Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: |
|||||||
Предыдущие выпуски по теме: Подготовлено на основе главы из кн.: История религии. Учебник. Том 2 (гл. 24) <составлена по материалам произведений свящ. Александра Меня> www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_24.html Восточная Церковь на рубеже II тысячелетия Культура Византии переживала последний расцвет. Миссионеры несли христианскую весть в далекие земли - к арабам, евреям и славянам. Изо всех стран света шли паломники и в саму Византию. Пораженные величием и красотой империи, многие из них обращались в христианство. Со времен патриарха Фотия империя практически восстановила прежнее величие. Границы были хорошо защищены, государственный аппарат усилился, а власть царя достигла апогея. При дворе вошли в моду классические традиции. Столица поражала почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных храмов, сверкающих дворцов, она производила неотразимое впечатление на гостей. Пробудилась интеллектуальная и духовная жизнь. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы создавали шедевры. Император Константин VII Багрянородный, правивший с 913 по 959 год, занялся титаническим трудом, приводя в порядок всю сумму знаний своей эпохи. Обладая недюжинным литературным талантом, он написал ряд медицинских, исторических и сельскохозяйственных трактатов. Он одним из первых стал относиться к истории не как к отвлеченной науке, а как к конкретному знанию, необходимому для практической жизни. Он собрал воедино множество жизнеописаний святых, подобно знаменитому поэту Симеону Метафрасту - автору огромной агиографической поэмы, основанной на народных преданиях и фольклоре. В эту же эпоху писал выдающийся хронист и историк Лев Диакон, а архиепископ Кесарийский Арефа собирал сочинения греческих мыслителей. Влияние Церкви на общественную жизнь в этот период значительно усилилось. Союз Церкви с государством был прочен, хотя Церковь и занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Выборы патриарха зависели от императора. Епископы не имели личных владений; доходы Церкви определялись милостью императора. Это не давало духовенству возможности уподобиться феодалам, как на Западе. Монашество в Византии было несравненно более многочисленным, чем на Западе. Каждый император, видный сановник, полководец возводил монастыри, наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в политику. Светские лица в борьбе за власть искали поддержки монашества. Как и на Западе, в Византии усилились мистические настроения, особенно среди обездоленных масс. Множество крестьян в ожидании конца света предаются духовному созерцанию, принимают монашеские обеты. Центром духовной жизни Византии, а потом и всего Востока становится Афон. Афон Заселение Афона отшельниками началось очень рано, возможно с IV века. Монашество здесь прошло через все фазы развития: отшельничество, затем создание лавры и, наконец, монастырей со строгим уставом. Основателем уставного монашества на Афоне считается св. Афанасий Афонский, при котором возникает знаменитая Лавра. В XII веке Афон уже становится центром византийского монашества, духовно-мистической жизни Востока. Основание Лавры связано со следующей легендой. Отличавшийся строгостью жизни, любовью к молитве и уединению византийский полководец Никифор Фока и монах Афанасий, с которым сурового воина связывала крепкая дружба, решили провести остаток дней в каком-нибудь из монастырей. Для этого Афанасий выбрал гору Афон, которая вдавалась в море и казалась оторванной от всего мира. Но жизнь Никифора сложилась иначе: ему пришлось возглавить империю; к тому же страстная любовь привела его к женитьбе. Афанасий очень скорбел об "отступничестве" друга. Но Никифор и на престоле продолжал вести скромный образ жизни, был воздержан, не позволял себе расточительности. Желая загладить вину, он всячески одаривал маленькую обитель на Афоне. В 963 году там возникли и другие монастыри, но Никифор издал указ, в котором запрещал строительство новых обителей. Афону принадлежало великое будущее в деле сохранения и приумножения восточного духовного наследия. Пережив века вражеских нападений, пожаров, большая группа православных монастырей существует и сейчас, привлекая множество паломников. Особенно важная роль Афону выпала после падения в XV веке Византийской империи, когда вся духовная жизнь греческого Востока сконцентрировалась в стенах монастырей на этой святой горе. Но только усилий афонских монахов было бы недостаточно, чтобы восточное христианство сохранилось и приумножило свои духовные богатства. Эту задачу в период угасания и гибели Византийской империи приняли на себя славянские народы. Христианизация славян. Свв. Кирилл и Мефодий Восточное христианство стало распространяться и укрепляться среди юных народов, только еще обретающих свою государственность и религиозно-национальную идентичность. Речь идет, прежде всего, о распространении христианства среди славян. Эта миссия неразрывно связана с именами братьев Кирилла (ок.826-869) и Мефодия (ок.815-885). Братья родились в греческом городе Солуни (Салоники), в семье видного военачальника, близкого к императорскому двору. Мефодий, старший брат, служил в славянском гарнизоне, где изучил местный язык. В разгар борьбы с иконоборческой ересью он стал монахом, удалившись в малоазийский монастырь Олимп. Константин, младший брат, с ранней юности стал проявлять необыкновенную даровитость, прекрасную память и любознательность. Еще мальчиком он полюбил творения Григория Богослова, постоянно читал их и знал многое наизусть. Как одаренного ученика Константина отправили в Академию при имераторском дворе. Там он вместе с юным престолонаследником Михаилом III учился у лучших наставников и, как говорит житие, "вскоре был обучен всей мирской мудрости". Видя блестящие дарования Константина, императорский сановник Феоктист хотел женить его на своей родственнице и способствовать его карьере при дворе. Однако у Константина были совсем другие намерения. Он тайно отправился на побережье в один из монастырей и принял иночество с именем Кирилла. Но юного философа убедили, что с его знаниями и дарованиями он может принести огромную пользу Церкви, не удаляясь в монастырь. Кирилл вернулся в Константинополь и получил место преподавателя философии и библиотекаря храма св. Софии. Огромная эрудиция и проповеднический талант позволили молодому ученому одержать несколько ярких побед в диспутах и сделали его имя широко известным. Когда в 851 году один мусульманский эмир обратился к императору с просьбой прислать к нему опытного наставника-христианина, выбор пал на Кирилла. По возвращении Кирилл провел несколько лет в монастыре Олимп, где настоятелем был его брат. В 860 году по инициативе патриарха Игнатия и поручению императора, братья отправились к хазарам, которые просили прислать миссионеров. Братья не только многих обратили в христианство, но и способствовали возвращению в Константинополь пленных греков. В 863 году, в период патриаршества Фотия, братья отправились с миссией в славянские земли. Проработав 3 года сначала в Моравии, а потом в Паннонии, братья обращали язычников, утверждали в вере и нравственности новообращенных. Братья создали славянскую азбуку («глаголицу»). Они перевели на славянский язык части Библии, использовавшиеся в богослужении и основные церковные службы. Кирилл создал школы для молодежи, где преподавание велось на славянском наречии. Однако усилившееся в этот период противостояние Восточной и Западной церквей чрезвычайно усложнило просветительскую деятельность братьев. Латинизированное немецкое духовенство, имевшее свои виды на славянские земли и опасавшееся византийского влияния, обвинило братьев в ереси. Предлогом было введение славянского языка в богослужение. По утверждению немецкого духовенства, воздавать хвалу Господу можно только на трех языках - еврейском, греческом и латинском - тех, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем. В 868 году братья отправились за поддержкой к папе Адриану II в Рим. Папа поддержал миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, подтвердил право служить по-славянски. В Риме слабый здоровьем Кирилл заболел и скончался, перед смертью взяв с Мефодия обещание продолжить начатое в Моравии дело. Мефодий, возведенный в сан архиепископа Паннонии, расширял миссионерскую деятельность. Тем временем политические и церковные распри разгорались. По обвинению в нарушении иерархических прав на Паннонию и Моравию, в 870 году Мефодий был вызван на собор немецких епископов в Баварию, где подвергся побоям и провел около трех лет в темнице. Лишь в 873 году новый папа Иоанн VIII заставил баварский епископат освободить Мефодия. В последующие 6 лет при активном участии Мефодия славянская Церковь значительно расширилась, охватывая территории Чехии и Польши. Одновременно прямой и принципиальный Мефодий боролся с распущенностью светских правителей, чем вызвал их недовольство. Вынужденный защищаться от постоянных обвинений, Мефодий, тем не менее, активно занимался просветительской деятельностью. В 883 году он приступил к переводу на славянский язык всей Библии, отдельных произведений святоотеческой литературы. Так, в трудах и борьбе, он и встретил смерть, настигшую его в 885 году. Со смертью Мефодия его ученики подверглись гонениям. В итоге на западно-славянских землях византийское христианство не утвердилось: западные славяне примкнули к германско-романскому миру. Однако деятельность солунских братьев получила дальнейшее развитие у южных славян, куда отправились многие ученики Кирилла и Мефодия - у сербов, болгар, а потом и у русских, соединивших в недалеком будущем свои судьбы с византийской Церковью. Дополнительные материалы по теме:• КИРИЛЛ
и МЕФОДИЙ - Из "Библиологического словаря" свящ. Александра
Меня • Хронология
и литература: IX век |
|||||||
www.messia.info/r2/1/324.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник |
<= предш. вып. темы | ||||