=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
1> В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус 2> и чему Он учил с самого начала • до того дня, когда > Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал 3> Духом Святым, • которым и предстал после Своих страданий живым, > доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им > и говоря с ними о Царствии Божием.
4> И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться > из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом 5> вы уже слышали от Меня: • Иоанн крестил водой, > а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6> Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели 7> пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?» • Он же сказал > им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил 8> Своею властью. • Но когда на вас сойдет Дух Святой, тогда > вы примете Его силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме > и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли».
9> И сказав это, Он был поднят, а они смотрели на Него. И облако 10> подхватило Его, унося Его прочь от глаз их. • И они продолжали > взирать на небо, куда Он ушел. И смотри! - Два человека в белых 11> одеждах предстали перед ними • и сказали: «Мужи Галилеяне! что > вы стоИте и смОтрите на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас > на небо, придет таким же образом, каким Он на ваших глазах ушел > на небо».
12> Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, которая называется > Масличной и находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего > пути. > Деян.1,1-12 > (Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева))
* * *
> В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний > святых апостолов евангелиста Луки. Только этот евангелист сообщает > нам о Вознесении, причем дважды: в своём Евангелии (Лк.24,50-53) > и в Книге Деяний (Деян.1,9-11). В последнем случае всего в трех > стихах! Но они для евангелиста имели очень большое значение. > Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа > с земли, на которой Он сорок дней после Своего Воскресения являлся > Своим ученикам, почему этот уход празднуется как великое и радостное > событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после > Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» > (Лк.24,52). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, > какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. > Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как > в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, > в религиозном сознании оно было и остается сферой Божественного.
> В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало > его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае > вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается > к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. > Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением > Его Божественности. И не только это.
> Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, > а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую > личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, > пророк Илия был взят на небо и как бы ожидает своего возвращения. > Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением > дня Господня» (Мал.4,5). В Книге Откровения есть удивительное > место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. > И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной > в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, > восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола… > и восхищено было Дитя её к Богу и престолу Его» (Откр.12,5). > Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое > Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, > осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения > в качестве Судии и Господа. Рассказы о Вознесении отражали > радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял > в переживании живого присутствия распятого, воскресшего > и вознесшегося Иисуса. После Вознесения Господа близость > Воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: > «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» (Рим.1,4), «Бог превознес Его > и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2,9), «Его возвысил Бог > десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян.5,31). > Это спасительное деяние Бога воспевали, о нём размышляли снова > и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало > христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он - > в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры > Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.
> Только три стиха текста. Но сколько искусной премудрости > можно обнаружить в этих кратких строках!
> Во-первых, мы замечаем, что в маленьком отрывке пять раз употреблены > выражения, означающие «смотреть, видеть». Они призваны удостоверить > в очевидности события. Здесь Лука заверяет в том, о чем говорил уже > в начале своего Евангелия: он намерен сообщить только то, > что «передали нам бывшие с самого начала очевидцами… Слова» > (Лк.1,2). Рассказ в Деяниях заверяет: Апостолы - очевидцы и, > следовательно, будут надежными свидетелями и верными основателями > предания.
> Во-вторых, обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа. > Разумеется, речь идёт не о простом облаке. В наше время мы так > далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, > что стали нечувствительны ко многим символам, которые так много > говорили древним. Люди примитивного ума могут посмеиваться > над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди > разумные далеко не всегда понимают суть религиозной символики. > Облако - общечеловеческий древний символ и наглядный образ > божественного присутствия, а также восхищения и обожения.
> Достаточно почесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого > облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему > как богу. Так в языческом мире. А в Священном Писании? В нём > облако - тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, > где облако Божественного присутствия осенило апостолов (Лк.9,34-35). > Вспомним Первое послание к Фессалоникийцам, где говорится > о восхищении «на облаках в сретение Господу» (1Фесс.4,17). Но самое > главное - пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем > на облаках небесных (Дан.7,13), столь часто вспоминаемое в Новом > Завете.
> При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. > Цель Его пути - небо, о котором трижды говорится в речи ангелов. > Это троекратное повторение придает их речи торжественный характер: > «смотрите на небо», «вознесенный на небо», «ушел на небо» > (Деян.1,11). Там, на небе, Он будет пребывать до Второго > пришествия.
> В-третьих, замечательно появление ангелоподобных мужей. Да, это > именно ангелы, которых выдают их белые одежды. Евангелист Лука > искусно строит свой рассказ о двух ангелах в истории Вознесения как > параллель к своему же пасхальному рассказу о женщинах, которые > пришли с ароматами ко гробу Господа Иисуса. Там, возле пустого > гроба, «предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» > (Лк.24,4). Это тоже были ангелы. Их двое. И это соответствует > библейскому праву верного свидетельства (Втор.17,6; 19,15).
> Наконец, в-четвертых, пожалуй, самое важное в рассказе > о Вознесении - сама речь ангелов. Как и на гробе, они задают > вопрос, который призван исправить неверное понимание события > и неверное поведение. «Что вы ищете живого между мертвыми?» - > спросили ангелы женщин. «Что вы стоите и смотрите на небо?» - > спросили они учеников. Как тогда женщинам, видящим пустой гроб, > было сказано, что искать живого с мертвыми лишено смысла (Лк.24,5), > так и теперь говорится, что бессмысленно искать взором Того, > Кто сидит ныне одесную Бога (Лк.2,69), бессмысленно ждать его ныне. > Что надо делать ныне, было только что заповедано Самим Иисусом. > Ученики не должны стоять, смотреть на небо и бездеятельно ждать > или размышлять о Втором пришествии и его сроке, но должны > стать свидетелями и очевидцами Воскресшего, как только они примут > Духа, Которого они должны ныне ожидать в Иерусалиме, чтобы оттуда > начать свой путь «до края земли». При этом нельзя забывать, > что Господь в конце времен вернется. Второе пришествие Господа > Иисуса, Сына Человеческого, произойдет «таким же образом», каким > произошло и Его вознесение, а именно «на облаке» (Лк.21,27). > Вознесенный к Божественной жизни, Иисус - вернется на облаках > небесных как Сын Человеческий (Лк.21,27), владычество Которого - > «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его > не разрушится» (Дан.7,14). В такой уверенности, будучи очевидцами > и свидетелями, ученики и должны идти указанным им путём.
[ Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Вознесение Господне. Путь Восхождения (12 мая 2010)
+++ свт. Иоанн Златоуст: ныне мы, казавшиеся недостойными земли, вознесены на небеса & Яков Кротов: событие, неудобное для веры www.messia.ru/rasylka/010/2568.htm#0 +++ свящ. Александр Мень: великое обетование и суть христианства www.messia.ru/rasylka/010/2569.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Иисус сказал: "А теперь Я ухожу к Тому, кто послал Меня. ... Но Я правду вам говорю: Мой уход вам на благо. Если Я не уйду, не придет тогда к вам Заступник; а уйду - Я пошлю Его к вам. Он, придя, мир уличит в том, что тот неправильно судит о грехе, справедливости и о Суде: о грехе - потому что не верят в Меня; о справедливости, потому что Я ухожу к Отцу и вы больше Меня не увидите; о Суде - потому что уже осужден Властитель этого мира. Я мог бы еще о многом сказать вам, но пока вы не можете это осилить. Когда же придет Дух Истины, он направит вас к полной истине. Ведь всё то, что он скажет, будет не от Него: Он лишь то скажет вам, что услышит, Он расскажет вам о грядущем. Он прославит Меня, ибо всё, что Он скажет, Он возьмет у Меня и поведает вам. Всё, что есть у Отца, Мое. Вот почему Я сказал: Он возьмет у Меня и расскажет вам. Еще немного - и вы Меня уже не увидите, а немного спустя увидите снова"…. Иисус знал, о чем они хотели спросить Его, и поэтому сказал: "Вы спрашиваете друг друга, что Я имел в виду, говоря: "Еще немного - и вы Меня не увидите, а немного спустя увидите снова"? Говорю вам истинную правду: вы плакать будете и скорбеть, а мир будет радоваться. Вы будете печалиться, но печаль ваша радостью станет. Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час, а родив ребенка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир человек. И вы тоже печальны теперь, но Я увижу вас снова - и сердце ваше наполнится радостью, эту радость у вас никому не отнять. В тот день вы Меня ни о чём не спр`осите. Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете, даст Отец вам всё, что попр`осите! Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете, даст Отец вам всё, что попр`осите! До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя. Так прос`ите - пол`учите, и наполнит вас радость! Я говорил вам об этом иносказаниями, но час наступает, когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний. И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав. Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца. Отец ведь сам любит вас, потому что вы Меня полюбили и поверили, что Я от Бога пришел. Я пришел от Отца в этот мир и снова мир покидаю и ухожу к Отцу". "Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, - говорят Его ученики. - Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь, даже прежде, чем Тебя спросят. Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел". "Поверили наконец? - сказал им в ответ Иисус. - Вот наступает час, он уже наступил, когда вы все по домам разбежитесь, оставив Меня одного. Но Я не один, потому что Отец со Мною. Я вам это сказал, чтобы вы обрели во Мне мир. В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!" (16:5,7-16,19-23 - частично вкл. чтения вторника и среды) * * * "Да приидет Благодать, и да прейдет мир сей!" (Дидахэ) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2693.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|