=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 31 января 2011 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.

  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

 

  Память святых новомучеников и исповедников российских

  (переходящее празднование в воскр., следующее за 25 января);

  поминовение всех усопших,

  пострадавших в годину гонений за веру Христову.

 

 

+ митрополит Сурожский Антоний: готовность пожертвовать всем

& прот. Георгий Митрофанов: страна нераскаянных каинов...

                     www.messia.ru/rasylka/010/2517.htm#0

 + + + И. Семененко-Басин: Свидетельство российских новомучеников

                       www.krotov.info/libr_min/02_b/as/in_1996.html#2

 + + + еще одна проповедь митр. Антония:

        www.mitras.ru/archive/060204.htm

 

 

                                * * *

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15)

см.:

+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире

     по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях

                           www.messia.ru/rasylka/009/2374.htm#0  

+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...

            www.bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

                                * * *

 

 

 

        А тем, кто был уверен в собственной праведности

         и презирал всех остальных,

         Иисус рассказал такую притчу:

         'Два человека пришли в Храм помолиться.

          Один был фарисей, а другой - сборщик податей.

          Фарисей стоял и так молился:

          "Боже, благодарю Тебя за то,

                                  что я не такой, как остальные люди -

           корыстные, бесчестные, развратные

                                     или вот как этот сборщик податей.

           Я дважды в неделю пощусь,

           плач`у десятину со всего, что приобретаю".

          А сборщик податей, стоя в отдалении,

          не смел даже глаз поднять к небу

          и только бил себя в грудь и говорил:

          "Боже, я грешен, но сжалься надо мной!"

          Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным.

          Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен,

          а кто принижает себя, возвысится'.

 

                                 (Лк.18:9-14, перевод В.Н.Кузнецовой)

 

 

 

> Евангельский   рассказ  о  мытаре  и  фарисее,  предваряющий  период

> Великого  Поста  и  обращающий  нас  мысленным взором к собственному

> покаянию,  всем  нам хорошо знаком.  И как это нередко бывает, нечто

> хорошо знакомое перестает нами пониматься по существу.

 

> Можно  еще  один  раз  вспомнить  о  том,  как  горделиво возносился

> фарисей, действительно исполнявший предписания Закона, действительно

> живший   в   мире   с  самим  собой,  действительно  ощущавший  себя

> исполняющим всё, что заповедал Бог.

 

> Можно еще раз напомнить о том, как мытарь, являвшихся одним из самых

> презренных  в  Иудее   людей,    ибо   он   воспринимался  не только

> как   предатель,   служащий   римлянам,   не   только  как  человек,

> злоупотреблявший       своим        положением      и      обиравшим

> своих  единоплеменников,  но он воспринимался еще как вероотступник.

> Вот этот мытарь, грешник, презренный, оказался исполненным глубокого

> покаяния,   оказался  способным  ощутить  всё   свое  несовершенство

> и  выразить  это  в  самых главных словах: +Боже, милостив буди мне,

> грешному+.

 

> Всё  это  можно  вспомнить.   Можно  сказать  и о том, что наступает

> Великий  Пост,  что все мы должны уподобляться не фарисею, а мытарю,

> должны  не  думать  о  том,  как хорошо или плохо постимся, а думать

> прежде всего о покаянии.  Мы  это всё вспомним и уйдем.   Может быть

> с пониманием, может быть с непониманием того, что же всё-таки являет

> собой  этот  удивительный рассказ  для нас,  христиан,    вступающих

> в Великий Пост.

 

> Действительно,  если мы будем честно сравнивать себя с фарисеем, мы,

> наверное,   придем  к  выводу,   что  мы хуже фарисея.  Не исполняем

> мы  так, как он исполнял свои, наши, христианские заповеди.  Поэтому

> гордиться нам, вроде бы, нечем.  Многие люди, размышляя над тем, что

> они  не  исполняют  христианские  заповеди,    вспоминают  о  мытаре

> и говорят:   +но  ведь мытарь жил  еще хуже, чем мы+. И вот он нашел

> в  себе  силы  единожды  покаяться,   и  Господь  принял его, принял

> его  покаяние,  отдал  должное его вере.  Бог с ним,  а значит,  Бог

> с нами.

 

> Но  вот наступает очередной Великий Пост.    Мы в первую седмицу или

> в Страстную седмицу начнем каяться так, как каялся мытарь, и всё нам

> простится.     Поэтому поживем еще  остающиеся до Поста недели  так,

> как  жили,  да  и  бОльшую  часть Поста будем жить.   Так,  как жили

> и  внепостное  время.   Будем есть постную пищу, но будем продолжать

> так  же,  как  и  раньше  пожирать людей, которые вокруг нас, своими

> немощами,  своими  грехами,  своим раздражением, злобой, осуждением,

> завистью.      А    потом  в  Страстную  неделю   успеем  произнести

> те  замечательные  слова  о  покаянии,  молитву  мытаря,  и  всё нам

> проститься, как раз к Пасхе.

 

> Может  быть  ведь  и так.  Очень многие, сознавая, что им не хватает

> сил   исполнять  христианские   заповеди    так  же   добросовестно,

> как  исполнял   ветхозаветные  заповеди  фарисей,  начнут изображать

> из  себя кающегося мытаря.  Получается, что живут они действительно,

> как жил мытарь, а вот покаяния мытарева не обретают.

 

> Более  того,   не  обретают и  того  внутреннего мира,  который  был

> у   фарисея,     и  который  сделал   его  поразительно  равнодушным

> к собственной духовной жизни, к собственному греху.

 

> Что   же  в  конечном  итоге  разделяет  двух  этих  людей?   Людей,

> безусловно выдающихся в своем роде.  Не случайно Спаситель упоминает

> о  них  в  Своей  притче.   Их разделяет прежде всего то, что делает

> христианина христианином.

 

> Добродетельный,  искренний  и  честный  фарисей  живет  в  состоянии

> поразительного внутреннего покоя и благополучия.

 

> А   вот    нечестивый,   смущенный   своим   собственным положением,

> вдруг  ощутивший  всю  свою  греховность  мытарь  исполнен  чувством

> глубокого  духовного  беспокойства.     Он  беспокоится   не  только

> о собственном спасении, он беспокоится о собственном несовершенстве,

> он ощущает себя грешником.

 

> Вот  именно  это  требуется  от  нас:  ощущать себя людьми грешными,

> ощущать    себя  несовершенными.      Но   ощущая  себя    таковыми,

> не  успокаиваться, а стараться быть лучше.  И вот это самое трудное.

> Потому  что каждый из нас знает, как хочется в этом беспокойном мире

> ощутить  себя  спокойным.  Как хочется в этом мире, где мы во многом

> обделены,  ощутить  себя  в состоянии хотя бы внутреннего, душевного

> довольства и комфорта.

 

> И мы, христиане, очень часто грешим именно тем, что вызываем у самих

> себя именно  ощущение того,   что,   в общем-то,   у нас в жизни всё

> в  порядке.   Ходим  в  храм,  молимся,  ну вот будем Великим Постом

> поститься,  ну  исповедуемся,  причащаемся  –  мы вообще принадлежим

> Церкви  в  отличие  от  большинства  окружающих  нас  людей.  За нас

> молится Спаситель,    за нас  молится   Пресвятая Богородица и  сонм

> святых – всё у нас хорошо.

 

> Да,  конечно,  мы  грешны,  конечно,  мы в очередной раз на исповеди

> расскажем  про свои очередные грехи, то есть в конечном итоге не это

> важно.   Важно то, что мы – христиане, а значит, мы – лучшие из тех,

> кто   есть на этой  земле.   Пусть мы,  может  быть, живем и не так,

> как  дОлжно, но разве нас не вымолят святые?  Разве нет у нас святых

> мощей,   святого   елея,  благодати  таинств?   Все  это  как  будто

> гарантирует нам  наше  спасение и наше совершенство.    Мы пребываем

> в  Святой    Руси.      У нас  за  плечами  поколения   подвижников.

> Уж  как-нибудь   с  их   помощью  не по нашим,  может быть, усилиям,

> а по их, мы спасемся.

 

> Мы нередко в той или иной форме говорим так о себе.  И в этих словах

> много  правды.     Как  впрочем много правды было и в словах фарисея

> об  исполнении им всех заповедей, но в этих словах скрывается и одна

> очень  важная  ложь,  та  же  самая  ложь,  которая  была и в словах

> фарисея.   Говоря так,  мы создаем у себя самих ощущение того,  что,

> в  общем-то, мы уже достигли такого совершенства, которое не требует

> от нас постоянного сердечного покаяния.

 

> Естественно,   человек стремится  к покою и миру в собственной душе.

> И будет дан нам мир и покой, но не в этом мире.  Если мы в этом мире

> остаемся  христианами,  то жизнь наша не может не быть трудной, путь

> наш не может не быть крестным путем; и путь ко спасению у нас только

> один  –  через  страдания.   Не надо крестных мук, не надо какого-то

> самоумерщвления  плоти  – надо просто оставаться христианином тогда,

> когда христиан, может быть, вокруг нас и не будет.

 

> Надо  увидеть  в  себе   недостатки    даже  тогда,   когда  ближние

> будут  считать  нас порядочными, совершенными, нравственными людьми.

> Надо  ощущать  свою  неспособность  собственными  силами преобразить

> самого себя и дать место Богу.  Собственно, это и делает мытарь.  Он

> так глубоко сознает свою греховность, что вдруг понимает, что своими

> силами,  в  отличие от фарисея, исполнявшего закон, ему не спастись.

> Он  осознаёт  свою  греховность настолько, что даже не просит помощи

> Божией  –  он  просит  просто  милости,  настолько  велик  его грех,

> настолько он уже потерял надежду на самого себя.

 

> И  вот  в этот  самый последний момент он преображается.   А фарисею

> не  нужна  ни  помощь,  ни милость Божия:  он уже всего  достиг сам.

> И  вот  это  чувство  того, что сами по себе мы можем достичь самого

> главного, очень часто делает нас, христиан, не христианами по сути.

 

> Очень  часто,    уповая  только  на  свою  собственную  добродетель,

> мы оказываемся грешниками по существу.  Весь смысл христианской веры

> заключается  в  том,  чтобы,  когда-то  отвергнувший  Бога  человек,

> замкнувшийся  в  себе  и решивший в себе, что своими силами он может

> стать  таким, как Бог, вдруг понял, что сам по себе он может творить

> только  зло.   И только с помощью Божией он может стать совершителем

> добра.

 

> И  вот это, очень трудное дело, связанное с тем, чтобы мы разомкнули

> свою  душу для Бога,  чтобы мы услышали Бога  в своем сердце,  чтобы

> мы  дали  возможность  Богу  в нашей жизни явить Свою волю, является

> главным призванием христианина.

 

> А   начинается   это  только тогда, когда христианин осознает, какой

> он грешник, как мало он может сам по себе.

 

> Грядет  Великий  Пост.    Каждый  из  нас, так или  иначе, относится

> к этому  времени  с надеждой.  Тяжело   от того,   что придется себя

> во многом ограничивать.  Но ведь есть малая надежда на то, что может

> быть  этим  Великим  Постом  что-то  в  нас изменится.    Чаще всего

> у  большинства   не меняется   ничего,    кроме   пищевого  рациона,

> кроме  внешнего времяпрепровождения.    Но у кого-то меняется что-то

> и  более  существенное.   И эта перемена предопределяет потом многие

> последующие годы.

 

> Давайте задумаемся над тем, кем мы войдем и кем мы выйдем из времени

> Великого  Поста.  Горделивыми, хотя исполняющими внешние предписания

> Великого    Поста     фарисеями,   или   смирившимися,   осознавшими

> свои собственные грехи мытарями.

 

> Один  путь  ведет  в  самого себя от Бога.  Другой выводит из самого

> себя  к  Богу.  И этот путь открыт для каждого из нас.  Просто нужно

> лишиться  того,  что  мы  ищем  более  всего,  в том числе и в жизни

> духовной:   стремления  к  благополучию  и   комфорту,  не внешнему,

> но внутреннему.

 

> Пусть  мы  этот   Пост  проведем  иначе, чем прежние Посты.    Пусть

> мы  ощутим  себя сораспятыми со Христом.  И тогда фарисейское начало

> уйдет  из  нашей  души.   И  расцветет  то  самое мытарево покаяние,

> которое и делает христианина христианином.

 

> Один,   очень   далекий  от  Бога  писатель,  сказал  в  свое  время

> поразительные   слова:   +Христианами   нас   делает  поражение+./*/

> Действительно,  когда  мы  ощутим  себя  потерпевшими  в  этой жизни

> поражение,  когда  мы  почувствуем,  что  сами  по  себе мы не можем

> ничего,  вот  тогда мы сможем по-настоящему воззвать к Богу.  И Бог,

> конечно же, придет к нам.

 

> И  пусть  этот  Великий  Пост,  еще не наступивший, станет временем,

> когда   мы  ощутим  себя  тем самым  мытарем,  который ничего, кроме

> своей  греховности,  не переживал, но который поэтому стал настолько

> возвышенным,  что  его слова донеслись до небес.  И Бог увидел в нём

> уже не грешника, но Своего соработника и сподвижника.  Аминь.

                [ Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова.

                  www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=1&day=24 ]

 

 

 

        -------------------------------------

        /*/ Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!

        www.litra.ru/fullwork/get/woid/00309231220519705782/page/9/ -

        Прим. редактора рассылки.

 

 

 

 + + + свящ. Александр Шмеман: подготовка к Посту: смирение.

       свящ. Яков Кротов: без покаяния - точно  тупик

                 www.messia.ru/rasylka/010/2512.htm#0

 + + + свящ. Александр Шмеман: МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

        (из сб.  Воскресные беседы) www.messia.ru/r2/2/052a.htm#0

 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...

        www.messia.ru/rasylka/009/2375.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20110213/orth?cont=rv_ru

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Иисус рассказал им притчу,

 чтобы они знали, что надо всегда молиться и никогда не отчаиваться:

 'Был в одном городе судья,

  он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.

  И была в том городе вдова,

  которая всё время ходила к нему и говорила:

  "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!"

  Он долго не соглашался, а потом сказал себе:

  "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь,

  но эта вдова такая назойливая.

  Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила меня"'.

 Господь спросил:

 'Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья?

  Так неужели Бог не защитит Своих избранников,

  взывающих к Нему денно и нощно?

  Разве станет Он медлить?

  Говорю вам, суд Его будет правым и скорым.

  Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется,

  такую веру на земле?'* (Лк.18:1-8/*/)

                                * * *

*Верны слова:

  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.

  Если терпим, / вместе и царствовать будем.

  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.

  Если мы неверны, / Он остается верным  -

  ведь Он от себя самого отречься не может!

 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.

 От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14/**/)

                                * * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,

 ждут гонения.

 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! -

 и сбивать с пути и других, и себя.

 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.

 Ты знаешь, кто твои учителя,

 еще в младенчестве узнал Святое Писание,

 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению

 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/***/)

                                * * *

"Хранит Господь простодушных: * я изнемогал, а Он спас меня".

                                                            (Пс.114:6)

             *********************************************

/*/ включает рядовое евангельское чтение субботы.

/**/ часть ряд.  апост.  чтения субботы.

/***/ часть рядового воскресного чтения.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2649.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»