[ИИСУС И ВЕЛЬЗЕВУЛ]
Ст. 27 — Иисус приводит еще один аргумент, доказывая неправоту фарисеев на примере, взятом из жизни. Экзорцисты существовали и раньше, до Иисуса. Например, Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" сообщает, что Бог наделил Соломона способностью изгонять бесов и Соломон считался родоначальником и покровителем экзорцистов, которым он передал это учение. Среди современников Иисуса тоже были экзорцисты и, вероятно, из числа самих фарисеев. Ведь слово "соплеменники" (дословно: "ваши сыновья") может означать как евреев вообще, так и последователей фарисеев. Неужели фарисеи допускают мысль, что кто-то из их числа использует для изгнания бесов сатанинские силы? Но тогда незачем обвинять Иисуса, потому что, обвиняя Его, они будут обвинять самих себя. Они виновны не только перед Иисусом, но и перед Богом, давшим Иисусу такую власть. И тогда экзорцисты станут им судьями, вероятно, выступив их обвинителями на Божьем Суде (ср. ст. 41-42). Ст. 28 — Итак, между деятельностью Иисуса и деятельностью еврейских экзорцистов есть сходство. Те тоже действуют Божьей силой. Духом Божьим — ср. Луку, сохранившего более близкое к <арамейскому> оригиналу "пальцем Божьим" <(11:20, однако, в переводе это не отражено, ср. текст синод. перевода и примечание)>. Смысл один и тот же, так как Дух есть Божья энергия и сила (см. коммент. на 3.16). И всё же слов`а о Божьем Духе придают речению особое значение. Во-первых, еврейские экзорцисты не указывали на присутствие Духа в их деятельности. Во-вторых, как известно, Дух был отнят у Израиля несколько веков тому назад (см. коммент. на 3.16). В Иисусе действует Божий Дух, свидетельствующий о наступлении конечных времен. Но трудность остается. Ведь если понять этот стих в том смысле, что сам факт изгнания бесов доказывает наступление Божьего Царства, то в чём тогда разница между Иисусом и другими людьми, наделенными особыми способностями? Кстати, здесь довольно редкий случай, когда Матфей употребляет словосочетание "Царство Бога" (так же в 6.33,19.24; 21.31, 43), а не "Царство Небес". Царство Бога уже пришло — это очень трудное место, потому что оно свидетельствует о вере Матфея, что с приходом Иисуса Бог уже воцарился на земле, то есть эсхатология уже осуществилась. Но одновременно есть много речений, свидетельствующих о том, что Царство близко, уже рядом, но еще не наступило открыто и в полноте силы. Об этом лучше всего говорит последующая история человечества и самой христианской Церкви. Вероятно, эти речения передают напряжение переходного периода с его "уже" и "еще нет". Кроме того, речь идет о приходе Царства, но не о его полном осуществлении. См. также коммент. на 4.17. Так почему изгнания и исцеления Иисуса означают наступление Царства, а те же дела, совершенные другими — нет? Вряд ли это можно объяснить только тем, что их больше или что они были успешнее. Исказит сам смысл отрывка и предположение, что изгнания, совершенные фарисеями, недействительны и лишь кажущиеся. Неправомерна и попытка понять слова "ваши сыны" как относящиеся к апостолам. Да, Иисус и великий целитель, и великий экзорцист. Но не только. Здесь логическое ударение падает на "Я". Его деяния неразрывно связаны с Его личностью и назначением. Разница не в изгнаниях, не в их количестве и качестве, а в Том, кто совершает изгнание. Приход Иисуса свидетельствует о том, что заря Божьего Владычества уже занялась на небосклоне и тьма ночи рассеивается. Его дела - это видимое проявление Божьего правления. Это проявляется и в том, что Сатана лишается власти над одержимыми, так как и одержимость, и всякая болезнь есть последствия отпадения человечества от Бога. "Звучит иронически, что позже, когда ситуация кардинально изменилась и Отцам Церкви задавали вопрос, чем объяснить успехи нехристианских экзорцистов и чудотворцев, они отвечали точно так, как фарисеи в нашем рассказе и ссылались на бесов (см., например, Юстин, 1 Апология, 54-8, и Августин, Град Божий, 10.16; 22.10)".*
* Davies and Allison, Matthew, v. 2, p. 338. |
|||
|
![]() |