Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: | |||||||
Предыдущие выпуски по теме: Подготовлено на основе книг:
Распространенное представление о "неразделенной" Церкви первого тысячелетия, не вполне соответствует тому, что было в действительности. Историки считают, что почти половина срока с начала IV века до середины IX века приходится на периоды религиозных разрывов и что обе стороны жили в состоянии более или менее серьезного раскола (каким был, например, так называемый "Акакианский раскол" 482-519 гг.). Когда Константин Великий в 330 году перенес столицу Империи в Константинополь, он заложил основу политического, а затем и церковного разделения империи. Император Феодосий в 395 году ввел раздельное управление западной и восточной частями империи. С вторжением варваров и падением западной Римской империи в конце V века политическое разделение стало полным и окончательным. Церковь формально оставалась единой (что выражалось в созыве Вселенских соборов), но фактически в своем управлении она тоже раскололась на восточную и западную. Важной причиной раскола была внутрицерковная борьба за первенство кафедр, за влияние во Вселенской Церкви. Из нескольких крупнейших церковных кафедр, существовавших в первые века, быстро выделились две, представлявшие столицы империй, римская и константинопольская, и повели многовековую борьбу. Другой важной причиной были богословские разногласия, которые издавна существовали между Востоком и Западом. Греческое сознание, в значительно большей степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин. По этой причине большинство ересей, раздиравших Церковь, рождалось именно на Востоке. Запад же больше решал вопросы практической церковной жизни. Развитие Восточной и Западной церквей имело характерные отличия как в постановке религиозно-богословских проблем, так и в их решении. Разделение Церквей в немалой мере вызвано причинами культурно-исторического характера. Каждая поместная Церковь в определенной мере усваивала традиции, обряды, способ мышления местного населения. Эти традиции различались у разных народов, что привело к ряду обрядово-догматических несоответствий. Коронация Карла Великого в 800 году вызвала возмущение византийцев против папства, поскольку для них существовал лишь один император император нового Рима. К этому скандалу нужно добавить неумелое, обнаруживающее неосведомленность осуждение иконопочитания богословами, покровительствуемыми Каролингами. В первой половине IX века мы видим элементы политического и богословского несогласия, которые вели к возрастающему непониманию. Две крупные фигуры противостояли друг другу: Константинопольский Патриарх Фотий (891), один из наиболее образованных людей своего времени, и Папа Николай I (867), который придавал весьма большое значение первосвященнической функции епископа Рима (первый из пап, венчавшийся трехъярусной короной тиарой в знак своего царского достоинства). Папа Николай принял под церковно-административное управление Болгарию, что привело Фотия в крайнее негодование: он посчитал, что папа посягает на исконно восточные земли. В 867 году Фотий отправил послание восточным епископам, где жаловался на "латинян", затаптывающих истинную христианскую веру. Он вспомнил о многочисленных теологических расхождениях между Востоком и Западом, объявив западное вероучение ложным и смертельным для христианства. Именно в этом послании богословские противоречия двух церквей впервые сформулировали в явном виде и им придали такое значение (любопытно, что в 861 году, письмо Фотия к папе, напротив, отличалось либеральностью в подходе к обрядово-догматическим вопросам). Тогда же Фотий созвал Собор, на котором папа Николай I был предан анафеме. Далее события развивались с калейдоскопической быстротой. На константинопольском престоле сменилось несколько императоров, на римской кафедре несколько пап. За долгие годы церковно-политической борьбы Фотий был смещен, потом снова восстановлен в сане патриарха и, наконец, в 886 году смещен окончательно. После этого борьба Рима с Константинополем несколько затихла с тем, чтобы через полтора столетия разгореться вновь и закончиться самым печальным образом. Обрядово-догматические различия Западной и Восточной Церквей в период Великого раскола К X веку исторически сложились и закрепились в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей следующие различия: 1. В Символе веры: Западная Церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: "и от Сына" (filioque), говоря об исхождении Св. Духа. К XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе. 2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи. Различные даты празднования Пасхи - главного христианского праздника на Востоке и Западе, и соответственно несовпадение церковного календаря препятствовали развитию нормальных отношений между церквами. 3. На Западе в качестве общецерковного рано утвердился латинский язык, на Востоке общецерковным языком продолжал оставаться греческий. "Разделение языков" вело к богословскому размежеванию. 4. На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе. 5. На Востоке был разрешен брак белого духовенства (священников, не принявших монашества). На Западе для всего духовенства был установлен целибат (обет безбрачия). 6. Существовали, казалось, и совсем незначительные расхождения, например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу или можно ли брить бороды священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И, тем не менее, даже такие расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к конфликтам. Раскол 1054 года 1054 год воспринимается безусловно, ошибочно как дата окончательного разрыва и имеет символическое значение. Патриархи Сергий (999-1019) и Михаил Керулларий (1043-1058) вычеркивают имя папы из диптихов своей Церкви (из списка тех, кого поминают за богослужением). Это ответ на смещение "антипапы" Иоанна Филагата, который должен был сменить Григория V, первого папу немецкого происхождения. Раскол 1054 года следует рассматривать в контексте завоевания норманами Сицилии и Южной Италии, что заставило проживающих в этих районах греков, прежде находившихся под властью Византии, перейти на латинскую литургию. Патриарх Михаил ранее отверг предложение римлян вместе сражаться против норманнов. В качестве ответной меры Патриарх Михаил Керуларий, не отличавшийся легким характером, закрывает все римские церкви в Константинополе. Запад обвиняют в применении пресного (незаквашенного) хлеба для причастия, в опускании славословия "Аллилуя" во время поста, в употреблении в пищу задушенных животных, в обете безбрачия для священников, во вставке в Символ Веры. Папа Лев IX отвергает эти обвинения и, в свою очередь, обвиняет греков в мнимых отступлениях. Папское посольство, возглавляемое Гумбертом, встречается с императором Константином, склонным к миру; оно также сталкивается с сопротивлением со стороны патриарха Михаила Керуллария. Кардинал Гумберт доставляет в собор Святой Софии буллу, содержащую анафему церковное отлучение патриарху и его приверженцам, и после этого возвращается в Рим. Нетерпимость кардинала Гумберта была, к сожалению, не меньшей, чем у греков. Законность этого отлучения является спорной, так как тем временем папа Лев IX скончался и, если рассматривать дело с юридической точки зрения, то кардинал не мог отлучать от имени усопшего папы. Более важен вопрос исторической вины. Обе стороны отдавали себе отчет в серьезности разделения. Обе стороны придавали слишком большое значение вопросу о власти внутри Церкви; стремление к соблюдению собственных интересов сужало их горизонты. В XX в., во время встречи Павла VI с Вселенским патриархом Афинагором I (1964-1967), было заявлено о полном и взаимном аннулировании всех прошедших отлучений. Историки показали, что 1054 год может с одинаковым правом рассматриваться и как последний разрыв, и как одна из первых неудачных попыток объединения. Символ веры, который традиционно используется в римской Церкви, имеет в той части, где речь идет об исхождении Святого Духа, добавку, которой, однако, нет в первоначальном тексте Константинопольского Собора это: Дух исходит не только от Отца, но "и от Сына". Эта добавка явилась причиной длительных разногласий между католической и православной Церквами. И на Востоке и на Западе были отцы Церкви, которые утверждали, что Святой Дух исходит от Отца через Сына. Так полагали александрийские отцы: Ориген, Афанасий, Кирилл (около 444 года), а также каппадокийские отцы: Василий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин. На Западе Filioque был впервые введен в 589 году (Толедский Собор) как противовес арианству. Поначалу Рим отказывался изменить исходный текст, но потом (в 1014 году) согласился на новую формулировку. Греки, хотя и реагировали на это отрицательно, но не представляли себе, что это может стать причиной разделения Церквей. Только в 1054 году, вопрос о Filioque становится дополнительным аргументом при действиях восточных церковников. На Лионском Соборе (1274 год) и на Флорентийском Соборе (1439 год) Восточной Церкви предлагается не вводить Filioque, а просто признать законность его использования Западной Церковью. Две различные позиции можно считать двумя различными способами толкования одной и той же тайны Троицы. Восточная традиция склонна подчеркивать, что Отец есть единственный источник Троицы. Римская традиция делает основной упор на единосущии всех ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа. До XIV века эта разница не нарушала единства веры Востока и Запада. | |||||||
www.messia.info/r2/1/336.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник |
<= предш. вып. темы | ||||