=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

В этом выпуске я публикую свой ответ на полученное мной письмо. Его автор, судя по всему, протестант. Письмо небольшое, но в нём затронуты очень важные темы. Сначала автор излагает свое понимание "каждодневной христианской жизни". По его представлениям, Бог не требует от нас "чего-то непонятного и сверхъестественного", "нам нужно просто жить", но благодаря тому, что мы прощены Богом, наша жизнь не будет обычной. Затем он говорит о том, что Божье благословение (иначе говоря, счастье) мы получаем "не через исполнение каких-то обрядов или дел", а как результат доверительных отношений с Ним. В конце он задает вопрос о том, ставит ли Церковь преграды (в виде обрядов и правил) на пути к Богу.

Итак, мой ответ.

 

"Просто  жить"...  –  Просто,  но  совсем  не  просто.  Тут перед нами
парадокс.  С одной стороны, Господь говорит о благодати, которую нужно
только    принять.    С    другой    -   Он   выдвигает   невыполнимые
требования-заповеди  (например,  Он призывает быть "совершенными", как
Его Отец; Он призывает идти вслед за Ним на казнь).

Парадокс  объясняется  тем,  что Его заповеди, требования, предложения
просты  для нашего духа, "внутреннего человека" - той внутренней части
нашей  личности,  которая  несет  в себе образ Божий. Но дух порабощен
"плотью", "ветхим человеком". Поэтому между ними неизбежна борьба.

Бывают  периоды,  этапы  жизни, когда этой борьбы вроде бы нет. Иногда
так  бывает  в  начале  христианского   пути, иногда -  в середине или
в конце.  Но,  думаю,  что ее отсутствие  - исключение, и лучше к нему
относиться таким образом. Во всяком случае, мы предупреждены: "многими
скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие".

Теперь  пару  слов  о  прощении.  Это очень важная тема в христианской
жизнь.   И   одна  из  частых  опасностей  -  недостаточное  осознание
дарованного нам прощения и то, что мы забываем о нём.

Чего    требует   Бог?   Понятного   или  непонятного?   Естественного
или сверхъестественного?  Смотрите,   "будьте совершенны"  -  это ведь
требование  сверхъестественного,  т.е.  того,  что превышает природные
человеческие  способности!  (Помните  место в Евангелиях, где апостолы
спрашивают  "Кто  же может спастись?",  а Иисус  отвечает,  что  людям
это невозможно, но Богу возможно всё?)

Секрет  в том, что, в отличие от Ветхого Завета, где Бог дает заповеди
и ожидает от человека их исполнения, сейчас Он Сам в Лице Святого Духа
живет  с нами (точнее, в нас!),   и Он ведет нас по определенному пути
и дает силы для  преодоления  препятствий.  Что  же  требуется от нас?
Желание идти с Ним, решимость, порой - мужество, бдительность...

Об  "обрядах  и  делах".  С  делами  проще (вроде бы).  Вера,  живущая
в сердце, проявляется вовне - т.е. в делах.  Бывают исключения,  когда
она  так   проявиться   не может:   если человек парализован или лишен
свободы.  Но  общий    принцип    таков:   если    вера  есть  и   она
доброкачественная, то она стремится в чём-то выразить себя.

Обряды по сути, по идее - это тоже проявление веры (собственно говоря,
и они  -  одна из разновидностей "дел"). Хотя они могут использоваться
по-другому  -  т.е.  люди  порой начинают верить в обряд, вместо того,
чтобы  верить в Бога ("обрядоверие"). И это бывает очень часто. Но то,
что  случаются извращения в отношении обряда, не означает, что решение
этой проблемы - отвергнуть все и всяческие обряды.

В  качестве   обоснования   такой  позиции  скажу вот что.  Во-первых,
без обрядов человек  долго   жить не может -  когда отвергаются  одни,
на их место  скоро  приходят  другие.  Обычно  более простые,  бедные.
В этом упрощении  может  быть  и  положительный момент -   когда обряд
бездумно  сохраняется,    к  нему   примешивается   всякая  "шелуха" -
второстепенные детали,  которые в сознании людей занимают то же место,
что и главные, и таким  образом  затеняют их. (Когда человек регулярно
делает что-то   один,   сам  по  себе,   у него формируется привычка -
как именно он это делает.   Когда группа людей что-то регулярно делает
вместе, формируется обряд.)

Во-вторых,   отрицание   обрядов   вдохновляется   идеей  о  том,  что
по-настоящему  ценны вещи спонтанные, то, что делается по вдохновению,
исходит из сердца... В этой идее есть доля истины, но есть и множество
"но".   "Из сердца" может исходить и исходит не только благо  (об этом
и Иисус   упоминал).   Идея,   видимо,   возникла  и  распространилась
как антитеза обрядоверию. Так часто случается в человеческой истории -
из одной  крайности,  отталкиваясь  от  нее, люди кидаются в другую...
А "нужно что-то среднее, но где ж его взять?"

Ну  и  теперь  мы  подошли к ответу на основной Ваш вопрос - ставит ли
Церковь  преграды  на  пути к Богу? Дело в том, что есть два понимания
Церкви - Церковь, какой она должна быть;  Церковь,  какой она является
в реальности.

Церковь  в первом смысле должна быть путем к Богу, более того - местом
встречи,  пребывания  вместе Бога и человека. Кто-то отвергает Церковь
даже  как идею... Мол, в общении с Богом посредники не нужны. Это, как
и  отрицание  ценности  обрядов,  -  наследие эпохи романтизма (также,
говорят некоторые умные люди, экзистенциализма).

Но правда в том, что христианский путь и способ богообщения - это путь
вместе  с  другими.  Да,  есть  личное общение с Богом, индивидуальная
молитва, и эта сторона духовной жизни очень важна. Но это только часть
целого.  Помните  слова ап. Павла "Когда вы собираетесь в церковь..."?
(Более точный перевод - "... как церковь...".) Это он пишет о том, что
православные называют литургией, таинством евхаристии, а протестанты -
хлебопреломлением.

Церковь  во втором смысле, конечно,  часто "ставит  преграды"...  Если
мы согласимся  в том,  что в теории церковь,  как  собрание  верующих,
нужна,  то  встает  вопрос  о том,  как эту теорию,  идеал согласовать
с реальным положением дел  в Церкви,   в церквях.   Это крайне трудный
вопрос. И тут нет, полагаю, единственно верного ответа.

Этот вопрос - то, что на английском называют challenge, а мы не совсем
уклюже  переводим  как  "вызов". Это своего рода головоломка, загадка,
которая  стоит  перед  многими  из тех христиан, кто, с одной стороны,
понимает,   что  церковь  -   община  верных   нужна,  а  с  другой  -
не удовлетворен теми церквями, которые видит рядом с собой.

Пути  выхода  приходят  на ум разным людям разные. Одни находят общину
или  конфессию,   хотя   и  далекую от идеала,  но  всё же позволяющую
им чувствовать     себя   не одиночками,     а    'членами      Тела',
пребывающими в  общении  с  другими его 'органами'.  Другим в церквях,
которые им встретились,   настолько  неуютно,   что   они предпочитают
ограничиться общением на темы веры в интернете, возможно, заходя время
от времени в те  или иные собрания, но не считая ни одно из них своим.
Третий путь решения   проблемы  мне  видится    в том, чтобы, не найдя
приемлемой для себя  общины,  попытаться  самому создать такую.   Если
такая попытка  будет  успешной,    появится  новая община внутри одной
из конфессий, или новая конфессия.

(С конфессиями  тема не простая - с одной стороны, христиане не должны
бы  делиться  на  не признающие друг друга группы, но с другой - такое
деление часто по-человечески неизбежно. А после М. Лютера, Ж. Кальвина
и  др., этот создать новую конфессию стало довольно просто. Но это уже
отдельная обширная тема.)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Иисус учил народ и говорил:

  - Остерегайтесь учителей Закона,

    которые любят расхаживать в длинных одеждах

    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;

    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду

    и на пиру - на почетных местах.

    Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся!

    Этих ждет самый суровый приговор!

 Иисус, сев возле сокровищницы,

 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.

 Многие богачи клали помногу.

 А потом подошла одна бедная вдова

 и положила две медные монетки - один квадрант.

 Иисус подозвал учеников и сказал им:

  - Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных.

    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,

    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,

    всё, на что жила.* (Мк.12:38-44/*/)

                                * * *

*Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы,

 это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас.

 Если кто-то из вас страдает,

 пусть это будет не потому, что он убийца, или вор,

 или преступник, или доносчик.

 А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится,

 пусть славит Бога за то, что носит это имя!

 Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев.

 А если он начинается с нас,

 то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?!

 "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?"

 Так пусть те, кто страдает по Божьей воле,

 полностью доверятся Творцу - Он всегда верен -

 и устремят все помыслы на добрые дела.

 Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас.

 Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа

 и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться.

 Пасите вверенное вам Божье стадо,

 заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле,

 так, как это делает Бог;

 не из низменной выгоды, но из истинного рвения;

 не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил,

 но служа примером для стада.

 И тогда, когда явится главный Пастырь,

 вы получите неувядаемый венок славы.

 И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим.

 И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что

 "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".*

                                                   (1Пет.4:12-5:5/**/)

             *********************************************

/*/  еванг. чтение четверга.     /**/ апост. чтение четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2879.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»