Сотворен
> глаз,   а  слепота произошла от потери глаз.  Поэтому,  если бы глаз
> по природе своей не подлежал порче, не имела бы места слепота. Так и
> зло не само по себе существует, но <происходит от повреждения души>.
> Оно  не  <безначально>,  как  говорят  нечестивые,  которые  благому
> естеству делают равночестным естество лукавое, признавая то и другое
> безначальным  <...>;  оно <и не сотворено>,  потому что,  если всё -
> от   Бога,    то   как   злу   быть   от  Благого?    Безобразное  -
> не  от  прекрасного,  порок  -  не  от  добродетели.  Прочти историю
> мироздания,   и  найдешь,  что там  +<всё хорошо,  и хорошо весьма>+
> (ср.:  Быт.1,31).    Поэтому   зло   не  сотворено   вместе  с  тем,
> что  <хорошо>.   Но и <духовные существа,  происшедшие от Создателя,
> не с примесью порочности приведены> в бытие. Ибо если телесные твари
> не  имели  в  себе  присозданного зла, то <духовным> тварям, которые
> столько  отличны  чистотою  и  святостию,  как  иметь  общую  с злом
> самостоятельность?

> Однако  же  зло есть,  и действие показывает,  что его много разлито
> в  целом   мире.    Поэтому говорят:  "Откуда же ему быть,  если оно
> и   не   безначально,  и  не  сотворено?"  Доискивающихся  чего-либо
> подобного  спросим:  откуда  болезни?  откуда  телесные повреждения?
> Болезнь  не  что-либо  <безначальное>, <но> она и не создание Божие.
> Напротив  того,    животные  сотворены  с  таким устройством,  какое
> им  прилично  по естеству, и введены в жизнь с совершенными членами,
> бывают  же   больны,    уклонившись   от  того,  что им естественно;
> либо  лишаются  здоровья  или  от  худого корма, или от другой какой
> болезнетворной    причины.    Следственно,    Бог   сотворил   тело,
> а  не  болезнь. Поэтому же Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась
> же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее
> преимущественным  благом?  Пребывание  с  Богом  и  единение  с  Ним
> посредством  любви.  Отпав  от  Него,  она стала страдать различными
> <...>  недугами.   Почему  же  в  ней есть общая  приемлемость  зла?
> по  причине  свободного  стремления, всего более приличного разумной
> природе. Не будучи связана никакою необходимостию, получив от Творца
> жизнь  свободную  как  сотворенная  по  образу  Божию,  она разумеет
> доброе,  умеет им наслаждаться,  одарена свободой и силой,  пребывая
> в  созерцании   прекрасного    и   в наслаждении  умопредставляемым,
> может  <сохранять>  жизнь,  какая  ей  естественна;  но  имеет также
> свободу  и  уклониться  иногда  от  прекрасного. А сие бывает с нею,
> когда  пресытившись  блаженным  наслаждением,  и как бы во отягчении
> какою-то дремотою ниспав с высоты горнего, входит в общение с плотию
> для гнусных наслаждений сластолюбием.

> Гор`е был некогда Адам, не местопребыванием, но произволением; гор`е
> он  был,  когда,  получив душу, воззрел на небо, восхитился видимым,
> возлюбил Благодетеля, Который даровал ему наслаждение вечною жизнию,
> поставил  его среди утех рая, дал ему начальство по подобию Ангелов,
> соделал   <его   жизнь   подобной  жизни>  Архангелов  и  слышателем
> божественного  гласа.   При  всём  том,   находясь  под защитою Бога
> и  наслаждаясь  Его  благами,  скоро  пресытился  он  всем, и как бы
> надмившись   от  своего  пресыщения,  <духовной>  красоте  предпочел
> показавшееся  приятным для плотских очей и выше духовных наслаждений
> поставил  наполнение  чрева.  Вскоре  стал  он  вне  рая,  вне  оной
> блаженной   жизни,     соделавшись    злым    не  по  необходимости,
> но  по  безрассудству.  Поэтому  он  как  согрешил по причине худого
> произволения,  так  умер по причине греха. +<Ибо воздаяние за грех -
> смерть>+  (Рим.6,23).  В  какой  мере  удалился  от  жизни,  в такой
> приблизился  к  смерти;  потому  от  Бога - жизнь, а лишение жизни -
> смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога,
> по   написанному:   +<Ибо  вот,  удаляющие  себя  от  Тебя  гибнут>+
> (Пс.72,27).  <Итак>,  не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее
> на   себя    лукавым    соизволением.     Бог   не  воспрепятствовал
> нашему  разрушению  <...>,  чтобы  самого  недуга не сохранить в нас
> бессмертным, как и горшечник такого глиняного сосуда, который течет,
> не  захотел  бы положить в огонь, пока переделкою не будет исправлен
> находящийся в нём недостаток.

> Но говорят:  "Почему в самом устройстве  не дано  нам  безгрешности,
> так  что  нельзя  было  бы  согрешить, хотя бы и хотели?" Потому же,
> почему  и ты не тогда признаёшь служителей исправными, когда держишь
> их   связанными,    но   когда   видишь,   что добровольно выполняют
> перед  тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное,
> но   совершаемое    по  добродетели.    Добродетель  же   происходит
> от  произволения,    а  не от необходимости;  а произволение зависит
> от  того,  что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает
> Творца,  что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что
> делает,  как  предпочитает  природе  разумной  неразумную,  природе,
> одаренной    произволением   и <самостоятельностью>, -   неподвижную
> и не имеющую никаких стремлений.

> Сие  сказано  <...>  по  необходимости,  чтобы  ты,  впав  в  бездну
> помыслов,   при утрате <желаемого> тобою,  не утратил вместе <с тем>
> и   Бога.   Посему   перестанем  поправлять  Премудрого.  Перестанем
> доискиваться  того,  что было бы лучше Им сотворенного. Хотя сокрыты
> от  нас причины частных Его распоряжений, однако же утвердим в душах
> своих следующее положение: от Благого не бывает никакого зла.

[ Свт. Василий Великий  
О ТОМ, ЧТО БОГ НЕ ВИНОВНИК ЗЛА  
www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_149.html  ]

 

   +++ Свящ. Александр Мень: пророк Илия снова родился?
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/129.htm#0
   +++ комментарий В.Н.Кузнецовой на Мф.11:11-14:
       с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm
Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
Ты меня спросишь:
"Как Он может в таком случае кого-нибудь винить?
Разве кто в силах противиться Его воле?"
Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом?
Разве скажет горшок горшечнику: "Зачем ты меня таким сделал?"
Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины
сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество,
долго терпел "сосуды гнева", которые обречены на уничтожение,
для того именно, чтобы явить всё безмерное величие Своей славы
по отношению к "сосудам милости", предназначенным для славы.
И эти “сосуды милости” — мы.
Нас Он призвал — и не только из евреев, но и из язычников,
как об этом Он говорит в книге Осии:
"Я назову народ, который был не Мой, Моим
и нелюбимую — любимой.
И в том самом месте, где Я сказал им:
"Вы не Мой народ", —
теперь их назовут сынами Живого Бога".
А Исайя восклицает об Израиле:
"Даже если число израильтян будет как песок морской,
всё равно спасен будет лишь остаток.
Свой приговор, решительный и скорый,
исполнит над землей этой Господь".
Как предсказал Исайя:
"Если бы Господь Саваоф
не оставил нам нескольких потомков,
мы стали бы как Содом
и уподобились Гоморре".
Итак, что из этого следует?
Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание,
оправдание через веру,
в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон,
этого не достиг.
Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела.
И так он споткнулся о "камень преткновения", как написано:
"Вот Я кладу на Сионе камень —
и о него споткнутся,
скалу — из-за нее упадут.
Но тот, кто верит в Него,
не будет посрамлен".*
(Рим.9:18-33)

* * *
'Всё делай потихоньку, полегоньку, а не вдруг,
добродетель не груша, вдруг не съешь'.
(св. Серафим Саровский)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»