=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Этот выпуск рассылки посвящен евангельскому чтению праздника Сретения.
Его православные Церкви, придерживающиеся юлианского календаря,
празднуют 15 февраля (по григорианскому календарю,
что соответствует 2 февраля по юлианскому):

От Луки, 2:22-40.



>                    2.22-40 МЛАДЕНЕЦ ИИСУС В ХРАМЕ

> 22     Когда пришло им время совершить обряд очищения, предписанный
>     Законом Моисея, они принесли младенца в Иерусалим, чтобы
> 23  посвятить Его Господу, • потому что в Законе Господнем сказано:
>     +"Всякий первенец мужского  пола должен быть посвящен Господу"+,
> 24  а также для того, чтобы принести жертву - +"пару горлиц или двух
>     молодых голубей"+, как предписывал Закон Господень.
> 25     Был в то время в Иерусалиме человек по имени Симеон,
>     и человек этот был праведный и благочестивый, ждущий спасения
> 26  для Израиля, и был на нем Дух Святой. • Симеону было предсказано
>     Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит
> 27  обещанного Помазанника Господня. • Побуждаемый Духом, он пришел
>     в Храм, и, когда родители принесли туда младенца Иисуса, чтобы
> 28  исполнить по отношению к Нему то, что велит Закон, • Симеон взял
>     Его на руки и возблагодарил Бога:
> 29        - Теперь Ты отпускаешь с миром
>               слугу Своего, Владыка,
>           ибо Ты исполнил Свое слово:
> 30           глаза мои увидели Того,
> 31        кого Ты предназначил быть Спасителем
>              для всех народов, -
> 32        Он - Свет, который озарит язычников
>              и Слава народа Твоего Израиля.
> 33     И отец ребенка и мать Его с изумлением слушали то, что Симеон
> 34  говорил об Иисусе. • Симеон благословил их, а Мариам,
>     Его матери, сказал:
>        - Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут
> 35  и многие встанут • (и твою душу тоже меч рассечет). Он станет
>     знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют
>     свои тайные помыслы.
> 36     И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из племени Ашера.
>     Она была очень старая Прожив после замужества семь лет с мужем,
> 37  она овдовела и была вдовой уже восемьдесят четыре года.
>     Она никогда не покидала Храма, день и ночь служа Богу постом
> 38  и молитвой. • В это время она тоже подошла к ним и благодарила
>     Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала
>     о младенце.
> 39     Исполнив всё, что велел Закон Господень, они вернулись
> 40  в Галилею, в свой город Назарет. • Ребенок рос, набирался силы
>     и мудрости. На Нём было Божье благословение

> *33 +И отец ребенка, и мать Его+ - в ряде рукописей: "И Иосиф,
>     отец Его, и мать"; "И Иосиф, и мать Его".
> *38 +для Иерусалима+ - в некоторых рукописях: "в Иерусалиме".
> *40 +набирался силы и мудрости+ - в поздних рукописях: "укреплялся
>     духом, исполняясь мудрости".

> *22 Лев 12.3,6   *23 Исх 13.2,12,15   *24 Лев 12.8   *25 Ис 49.13
> *30-31 Ис 40.5 (LXX); Лк 3.6; Тит 2.11   *32 Ис 42.6; 46.13; 49.6
> *34-35 Ис 8.14-15; 1Кор 1.23-24; 1Петр 2.7-8   *37 1Тим 5.5
> *38 Ис 52.9   *39 Мф 2.23   *40 Лк 1.80; 2.52


> Ст. 22-24  - После рождения  ребенка   женщина  считалась   нечистой
> и  не  должна  была  покидать дома в течение семи дней. Если это был
> мальчик,  то  на восьмой день его обрезали, а затем еще тридцать три
> дня  женщина  оставалась  дома  (если  рождалась  девочка, этот срок
> удваивался).       После этого на сороковой (семьдесят  третий) день
> она  должна  была для очищения принести в Храме жертву - однолетнего
> барашка в жертву всесожжения  и молодого   голубя  в жертву  за грех
> (Лев  12.6).   Но  если   она  была бедна и не могла купить барашка,
> ей  надо  было  принести пару молодых голубей или горлиц (Лев 12.8).
> Кроме  того,  всякого  первенца  мужского  пола нужно было выкупить,
> уплатив  пять  шекелей,  когда  ребенку  исполнялся месяц. Приносить
> ребенка  в  Храм  было  необязательно.  Но  так  как  Иисус был туда
> принесен  и,  кроме  того,  Евангелие не упоминает о выкупе за Него,
> возможно,   Он  был   посвящен Богу на служение,  как некогда Самуил
> (1Цар 1.11,22,28).

> =Когда пришло им время свершить обряд очищения= - нечистой считалась
> только  мать,  но  не  отец  и не ребенок. Остается загадкой, почему
> евангелист  употребил множественное  число.   Они  -  то есть  Мария
> и  Иосиф.  Мы   не  знаем,    пришли они в Иерусалим из Вифлеема или
> из   Назарета  (см.  2.39).  =Посвятить  Его  Господу=  -  дословно:
> "представить  Господу".   В еврейской  традиции  ничего  не известно
> об обычае представления ребенка Богу. =Закон Господень= - это Закон,
> данный  Богом  на  горе  Синай  через  Моисея, то есть Закон Моисея.
> Родители  Иисуса изображены столь же  благочестивыми, как и  Захария
> с Елизаветой (см. 1.6).

> Ст. 25 - После обрезания и наречения имени Иоанну Святой Дух побудил
> его  отца  произнести  хвалу  Богу и пророчество относительно судьбы
> мальчика.  Сейчас  в  иерусалимском Храме тоже прозвучит пророческая
> речь  об  Иисусе.  =Симеон= (евр. Шим`он)  - широко распространенное
> еврейское имя хотя чаще употреблялась его сокращенная форма "Симон".
> =Праведный  и  благочестивый=  - то есть исполняющий Закон и ведущий
> высоконравственную  жизнь  (ср.  1.6).  =Ждущий спасения= (буквально
> "утешения")  =для  Израиля=  -  для  людей  того  времени  спасение,
> утешение,   избавление    и свобода (см.  2.38)  были    синонимами,
> это  означало,   что набожные  люди  дожидались того времени,  когда
> Бог   восстановит   Свое  владычество  в  Израиле.  См.  Ис  40.1-2.
> Евангелист Лука неоднократно употребляет это слово (Деян 4.36; 9.31;
> 13.15;  15.31).  Израиль  будет  "утешен",  когда придет мессианское
> царство,  так  что о Симеоне можно сказать другими словами: "он ждал
> прихода  Помазанника  и наступления  Царства Бога"  (ср.  Мк 15.43).
> =И был на нём Дух Святой= - то есть Симеон был пророком.

> Ст.  26 - Симеон уже получил радостную весть от Бога, что Помазанник
> явится еще при его жизни и он даже увидит Его собственными глазами.

> Ст.  27  -  И  данное  ему  обещание  исполнилось:   по велению Духа
> он  пришел в Храм в то  время, когда там были родители Иисуса вместе
> с  Сыном.  =Храм=  - в данном случае это Двор женщин, в другие дворы
> женщины  не  допускались,   и  именно  здесь,   у Никаноровых ворот,
> в    восточной   части   Двора   женщин   совершалось   очисттельное
> жертвоприношение.

> =Родители=  -    евангелист  не  считает  нужным  повторять  рассказ
> о девственном зачатии Иисуса. Для него главное то, что Иисус признан
> сыном Иосифа.

> Ст.  28  -  Симеон  =взял=  (буквально:  "принял")  =Его  на руки= -
> вероятно, Симеон действует как представитель Бога, который принимает
> Иисуса  на  служение  от  Его имени (см. коммент на ст. 22). =Симеон
> возблагодарил= (буквально: "благословил")  =Бога= <...>.   Вероятно,
> он  начал  благодарить  Бога словами: "Да будет благословен Господь,
> Бог Израиля" (см. 1.68).

> Ст.  29-32 Перед нами третий знаменитый гимн, известный по множеству
> переложений  на музыку,  обычно его  называют  по первым двум словам
> в переводе на латынь: Nunc dimittis (славянское: "Ныне отпущаеши").

> Ст.  29  - =Отпускаешь= - эвфемизм, означающий "позволяешь умереть".
> Это   вовсе  не  значит,  что  Симеон  был  престарелым  и  немощным
> человеком,     жаждавшим      смерти,    и   вот  теперь  его  мечта
> якобы  исполняется.   Он благодарит Бога   за то,   что Тот исполнил
> Свое  обещание: =теперь=, в это самое время, когда он держит в своих
> объятиях  дитя,  настал самый главный час его жизни, которого он так
> долго ждал, наступает эра спасения. И теперь можно умереть спокойно,
> =с  миром=,  с  чувством  глубокой  благодарности.  Симеон  смиренно
> называет  себя =слугой= (или "рабом" - греческое слово имеет оба эти
> значения,  а  Бога  =Владыкой=  (греч.  "деспотес").  Оба  эти слова
> подчеркивают полное отдание себя воле Господа. Он был как бы часовым
> на  посту,  дожидавшимся  этого  великого  события,  и  вот Господин
> отпускает его - еще до смерти.

> Ст.  30-31  -   Симеону  открыто  Святым  Духом,  что дитя,  которое
> он держит на руках и есть тот долгожданный Помазанник.   См. ст. 26.
> Но   если  люди были  уверены  в том,   что Помазанник придет только
> к   Израилю,  свергнув  иго  порабощения,  то  Симеон  узнал  в  Нём
> =Спасителя для всех народов=. Исполнились великие пророчества Исайи,
> см. 52.10 (LXX); см. также Ис 40.5.

> Ст.  32  -  Здесь  об этом прямо говорится, причем почти что словами
> Исайи: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось
> до  концов земли" (49.6). Помазанник будет =светом= для =язычников=,
> не  знавших  истинного  Бога  и  поэтому пребывавших во тьме, в тени
> смерти  (см.  1.78-79).  Свет  означает,  что  язычникам  будет дано
> откровение  Бога,  Он  осветит  их, так что поверившие язычники тоже
> будут  спасены.  =Слава=  - так как это слово означает ослепительное
> сияние,  знаменующее  присутствие Бога, то "свет" и "слава" являются
> синонимами  Иисус будет откровением Божьим и для народа Израиля. См.
> Ис 46.13: "Я... дам Сиону спасение, Израилю славу Мою".

> Ст.  33  -  В  этом  стихе  есть  разночтения, вероятно, переписчики
> заменяли   слово  "отец" на "Иосиф"   из благочестивых  соображений.
> =С  изумлением  слушали=  -  изумление  обоих  родителей  тоже может
> смутить читателей, но надо помнить, что изумление - это традиционный
> мотив  повествований  о  чудесах и откровениях, и это не значит, что
> для Марии и Иосифа слова Симеона были внове. См. также 2.18

> Ст.   34   -   =Благословил=   -  обычно  возложив  руки  на  голову
> благословляемого,  человек просил Бога наделить его благами, а также
> передавал    ему  часть   собственной    силы.  Симеон,    возможно,
> был    священником,     и    в   таком  случае   его   благословение
> было священническим наподобие того, каким благословил священник Илий
> родителей  Самуила (1Цар 2.20). Но благословение не было привилегией
> священников,  это  мог  делать также отец или любой другой уважаемый
> человек (см. Мк 10.16).

> Но  пророк  видел  не  только радость, но и печаль: не все в Израиле
> примут  Помазанника, так что Он станет причиной разделения и вражды.
> Дальнейший  текст  очень  труден  в  синтаксическом  плане,  поэтому
> в  переводе  приходится  менять  порядок слов. =Многие= - евангелист
> употребляет это слово   в его семитическом значении "все".  Не будет
> такого  человека  =в  Израиле=,  судьбу  которого  бы  не  затронули
> грядущие события, связанные с явлением Помазанника. =Падут= - здесь,
> несомненно,  аллюзия  на знаменитый "камень преткновения", о который
> споткнутся     неверующие   (Ис  8.14-15;  28.16;    Пс 118(117).22;
> Рим  9.32-33; 1Петр 2.6-8; Лк 20.17-18 и др.).  Но другие,  те,  кто
> с благодарностью примет Божий дар    спасения, =встанут=, воскреснут
> из духовной смерти.

> Ст. 35 - =И твою душу тоже меч рассечет= - это трудный для понимания
> текст,  по поводу которого ведутся споры. Традиционное благочестивое
> толкование  понимает  эти  слова  как  указание на страдания матери,
> видящей   распятого  Сына с  телом,   пронзенным  копьем.   Но  Лука
> не  говорит  о  том,  что  у  креста стояла мать - этот рассказ есть
> только  у  Иоанна  (19.25-27)  -  или  что  она была в числе женщин,
> сопровождавших  Иисуса  из  Галилеи в Иерусалим   и затем   видевших
> Его погребение (23.49,55). У Луки подобных текстов нет, так что вряд
> ли  здесь речь идет о том, что душу матери пронзит мука Сына. Душа -
> здесь  то же, что и сам человек или его сердце (см. 1.46). Меч может
> значить  "смерть;  страдание,  боль"  (Пс  22  (21).21), но он также
> значит  "разделение"  (ср. Иез 14.17 (LXX); Мф 10.34-35). Уже Ориген
> истолковывал  эти  слова  как  указывающие  на сомнения самой Марии.
> Будучи  частью  Израиля, она тоже будет затронута им "Следовательно,
> образом  меча,   пронзающего  Марию,  Симеон указывает на трудность,
> с  которой  ей  придется  научиться  тому, что послушание Слову Бога
> превосходит даже семейные узы".{}

> =Он  станет  знаком  Божьим=  -  дословно:  "в противоречивый знак".
> =Против  которого  восстанут   многие=  -    это   повторение мысли,
> уже высказанной раньше: для кого-то Иисус станет спасением, как знак
> медного  змея  в  пустыне, а для кого-то Его явление станет причиной
> осуждения  и гибели (ср. 2Кор 2.15-16). =Тайные помыслы= - эти слова
> всегда  употребляются  Лукой в отрицательном смысле, это те помыслы,
> из-за  которых люди отвергнут "знак",  дарованный  Богом.  Ср. также
> Пс 56(55).6; 94(93).11.

> Ст.  36  -  Кроме пророка Симеона, в Храме (то есть во Дворе женщин)
> есть еще одна свидетельница - =пророчица Анна= (евр. Ханна, "милость,
> благодать").  У  нее  такое  же  имя,  как у матери пророка Самуила.
> Евангелист   рассказывает  о ней  на удивление подробно.  Мы узнаем,
> как  звали  ее отца (Фануил - евр. Пенуэль, "лицо Божье"), из какого
> племени  она  была   родом.  =Ашер=  (слав. Асир)  был сыном Иакова,
> и  племя  называлось  по его имени и входило в число десяти северных
> племен.

> Ст.  37  -  Хотя  повторный  брак  после  смерти  супруга разрешался
> Законом,  в  это  время  складывается благочестивая традиция хранить
> верность   умершему  супругу  и    не  вступать   в повторный  брак.
> Так  поступает  и  Анна,  хотя  она прожила с мужем всего лишь =семь
> лет=.     Дальше греческий   текст   довольно  труден   и  позволяет
> два  толкования:   а) Анна вдовствовала  =восемьдесят четыре  года=,
> и  ей,  следовательно, было уже больше ста лет (как Юдифь, прожившая
> сто пять лет,  храня верность умершему  мужу - Иф 16.23); б) ей было
> к  этому  времени  восемьдесят четыре года. =Она никогда не покидала
> Храма= - эти слова нельзя понимать буквально, в Храме не было места,
> где  можно  было  бы  жить,  это значит только то, что Анна всё свое
> время  проводила в Храме, участвуя в богослужениях и молитвах. =День
> и  ночь=  - дословно:  "ночь и день";  порядок объясняется тем,  что
> на  Востоке  день  начинался  после  захода солнца. Пост очень часто
> соединялся      с молитвой,  так  что   сходство   Анны    с  Юдифью
> еще усиливается. <...>

> Ст.  38  - Анна тоже благодарит Бога за рождение Мессии. Кроме того,
> что  она  пророчица  - дар узнать Помазанника дан ей Святым Духом, -
> она   становится  первым  евангелистом,  потому  что  она  возвещает
> радостную   весть  всем  тем,   кто был в это время  в Храме. =Всем,
> кто  ждал  свободы=  <...>  =для  Иерусалима=  - этот город в данном
> контексте символизирует весь Израиль.

> Ст.  39  -  =Исполнив  всё,   что велел  Закон Господень= - см. 2.23
> и комментарий.   Они  -  это   Иосиф  с Марией и Иисусом. =Вернулись
> в  Галилею=  - см. 1.26 и 2.4 Таким образом, Иисус получил прозвание
> Назарянина, то есть уроженца и жителя города Назарета, и многие даже
> не знали что он родился в Вифлееме (см. Ин 7.41-42).

> Ст. 40 - Этот раздел завершается словами, очень сильно напоминающими
> 1.80, где рассказывалось  об Иоанне. Ряд поздних  рукописей   делает
> это сходство еще более наглядным (см. текстологический комментарий).
> =Набирался...  мудрости=  - это очень важные слова, подготавливающие
> следующий эпизод, когда мальчик Иисус был в Храме (2.47).
                                [ Валентина Николаевна Кузнецова.
                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий.
                                  // М., 2004. Стр. 66-72 ]



 &&& &&& &&& СМОТРИ ТАКЖЕ о празднике:
 &&&& &&&&   митр. Сурожский Антоний - проповедь
  &&&&&           www.messia.ru/rasylka/004/705.htm#0
 &&&& &&&&   свящ. Александр Мень о празднике
  &&&&&           www.messia.ru/rasylka/003/343.htm#0
 &&&& &&&&   он же - из кн. о богослужении
  &&&&&           www.messia.ru/rasylka/007/1767.htm#0
 &&&& &&&&   свящ. Георгий Кочетков:
  &&&&&&      'Служба' и 'жертва' для христиан - синонимы
  &&&&&              www.messia.ru/rasylka/005/1063.htm#0
 &&&& &&&&   свящ. Яков Кротов: о церкви как приходе и общине
  &&&&&        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_27.html
 &&&& &&&&   Перевод на русский яз. текстов из Праздничной Минеи
  &&&&&                www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr01.shtml
   &&&&&         www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr02.shtml
    &&&&&   www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr03.shtml
     &&&&&   www.messia.ru/rasylka/008/2107.htm#0 (избранные стихи)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В древности на горе Синай Моисей увидел Бога сзади /
 и удостоился неясно слышать Божественный глас во мраке и буре; /
 ныне же Симеон принял во объятия /
 ради нас неизменно воплотившегося Бога, /
 и, радостно устремлялся от здешнего к жизни вечной. /
 Потому он и взывал: / "Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка!"*
*К Богородице прибегнем /
 мы, желающие увидеть Сына Её, / к Симеону приносимого, /
 на Которого с небес взирая, / бесплотные поражаются и восклицают: /
 "Чудное мы созерцаем ныне и необычайное, /
  непостижимое, невыразимое: /
  ибо Создавшего Адама носят как младенца, /
  Невместимый в объятиях старца умещается, /
  Пребывающий в беспредельных недрах Отца Своего /
  добровольно ограничивается - плотью, но не Божеством, - /
  Единый Человеколюбец!"*
                  (из богослужения праздника Сретения, рус. перевод)
                                * * *
'Бог видит, что всё "хорошо весьма",
 и "всё хорошо" не само по себе, а потому что Бог его видит'.
                                                           (С.Тагуэлл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2378.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»