Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 7 апреля 2006 г. ст.ст., Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. литургические чтения: 1Кор.11:23-32; Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2. > ПЕРВАЯ ЕВХАРИСТИЯ НА ПОСЛЕДНЕЙ ВЕЧЕРЕ > 'Господь Иисус, в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, > возблагодарив, преломил и сказал'... Сколько исследователей Нового > Завета и христианского богослужения, перечитывая эти священные слова > и склоняясь над соответствующими библейскими формулами, мечтали > о том, чтобы узнать, в каких именно выражениях Христос > 'возблагодарил', совершая первую христианскую 'Евхаристию'! > Но ни об этом, ни о последней Вечере в целом, ни евангелисты, > ни святой Павел не сочли нужным приводить подробности, которые могли > бы удовлетворить нашей благочестивой любознательности. Из этой > сдержанности, почти можно сказать - молчаливости, крайние > протестанты в XVI веке и немало 'передовых' католиков в ХХ-м делали > или делают тот вывод, что ничего особенного и не было ни сказано, > ни сделано на последней Вечере за исключением того немногого, > что указано Апостолом или Евангелистами. В частности, те и другие > думают, или думали, что ничем обрядовым или священным Тайная Вечеря > не должна была отличаться от обыкновенной трапезы. Отсюда - хорошо > известный вывод <...>: что идеальной Евхаристией, наиболее > соответствующей своему первоначальному образцу, была бы та, которая > по видимости не отличалась бы ничем от самой обыкновенной дружеской > или семейной трапезы. > В действительности, как это часто бывает, эта предполагаемая > первобытность - всего только романтическая фантазия. Наш теперешний > светский обед менее всего похож на первую Евхаристию и последнюю > Вечерю, когда Учитель, в последний раз вкушая вечернюю трапезу > с учениками, ввел в это начальный элемент всех наших литургий. > Действительно, современные исследования позволяют нам дать весьма > точный ответ на вопрос, поставленный нами вначале. Можно сказать, > что не только слова произносившиеся Господом, но и совокупность > действий, говоря точно - обрядов, совершавшихся в ту ночь Им Самим > и присутствующими, теперь нам вполне известны почти во всех > подробностях. Этим знанием разрешается ряд проблем, казавшихся > прежде неразрешимыми, как исторического характера, так > и по истолкованию. Как мы увидим, им проливается яркий свет > на происхождение христианского богослужения (не только > евхаристической литургии в собственном смысле). Но этим же знанием > совершенно разрушается <фантазия> о будто бы безобрядовом > первоначальном христианстве. Оно не оставляет ничего от иллюзии, > укоренившейся у многих наших современников, всё еще думающих, > что приблизиться ко Христу и к Его прямым ученикам можно, удаляясь > от нашей теперешней литургии и превращая её просто в братскую > совместную трапезу. > <...>. В известном смысле, Тайная Вечеря несомненно была 'братской > совместной трапезой'. Но то, что мы понимаем под этими словами, > несоизмеримо с тем, что это означало для Христа и Его учеников. > Понимаю, что мне возразят, что я тут останавливаюсь на внешности, > имеющей второстепенное значение и связанной с местом и временем. > Мне скажут, что важен 'дух', который может оставаться тем же, когда > оболочка, связанная с культурой данного времени, меняется. Но именно > 'дух' <...> и составляет главное различие между 'совместной братской > трапезой' в XX веке и тем, что это могло быть в еврейской среде, > как та, которую составляло общество учеников Христовых. Для нас, > такое объединение за столом характеризуется так называемым > 'отсутствием формализма', т.е. того именно, от чего хотят уйти, > отвергая теперешние литургические обряды. Но то, что отличало > совместную трапезу учеников, это был ее глубоко () обрядовый > характер, который был ей присущ в силу ее высокого священного > значения. > <.....> в трапезах Христа с учениками, в частности в последней > из них - но не только в ней, - <исследователи> заметили > тот священный характер, который по <ранее принятым представлениям> > должен был быть им чужд. > Действительно, община Христа и Его учеников представляла собою, > по-видимому, типичный пример тех хабурот - объединений в одно и то > же время благочестивых и дружеских, - о значении которых в еврейской > жизни, в эпоху, приблизительно совпадающую со временем возникновения > христианства, мы знаем из раввинической литературы. Но мы знаем > также, что главным собранием у них являлась ритуальная трапеза, > обычно еженедельная, но происходившая кроме того и в кануны > праздников. Подробнейшее описание такой трапезы осталось нам > в трактате Беракот. Скажем, что в некоторых ее чертах можно > заметить следы изменений, внесенных после разрушения Иерусалима. > Но специалисты согласны в том, что эти поправки имеют весьма > второстепенное значение. По их мнению, слова и обряды, > почти священнодействия, в основном современны Христу, а в некоторых > своих частях и значительно древнее Его. > Отметим, что эта обрядность не ограничивалась одними хабурот > в прямом смысле этого слова. Уже раньше их появления{} это была > обрядность праздничных обедов, тщательно соблюдавшаяся в каждой > подлинно благочестивой еврейской семье. > При сопоставлении этого ритуала с повествованиями > наших евангелистов, а также с наиболее древними дошедшими до нас > литургиями, нельзя не поразиться тем, как совершенная связность > устанавливается в изложениях, казавшихся раньше беспорядочными, > и как сразу разъясняются многие подробности, происхождение или смысл > которых казались темными. > <...> > * * * > Общинная трапеза, типа той, которую Господь наш, очевидно, совершил > вечером в Страстной Четверг, начиналась, подобно теперешним званным > обедам в северной Европе, с закусок, которые присутствующие ели > каждый отдельно или маленькими группами по два-три человека прежде, > чем располагаться за столом. Как нам говорят, это было даже еще > не началом самой трапезы, а как бы только введением к ней. Всё же > каждый уже произносил благословение над любым кушаньем, которое > он брал. Но это благословение оставалось еще индивидуальным (хотя > и не в том смысле, чтобы каждый мог ее формулировать как угодно, - > отнюдь нет). Так же дело обстояло и с чашами вина, которые с этого > же момента передавались из рук в руки. При этом, как и в течение > всей трапезы (за одним единственным, но важнейшим исключением, > о котором речь будет дальше), каждый благословлял чашу сам для себя > прежде чем пить из нее. Это говорилось так: 'Благословен Ты, > Господи, Боже наш, Царь вечный, создавший виноградный плод'.{} > Очевидно, это и была та чаша, которая по рассказу евангелиста Луки > передавалась из рук в руки раньше хлеба и причинила истолкователям > столько затруднений.{} Слова, которыми Христос её сопроводил, > представляют собою явную ссылку на только что приведенную нами > формулу благословения: 'Примите ее и разделите между собою, > ибо говорю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока > не придет Царствие Божие'.{Лк.22.17} > По окончании этой вступительной части, присутствующие мыли руки > (обычно в воде с примесью ароматов), при чем и это сопровождалось > определенной молитвой; затем переходили к столу. С этого момента, > начиналась трапеза в собственном смысле и никого пришедшего > после этого уже нельзя было до нее допускать. Начало общей трапезы > отмечалось торжественным обрядом, который совершался > председательствующим. Перед ним клали хлеб. Он брал его в руки и, > в форме благодарения, произносил над ним следующее благословение: > 'Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вечный, дающий земле > производить хлеб'. Несомненно, Господь тогда и добавил : 'Примите, > ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое > воспоминание'. > {Лк.22.18. Сам Христос тогда, вероятно, не пьет и предоставляет пить > ученикам, после произнесения ритуальной формулы.} (продолжение следует) [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии. // Брюссель, 1988 (Добавление III. стр.221-5) ] * Cвящ. Александр Мень: Новый Завет. Литургия www.messia.ru/rasylka/004/758.htm#0 * Он же: ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0 * В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30 (Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора): www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0 + отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора): www.messia.ru/rasylka/003/410.htm#0 * Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери www.messia.ru/rasylka/002/055.htm#0 * Дороти Сэйерс: Тайная Вечеря www.messia.ru/rasylka/005/1132.htm#0 * продолжение: "Я - лоза, вы - ветви" www.messia.ru/rasylka/005/1172.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060420/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060407&key=days ***************************************************************** * * к чтениям Страстной пятницы www.messia.ru/rasylka/005/1133.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Д.Сэйерс, митр. Антония, свящ. Георгия Чистякова, "Б.-Ц.") * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал, взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!" Спасительной для всего рода смертного, напоил Ты, Благой, Своих учеников собственною чашей, наполнив её веселием; ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь, взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"* *Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря Премудрость Божия воду в умывальницу вливает и Владыка омывает ноги рабов. Ученикам подает / Владыка пример смирения; и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается, и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов, Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.* *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, - ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.* *Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание и спину отдает на раны, щеки на удары, лица же не отвращает от позора оплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный всё принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых.* (Из богослужения Великого Четверга, перевод: А.Тимрот, с измен.) |
|||||
|
|||||
|
|||||