=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой -
через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> Под словом ТЕОДИЦЕ́Я (от греч. θεός – Бог и δικαιόω – оправдывать) обычно подразумеваются богословские концепции, стремящиеся согласовать благость Божью с существованием зла в мире. <...> первые поиски теодицеи появились еще в древности, у вавилонских мудрецов (). Для политеизма в целом проблема теодицеи не имела смысла, т. к. не все боги представлялись существами, благими по природе: они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие идей теодицеи началось с возникновения религий спасения (). Индийская философия рассматривала теодицею в свете учения о метемпсихозе и отрицания ценности временного бытия. Источником зла считалась материя. В маздеизме вопрос решался с позиций дуализма. Ответственность за зло возлагалась на темное начало (Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка теодицеи получила дальнейшее развитие в спиритуализме гностических сект ().

> Библия – как Ветхий Завет, так и Новый Завет – констатирует несовершенство мира и наличие в нём зла. Однако в первых книгах В.З. проблема теодицеи лишь едва намечается. Для ветхозаветного человека было несомненным, что зло как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос, почему змей стал противником Бога и соблазнил Адама (Быт 3), ответа не дается. Господствовала вера в абсолютную справедливость Бога, Который допускает зло как возмездие за грехи (ср. диалог Авраама и Бога при посещении патриарха тремя странниками в Быт 18). В Быт 49:24 подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить в добро. Исторические и Пророческие книги не выходят за пределы веры в зло как наказания. Лишь в Ис 51:9–10 содержится намек на силы зла, противящиеся Богу и олицетворенные драконом хаоса. В отличие от древневосточные мифологии, это существо принадлежит не божественному, а тварному бытию.

> Тайна происхождения зла не тревожила ветхозаветную мысль до тех пор, пока в людях господствовало родовое сознание. Считалось, что грех наказывается не только в лице грешника, но и его потомков. Но постепенно идея родовой ответственности перестает удовлетворять (Иез 18:20). Отсутствие в В.З. веры в посмертное воздаяние () привело иудеев к глубокому духовному кризису, отразившемуся в ряде псалмов и особенно в Кн. Иова. В ней проблема теодицеи поставлена с предельной остротой; причем характерно, что рассуждения друзей Иова, пытавшихся изложить различные теории теодицеи, Бог отвергает. Он принимает вопль и протест Иова, который оказывается более правым, чем его благочестивые собеседники. Однако ответа на вопрос о теодицеи книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чём содержится намек на несостоятельность традиционных толкований тайны зла. Тайна эта остается несводимой к известным человеку понятиям и представлениям. Проблема теодицеи решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение Иова. Знаменательно, что и Н.З. не говорит о метафизич. причине зла, а учит, как жить в мире, где есть зло, и как вести с ним борьбу.

> Согласно ап. Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо отождествляется с Эдемским змеем и драконом (чудовищем хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей ясностью сказано в апокрифической Кн. Еноха, где причиной падения явилось нарушение воли Творца духовными существами – ангелами, которые воспротивились Его воле. В новое время одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит Шеллингу, идеи которого были развиты Бердяевым. "Проблема теодицеи, – писал Бердяев, – разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире". В той или иной форме эту мысль разделяет большинство христианских богословов. Но при этом необходимо постоянно помнить, что Слово Божье не дает нам рационально обоснованной теодицеи, сохраняя в полной мере значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу неведомому.

cвящ. Александр Мень.
БИБЛИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / статья ТЕОДИЦЕЯ В БИБЛИИ ] 

 

 

 

 --------------------------------------------------------------- 

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |

|           Как это можно сделать, описано на странице          |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                   |

 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                

                     (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

–--------------------------------------------

 Ведь Писание говорит:

        "Бог противится гордецам,

            но любит смиренных".

*Покоритесь Богу!
 Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.

 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. ...

 Принизьте себя перед Господом - и Он вас возвысит. ...

 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:

 "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,

  проведем там год,
   будем торговать и заработаем много денег".

 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!

 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.

 Вам бы говорить вместо этого:

 "Если захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".

 А вы хвастаетесь, зан`оситесь.

 Всякое такое хвастовство порочно!

 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро,
  но не делает,

 повинен в грехе. ...

 Так запаситесь терпением, братья,
  до дня возвращения Господа!

 Смотр`ите, как терпеливо дожидается земледелец,

 когда земля принесет драгоценный урожай.

 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!

 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,

 потому что день возвращения Господа уже близок.

 Братья, не жалуйтесь друг на друга,
  чтобы Бог не осудил вас.

 Смотр`ите, Судья уже сто`ит у дверей!*

                               (Иак.4:6-8,10,13-17;5:7-9/*/)

* * *

*Так говорится в Писании:

 "Вот Я кладу на Сионе камень
   краеугольный, избранный, драгоценный.

  Всякий, кто верит в него, не узнает стыда".

 Итак, для вас, верящих, он - великая ценность,

 а для тех, кто не верит, -

 "камень, который отвергли строители, / он стал главою угла"

 и "камень, о который споткнутся,
  скала - из-за нее упадут". ...

 Но вы - избранный род, священство Царя,
  святой народ, Божье владение,

 избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того,

 кто вызвал вас из тьмы в Свой дивный свет, вы -

 "когда-то не народ - / ныне народ, принадлежащий Богу;

  некогда вне милости - / ныне обретшие милость".*
                                 (1Пет.2:6-10/**/)

* * *

*Иисус начал говорить им притчами:

 "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой,

  вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню

  и отдал его внаем виноградарям.
  А сам уехал в чужие края.

  Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям

  получить свой доход с виноградника.

  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.

  Снова послал к ним другого слугу,

  но тому разбили голову и выгнали с позором.

  Послал еще одного - того убили.

  Много других посылал - / одних избивали, других убивали.

  Был у него еще сын, любимый единственный сын.

  И последним послал к ним его, думая:
  "Сына моего постыдятся".

  Но виноградари те стали говорить друг другу:

  "Это наследник!

  Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"

  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.

  Что же сделает хозяин виноградника?

  Он вернется и казнит виноградарей,

  а виноградник отдаст другим.

  Разве вы не читали в Писании:

  "Камень, который отбросили строители,
    стал краеугольным камнем.

   Это сделано Господом -
    диво, которое было на наших глазах"?

   Они поняли, что притча направлена против них,

   и хотели было схватить Его, но побоялись народа.

   Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12/***/)

********************************************* 

/*/ содержит часть апост. чтения четверга.

/**/ из апостольского чтения пятницы.

/***/ евангельское чтение пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> messia.ru/rasylka/014/3049.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»