=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Продолжение текста, начало которого было в выпуске www.messia.ru/rasylka/007/1857.htm. > Чего требует от нас Бог прежде всего? Нашей любви. О чём настойчиво, > трижды спрашивает Господь у Петра в ту великую минуту, когда > доверяет ему Свое стадо? О его +любви+: 'Симон Ионин! любишь ли ты > Меня?' > Таким образом, настоящая связь со Христом, главой мистического > Тела Христова, заключается в личной встрече двух 'я'. Истинная > потеря себя представляет собой полную, благоговейно-молитвенную > преданность Христу, полный отказ от своей независимости, > освобождение себя от всего остального. Это означает, что в нас > не остается ни одного укромного уголка, в котором бы господствовали > мы сами и так или иначе самоутверждались. Пока в нас остается > такое место, о котором мы, пусть и бессознательно, могли бы сказать: > вот до сих пор, но не дальше, - мы еще не предались Христу > настолько, чтобы могла идти речь о истинной потере себя. Мы должны > на самом деле оттолкнуть лодку от берега, сжечь позади себя корабли. > Здесь нужна безоговорочность. 'Очень много', когда речь идет > о преданности, является 'ничем' - здесь необходимо 'всё'. Только > при безусловной преданности, в этом безвозвратном героическом прыжке > во тьму 'теряем мы свою душу'. - > Истинная потеря себя, однако, предполагает и еще одну вещь. > Она означает "одержимость чем-либо", которую мы ощущаем, когда > нас волнует то, что "больше, чем мы сами". Уже Платон знал, что > всё великое является плодом "безумия", как он описывает это > в "Федре". Не в смысле патологического безумия, а в смысле > одержимости чем-то большим, чем мы сами, - когда мы покидаем > созданный нами прочный фундамент, на котором ведем свою обычную > жизнь. Бывают моменты, когда в нашу жизнь врывается что-то большое > и разрушает привычные рамки. Та почва, на которой мы всё сами > "разумно" раскладывали по полкам, уходит у нас из-под ног и мы уже > не чувствуем себя хозяевами ситуации. Платон усматривал в этом > особое достоинство влюбленности, всегда представляющей собой > определенный выход из "нормальной" жизненной ситуации, определенное > помешательство. Каждый раз, когда мы таким образом "одержимы" тем, > что не просто подавляет своим динамизмом, но +объективно+ > превосходит нас, - когда мы поднимаемся над нашей обычной жизнью, > мы радостно ощущаем, что как раз в отказе от своей суверенности мы > и обретаем подлинную свободу. > Но здесь важно четко различать две вещи, которые внешне похожи друг > на друга, но которые на самом деле разделяет целая пропасть. В одном > случае речь идет о таком душевном состоянии, когда мы поднимаемся > над нашей обычной жизнью, в другом - когда мы опускаемся ниже этого > уровня. Часто случается, что два эти состояния смешивают. Так, > многие только потому не видят разницы между целомудрием > и отсутствием чувственности, между мирной просветленностью святого > и безразличием стоика, что эти состояния противоположны > неуравновешенному характеру, когда человек то "возносится, ликуя, > до небес", то "смертельно удручен". И тем не менее первые два > состояния отличаются друг от друга больше, нежели каждое из них - > от характера бурно реагирующего человека. В нашем случае речь идет > о принципиальном различии между динамической "увлеченностью потоком > страсти" и "одержимостью" тем, что не только +сильнее+, но и +выше+ > нас. При поверхностном рассмотрении можно не увидеть этого различия. > Для "увлеченности потоком страсти" характерно то, что человек > при этом наслаждается самим же +состоянием+ ложной одержимости > как таковым. При истинной же потере себя человек полностью > сосредоточен на объекте, в котором и теряется. На первом плане стоит > ценность того, что нас волнует, а не само по себе "волнение". Если > мы стремимся к последнему ради него самого, то совершаем ту же > ошибку, что и тот, кто стремится к любви как таковой, не обращая > при этом внимания на любимого им человека, и поэтому никогда > не может обрести истинной любви. Мы должны стремиться не к тому, > чтобы просто "потерять себя", а к тому, чтобы потерять себя > в +Христе+. Ценность любви или восторга зависит от того, кого > мы любим и +кем+ восторгаемся. > Но решающим различием между этими двумя формами "одержимости" > является то, что истинная потеря себя +санкционирована+, сознательно > и глубинно одобрена, а "увлеченность потоком страсти" специфическим > образом +несанкционированна+, она предполагает уклонение от этого > санкционирующего центра. <...> > Однако "потеря себя" имеет и еще один аспект, который можно назвать > мистическим. Внутренняя смерть, которую св. Иоанн Крест описывает > в своей "Темной ночи", выходит далеко за пределы того, с чем > мы познакомились при изложении процесса преображения во Христе как > с "умиранием для себя". Это "смерть души", подобная погружению > в полный мрак, которое переживается затем, чтобы полностью > обновленным воскреснуть во Христе. "Потеря себя" приобретает здесь > совершенно новое, почти буквальное значение. Расцветающая > в результате этой потери жизнь во Христе является и на уровне > чувства непосредственным соприкосновением с Христом, +переживанием+ > слов: <"живу уже не я, а живет во мне Христос" (Гал.2:20)>. > Мы не чувствуем себя вправе говорить об этой стороне преображения > во Христе, классическое изложение которой можно найти у многих > мистиков, в частности у св. Терезы из Авилы и св. Иоанна Креста. > Мы хотим лишь указать на то, что и эта сторона преображения > во Христе является существенной частью, а в определенном отношении > и венцом того, к чему призывает нас Господь: "Кто будет пить воду, > которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек" (Ин.4:14). > Мы подошли к концу нашего рассмотрения преображения во Христе. > Мы увидели масштаб того призыва, что заключен в словах: "Следуй > за Мной". Мы увидели лицо "нового человека", который "заново создан > для познания по образу Того, Кто его сотворил". Мы увидели > совершенно новую сверхъестественную красоту, которая отражает > святость Богочеловека, наполняет нас и которую мы должны излучать, > будучи "прикованными к Христу". Мы увидели, в каких состояниях > проявляется "умирание с Христом и воскресение с Ним". Мы поняли > то великое "да", которое мы должны сказать нашему преображению > в Христе, через Христа: такое "да", которое должно преображать > и освещать всю нашу жизнь вплоть до того часа, когда прозвучит > призыв: "Вот, жених идет, выходите на встречу ему" (Мф.25:6). Такое > "да" находит свое возвышенное выражение в монашеском обете: "Укрепи > меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей" > (Пс.118:116). [ Дитрих фон Гильдебранд. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (18) www.katholic.uz/library/books/gilderbrant_sustchnost_hristianstva/page19.htm ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вот та Весть, что мы от Него услыхали и вам возвещаем: Бог есть свет и нет в Нём тьмы никакой! Если скажем: "Мы сопричастны Ему", - но живем, как и прежде, во тьме, значит, мы лжем и живем не по правде. Но если живем мы в свете, как и сам Он - в свете, значит, мы сопричастны друг другу и кровь Сына Его, Иисуса, очищает нас от любого греха. Если скажем, что мы безгрешны, значит, мы вводим себя в заблуждение и истины нет в нас. Если признаем наши грехи, Он, справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого зла. Если скажем: "Мы не грешили", - значит, Его выставляем лжецом и нет в нас Слова Его. *Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили. Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник - Иисус Христос, Он праведен. И Он сам - искупительная жертва за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его - мы знаем Его, если исполняем Его заповеди. Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей, тот лжец, в нём нет истины! А кто исполняет слово Его, в том Божья любовь воистину достигла совершенства. Так мы можем узнать, в Нём ли мы. Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он.* (1Ин.1:5-2:6) * * * Иисус сказал: 'Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут! А о дне том и часе не знает никто: / ни ангелы на небесах, ни Сын - / знает только Отец! Смотр`ите же, не дремлите! / Вы не знаете, когда наступит час. Час тот - как человек, который, уезжая, / оставил дом свой на рабов и дело поручил им каждому свое, / а привратнику велел не смыкать глаз. И вы не смыкайте глаз! / Вы же не знаете, когда вернется хозяин дома: вечером, в полночь, / в час, когда запоют петухи, или утром. Как бы Он, вернувшись внезапно, / спящими вас не застал!' (Мк.13:31-36) * * * "Благоволит Господь к боящимся Его, * к уповающим на милость Его". (Пс.146:11) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2377.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|