=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 11 июня      ст.ст., пт
  {Седмица 1-я по Пятидесятнице, попразднство Пятидесятницы}
  литургические чтения:  Рим.2:14-29; Мф.5:33-41 *.


 Вы знаете, что было сказано: 'Око за око и зуб за зуб'.
 А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло.
 Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую.
                                            (Мф.5:38-39)
  

> Комментарии  к  этим  словам  Христа поразительно часто комментируют
> совсем  другие  слова, комментируют возможные комментарии. Например,
> св.  Августин писал: "Необходимо быть уверенным, что такое поведение
> может   послужить   на   пользу   бьющему",  а  Иван  Ильин  защищал
> сопротивление   злу   насилием,  утверждая,  что  "злодей"  обладает
> свободой  воли  и   поэтому    "духовная   сила   праведника   имеет
> свой  предел".  Но  ведь Иисус отнюдь не сказал, что "не противиться
> злому" - практично, что это обезоруживает злодея. Он бросил заповедь
> как горячую картофелину - и был таков.

> В   2001  г.  в  Киевской  духовной  академии  защитил  кандидатскую
> диссертацию свящ. Роман  Матюшенко/#,  который  собрал  эти и другие
> изречения,  пытающиеся  доказать,  что  слова  "Не  противься злому"
> следует  понимать как "Противься злому". Иногда эти "доказательства"
> сами  опровергают  друг  друга.  Так,  если  митр.  Филарет  Дроздов
> указывает,  что  Иисус  лишь  советовал терпеть оскорбления и утрату
> имущества (отдавать и нижнюю одежду советует Он далее), то у Василия
> Великого  Матюшенко  нашел  прямо  противоположный совет: не терпеть
> утраты  имущества  и  обращаться   к властям  за поимкой  грабителя.
> То  есть,  не противься злу - пусть злу противятся власти. Но другие
> богословы  -  например,  некто К.Григорьев - утверждают, что человек
> должен  сам  противиться  злу  именно  тогда,    когда зло  нападает
> на  другого, быть, так сказать, добровольным дружинником: "Спаситель
> ясно  говорит:   уступай  злому,   когда он  тебя  обидит,  и ничего
> не   говорит   о   том,  как  поступать  при  виде  зла,  наносимого
> ближнему".

> Патр.  Сергий  Страгородский  комментировал изречение: "Не противься
> злому  в  сердце  своем":  "Господь  никогда  не  учил  нас внешнему
> благоповедению,    как    конечной    цели"./@    Верностью   Христу
> провозглашается  способность  контролировать свои эмоции  и  убивать
> с  кротостью   в  сердце:    Иисус-де   "имел   в  виду  настроение.
> Если  например,  Он заповедал... подставлять другую щеку ударившему,
> то  это  совсем не значит,   что христианину  предписываются  именно
> эти  действия.   Для христианина обязательно то настроение,  которое
> при  известных  условиях  может  выразиться  в указанных  действиях;
> эти  последние  служат  только,   так  сказать,   наглядным примером
> к учению, а не его содержанием".

> Примечательно,    что  аналогичным образом откомметировать  заповедь
> не  глядеть  -  не  прелюбодействовать никто не решался: мол, нельзя
> прелюбодействовать в сердце, а в постели -  пожалуйста.  Хотя именно
> в  Евангелии  для  такого  эмоционального толкования есть основания:
> ведь Спаситель говорит как раз о "невзирании".

> Матюшенко,    продолжая  аргументацию  Страгородского,   договорился
> до  того,    что если кто-то подставляет щеку,  не имея веры в Бога,
> то  ему  же  хуже:  "Где  же  нет истинной веры в Бога, законодателя
> подобных  отношений,  там  все подвиги самоотвержения будут мертвыми
> делами,  не  возвышающими  и  укрепляющими  делателя,  а,  напротив,
> угнетающими   его".    Выходит,    верующий  в Христа попадет в рай,
> даже  изрубив  тысячу  злодеев, а неверующий попадет в ад, даже если
> падет под ударами злодея?

> На этом фоне сравнительно прилично выглядит Николай Лосский, который
> хотя  и  был  сомнительным  христианином,  в  отличие от своего сына
> Владимира,   но  признал,  что  "не  противиться  злому"  -  признак
> совершенства,  только "земной человек, за исключением редких случаев
> высокой  святости,    способен  двигаться   вперед   по  пути  добра
> лишь   медленно   и  постепенно.  Поэтому  суровая  требовательность
> допустима  лишь в отношении к самому себе, что же касается отношения
> к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы,
> вплоть  до  относительной  свободы  во  зле,  так как насильственное
> водворение добродетели ведет к ухудшению положения".

> Кто  же  это такой нехороший, сурово требовательный к другим? Да сам
> Иисус!  Это  ведь Он проповедовал  другим,  Он требовал   от других,
> Он   призывал  проповедовать  другим,   отнюдь не считая,  что слово
> об истине - это "насильственное водворение добродетели".

> Лосский,   правда,   в  отличие  от многих,  признавал хотя бы,  что
> "не  противься  злому"  означает именно "не противься злому", и даже
> признавал,   что лучший комментарий к этому месту дал Златоуст:  'Он
> не сказал:  если кто ударит тебя в правую щеку,  перенеси равнодушно
> и  успокойся,   но  присовокупил,   что  ты  должен  подставить  ему
> и  другую,  -  говорит:    обрати  ему  и другую (Мф.5:39).   В этом
> и состоит блестящая победа, чтобы  предоставить ему больше того, что
> он  желает,    и пределы  его  злого  желания  превзойти  богатством
> своего  долготерпения'.   Вот это комментарий - вполне пацифистский,
> толстовский,   тут  нет  ни слова про защиту другого,  про обращение
> к  властям,  про  то,   что важно только настроение,  а не поступок.
> И если Иван Ильин, защищая сопротивление злу силой от Льва Толстого,
> провозглашал:  верить,  что  непротивление  злу  изменит  злодея   -
> "благородная,   но  наивная  мечта",  то  Златоуст  был  на  стороне
> Толстого:  "Таким  образом  ты  укротишь  его  бешенство, из второго
> поступка  получишь  награду  за  первый  и  укротишь   гнев  его"./&
> Как  хорошо, что в православии за богослужением, а не в библиотеках,
> пользуются  всё-таки молитвами Иоанна Златоуста, а не Иоанна Ильина!
> И  вера  Златоуста  в то, что непротивление злу может победить зло -
> есть  именно  вера  в  высшем смысле слова:  нечто,  что не записано
> в  Евангелии, что умолчано Иисусом, добровольное (в точнейшем смысле
> слова - с волей к добру) восхождение к абсурду любви.
                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_39.htm  ]


        ----------------------------------
        /#/ см. http://kiev-orthodox.org/site/scripturistic/426/
        /@/ см. www.krotov.info/libr_min/s/stragoro/strag1_4.html
        /&/ см. www.krotov.info/library/i/zlatoust/09_02_04.htm#539

        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Лк.6:29-30; Иак.5:12;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
          (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50)



  •>>> Свящ. Александр Мень о блаженстве кротких и непротивлении злу:
                                www.messia.ru/rasylka/002/112.htm#0
  •>>> Свящ. Саймон Тагуэлл о блаженстве кротких:
            www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4
  •>>> Р.Гвардини: Иисус оценивает то зло,
       которое выражается в убийстве
       и прослеживает его до самой глубины человеческой души
               www.agnuz.info/book.php?id=190&url=page02.htm
  •>>> Он же: Выполнимы ли требования Нагорной проповеди?
         www.agnuz.info/book.php?id=190&url=page02.htm#15
  •>>> Николай Бердяев о радикальном перевороте в нравственных оценках,
                        который производит Евангелие
                             www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0
  •>>> Упоминание заповеди "не клянись" у разных авторов
             www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt5_33-37.txt

          
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050624/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/24.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"... вы знаете, что предкам вашим было сказано:
 'Не давай ложных клятв,
  но исполняй то, в чём поклялся перед Господом!'
 А Я говорю вам: / не клянись вовсе!
 Ни небом, ведь оно престол Бога;
  ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его;
   ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя;
 ни головой своей не клянись -
  ведь не можешь ты даже волос один
   сделать белым или черным.
 Пусть слово твое будет 'да', если да, / и 'нет', если нет.
 А всё, что сверх этого, - от Сатаны.
 Вы знаете, что было сказано: / 'Око за око и зуб за зуб'.
 А Я говорю вам: / не мсти тому, кто причинил тебе зло.
 Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую.
 Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ.
 Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две.
 Тому, кто просит, дай
  и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся.* (Мф.5:33-41)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/005/1183.htm
Архив рассылки -> http://messia.ru/rasylka/
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»